logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности

Для того чтобы оценка играла образовательную и воспитательную роль, необходимо соблюдение следующих требований:

  1. она должна осуществляться систематически, но без «перебора», так как большое количество текущих оценок ограничивает само­стоятельность учащихся, не позволяет развиться самоконтролю, рождает мотивы избегания неудач, способствует развитию неуве­ренности в себе;

  2. быть адекватной и непредвзятой;

  3. носить своевременный характер, то есть действовать «на месте»;

  4. быть дифференцированной, то есть зависеть от способностей и ха­рактера ученика (носить индивидуальный характер);

  5. быть разнообразной по форме.

Рассмотрим формы оценочной стимуляции учеников (рис. 3.1).

OT6TQ ToaiT-нТё ndei бёубёё

1аёё-ёа T6aiee lonoonoaea T6aiee

ТбуМау lTTn6aaTaaiiay

—► TTeTaasoaeuiay <— —► ТобёбабаёШау <—

—► [апбаааёапау ■<— т У

Рис. 3.1. Формы оценочной стимуляции учащихся (Е. П. Ильин, 2004)

Оценка, предъявляемая учителем, может быть п рямая и опосре­дованная. Прямая оценка под разумевает непосредственный контакт учителя и обучающегося, в ходе которой первый высказывает свое мнение по поводу ответа, действия, поведения или качества личности

второго. Опосредованная оценка связана с оценкой действий учаще­гося не самим учителем, а классом в целом или отдельными учениками. При этом важно, чтобы после выражения мнения класса прозвучала оценка самого учителя, которая будет выражать согласие или несогла­сие с коллективной оценкой.

Отсутствие оценки (игнорирование) является самой негативной из представленных форм, поскольку не несет никакой информационной нагрузки, не выражает никаких эмоций в адрес ученика, а олицетво­ряет либо пренебрежение им, либо безразличие к его личности. Это провоцирует у учащегося развитие неуверенности в себе, чувство само­бичевания, заниженной самооценки. Вместе с тем, отсутствие оценки со стороны учителя вызывает у учащихся снижение их познавательной активности, целеустремленности и настойчивости.

Стоит придерживаться следующих правил при положительном оце­нивании, поскольку в противном случае данная форма оценки приведет к снижению уровня притязаний, прилежания, целеустремленности, ак­тивности, самокритичности и других качеств личности. Оценивание:

  1. должно сопровождаться объяснениями, почему это действие поло­жительно оценивается;

  2. должно быть актуализованным, носить своевременный характер;

  3. подчеркивание учителем значимости достигнутых результатов уча­щимся;

  4. поощрение достижения определенных резуль татов, а не участия вообще;

  5. связывание достигнутого с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь;

  6. воздействуя на м отивацию учащегося, н еобходимо о пираться н а внутренние стимулы (желание овладеть умением, интерес к зад а-нию, желание быть грамотным и образованным и т. д.).

По результатам проводимого Е. Н. Андреевой исследования вы­яснилось, что некорректное оценивание взрослыми детей приводит к низкому самопониманию и формированию противоречий в самоотно­шении у последних, что является одной из предпосылок для острых переживаний подростками проблем в жизненно важных областях. В качестве примера рассмотрим некоторые данные исследования, от­раженные в табл. 3.6.

Сочетания высоких значений глобальной самооценки учеников и низких показателей самоотношения при неадекватном внешнем оценивании со стороны учит елей зачастую св идетельствуют о ср аба-тывании у учащихся механизмов психологической защиты, которые

направлены на блокировку негативных суждений в адрес собственного «Я». Соответственно, при неаде кватном внешнем оценивании будет формироваться и закрепляться неадекватная система самооценивания учащихся (табл. 3.6).

