3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности
В условиях усвоения учебного материала выделяются несколько стадий проявления самоконтроля (П. П. Блонский):
Первая стадия — состоит в отсутствии самоконтроля. Учащийся на данной стадии не усвоил материал и не может, соответственно, его контролировать.
Вторая стадия — «полный самоконтроль» — учащимся осуществляется проверка полноты репродукции усвоенного материала и его правильности. В данной ситуации не прослеживается дифференциации материала на главный и второстепенный, происходит «полное» следование «образцу».
Третья стадия — «стадия выборочного самоконтроля». Здесь учащийся дифференцирует материал, выделяя главное и второстепенное, и контролирует только главное по ключевым вопросам.
Четвертая стадия характеризуется отсутствием видимого самоконтроля. В данном случае контроль осуществляется на основе прошлого накопленного опыта.
Рассмотрим также особенности формирования самоконтроля в процессе овладения иноязы чным говорением, при этом воспользуемся схемой, предложенной И. А. Зимней. В схеме формирования слухового контроля при обучении говорению автором отмечаются четыре уровня, на каждом из которых оценивается отношение говорящего к ошибке (табл. 3.4).
Можно утверждать, что первый и второй уровни слухового контроля определяются внешним контролирующим воздействием учителя, третий и четвертый — отсутствием этого воздействия при исправлении ошибок. Здесь уже включается внутренний контроль (самоконтроль), прослеживается переход от этапа сознательно контролируемого выполнения речевого действия к этапу неосознаваемого речевого контроля по принципу автоматизма.