logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисцип­лины и расширение границ ее исследования

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет, если можно так выразиться, внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот про­цесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педаго­гика» обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспи­тания, образования и обучения.

2. Преддошкольная и дошкольная педагогика.

3. Школьная педагогика.

4. Сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, изучающие воспита­ние глухих, слепых и умственно отсталых детей.

5. Частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

6. История педагогики.

Вновь складываются такие части педагогики, как школоведение, пе­дагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организа­ций, педагогическая инноватика. Как самостоятельные научные дис­циплины разрабатываютсявоенная педагогика, педагогика высшей школы, педагогика профтехобразования, этнопедагогика и др.

Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики, нельзя не обратить внимания на то, что, возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знания под влиянием общественных потребнос­тей все более расширяет границы своего исследования и охватыва­ет воспитание человека в целом. Поэтому некоторые ученые уже ставят вопрос о необходимости изменения самого названия педаго­гики. Например, Альбин Динер – автор двухтомной работы «Очер­ки философии», изданной в 1964 г. в ФРГ, считает, что традицион­ное название педагогики устарело, стало узким и неполным. Науку о воспитании он предлагает назвать антропогогикой (от греч. antropos– человек,gogos– вести). За рубежом начинают использовать также термин «андрагогика» (от греч.andros– мужчина,gogos– вести). В частности, в 1975 г. в Варшаве вышла книга Л. Турос «Анд­рагогика. Очерк теории просвещения и воспитания взрослых» (Сов. педагогика. – 1977. – № 10. – С. 143-144).

Получат ли данные названия распространение, сказать трудно, но в этих терминологических поисках находит свое убедительное под­тверждение повышение роли и значения педагогики в обществе.