Таблица 3.6. Стратегии оценивания и возможные противоречия в самоотношении как следствие их несоблюдения

п/п

Стратегии оценивания

Возможные противоречия в самоотношении

1

Актуализация системы оцени­вания, своевременный харак­тер оценивания

Низкое самопонимание — Высокое само­обвинение

Высокое самопринятие — Низкая само­уверенность

2

Аргументация примененного наказания

Низкое самопонимание — Высокая гло­бальная (актуальная) самооценка Высокое саморуководство — Высокое са­мообвинение

3

Конгруэнтность требований, предоставляемых подрост­ку (уровню его физического, эмоционально-волевого, ин­теллектуального развития)

Высокая глобальная самооценка — Высо­кое самообвинение

Низкая самоуверенность — Высокая гло­бальная самооценка

Проблема частоты контроля и оценки учащихся

Перед учителем зачастую встает вопрос «Как часто следует кон­тролировать своих учеников?» Отвечая на него, следует не забывать два обстоятельства. Во-первых, контроль, помимо функции обратной связи, выполняет функцию подкрепления и мотивационную функцию. Во-вторых, контроль должен осуществляться не только учителем, но и учеником, переходя в самоконтроль. В случае высокой частоты вне­шнего контроля процесс его перевода (контроля учителя) во внутрен­ний (самоконтроль ученика) будет тормозиться.

При чрезмерно частом и поэтапном контроле , который наиболее характерен для уч ителей с авторитарным стилем педагог ического руководства, от мечается н едоверие п реподавателя к с амостоятель-ности своих учеников. Для таких учителей характерны нетактичные замечания в адрес одних учеников и необоснованные похвалы других. Вследствие чего у учащихся отмечается чрезмерная их зависимость от оценочных и контрольных действий учителя. Т о есть здесь мы имеем дело с учащимися зависимого типа, который, в свою очередь, подраз­деляется на два подтипа (подгруппы). У чащиеся первой подгруппы соглашаются на меньшие результаты, лишь бы не затрачивать больших

усилий. Имея низкую успеваемость, они, тем не менее, оценивают свою деятельность как достаточную для себя. Они не берут на себя ответс­твенность, поскольку боятся потерпеть поражение и разочароваться в своем «Я».

Учащиеся второй подгруппы оценивают свою учебную деятельность как неуспешную, вследствие чего стремятся получать высокие отметки, затрачивая при этом много сил и своего времени. Очень часто такие учащиеся не осознают зависимость своих успехов в школе от своих личностных качеств, поэтому не стремятся развивать их.

В целом при частом внешнем контроле обнаруживаются следующие тенденции в поведении и личностных качествах школьников:

При частой внешней оценке обнаруживаются следующие тенденции в поведении и личностных качествах школьников:

При редком внешнем контроле и оценке со стороны учителя от­ветственность за совершаемые действия перекладывается на самих учеников. Однако это не говорит в пользу оптимального развития у последних самоконтроля и сам ооценки. Такие школьники, напротив, характеризуются:

Для оптимального развития самоконтроля и самооценки необхо­димо включать учеников в совместную деятельность, предоставляя задания д ля вз аимного к онтроля и о ценки в п роцессе и п осле е е

выполнения. В группах, где учащиеся работали парами, поочередно контролируя друг друга, положительное отношение друг к другу , к процессу оценивания и контроля и самоконтроля было достаточно устойчивым.

Но в любом случае следует не забывать, что для успешного обучения в учебном процессе важна своевременность контроля. Если внешний контроль реализуется несвоевременно, то резуль тативность работы педагога по формированию внутреннего контроля будет приближена к нулю.

Пример из школьной практики1

Закончился диктант. Почти у каждого ученика класса есть потребность узнать, правильно ли он написал затруднительное для него слово, пра­вильно ли поставил запятую. Но у учительницы нет времени, и она не может ответить на волнующие ребят вопросы. А как важно ответить сейчас, именно сейчас. Если ученик получит возможность проконтро­лировать себя в тот момент, когда у него в этом большая потребность, то эффект от этого контроля огромен — ученик навсегда запомнит пра­вильное написание затруднительного слова. Но учитель не смог этого сделать.

На следующем уроке ребята еще с нетерпением ждут своих тетрадок, их волнует качество своей работы. Но учитель не проверил диктанты, чем вызвал еще одно разочарование у ребят. Но вот, наконец, через не­сколько дней ученики получают свои тетради. Они видят свои ошибки, но эмоциональный накал уже прошел, на первый план выходит по­лученная оценка. Без всякого энтузиазма они начинают работу над ошибками. И нередко, выполняя эту работу , они заново повторяют те же самые ошибки.

Этот пример указывает на то, что своевременный контроль способ­ствует прочному усвоению и закреплению знаний. Таким образом, при правильной организации контроля у ученика происходит реализация самоконтроля каждый раз, когда у него есть в этом потребность.

Резюме

Одними из центральных структурных компонентов учебной деятель­ности выступают контроль и оценка педагога, то есть внешние конт­рольные и оценочные действия, влияющие на последующее становле­ние самоконтроля и самооценки обучающегося.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., 2001. С. 144.

Контроль представляет собой процедуру получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедуру, обеспечивающую об­ратную связь. Под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов учебной деятельности с запланированными ранее целями. Необходимым условием становления самооценки и самоконтроля в учебной деятельности выступают процессы сотрудничества ребенка со сверстниками и взрослыми, а важным механизмом является обратная связь, позволяющая не только получать сведения об уровне усвоения знаний учащимися, но и отслеживать самим учителем качество своей работы.

В учебной деятельности отмечается необходимость учета адекват­ных линий внешнего оценивания (актуализация системы оценивания, аргументация примененного наказания и т. д.) и контроля, поскольку их некорректность приводит к низкому самопониманию и формирова­нию противоречий в системе самосознания личности учащегося.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1980.

  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,

1969.

  1. Ильин Е. П. Психология. СПб., 2004.

  2. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М., 1999.

  3. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: У чеб-ное пособие / Под ред. Е. Д. Божович. М., 1999.

  4. Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? // Вестник. 1999. № 6.

  5. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. М.; Рига, 1999.

Дополнителная

  1. Амонашвили Ш. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.

  1. Андреева Е. Н. Особенности воспитания подростков, имеющих противоречия в самоотношении как источник проблемных пережи­ваний // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. СПб., 2006. С. 127-132.

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

  2. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000.

  1. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., 2001.

  2. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Чем отличается сотрудничество учащихся друг с другом от их со­трудничества со взрослым? Почему необходимо сотрудничество со сверстниками?

  2. Обсудите преимущества и недостатки безотметочной системы оце­нивания, приведите примеры форм осуществления безотметочного оценивания, которые встречались в вашей практике.

  3. Каким образом влияет оценка учителя на формирование мотивации учения и на становление личностных качеств учащихся? Сформу­лируйте основные закономерности.

  4. Некоторые учителя начальной школы, работающие по системе развивающего обучения В. В. Давыдова, используют следующий прием — трижды за время прохождения большой темы — в начале, в середине и в конце — дают ученикам примерно одну и ту же по уровню сложности и содержанию самостоятельную работу . К ка­кому виду контроля относится данный прием? Объясните исполь­зование данного приема с точки зрения становления самооценки школьников.

  5. Назовите отличительные особенности поэтапного и санкциониру­ющего (конечного) видов обратной связи.

  6. Каковы отличительные особенности оценки и отметки в рамках учебной деятельности?

  7. Раскройте на примерах, в чем состоят два механизма становления самооценки учащегося (по И. И. Чесноковой).

  8. Заполните таблицу. Какие шаги воспитательного воздействия сле­дует реализовать для эффективного положительного оценивания (поощрения), а какие избегать в рамках неэффективного?

Эффективное положительное оценивание (поощрение)

Неэффективное положительное оценивание (поощрение)

1. (пример) Ориентирует учащегося на умение организовывать работу с целью достижения хороших резуль­татов

1. (пример) Ориентирует учащегося на сравнение своих резуль татов с ре­зультатами других, на соревнование

9. Заполните таблицу. Какие шаги воспитательного воздействия сле­дует реализовать для эффективного отрицательного оценивания (наказания), а какие избегать в рамках неэффективного?

Эффективное отрицательное оценивание (наказание)

Неэффективное отрицательное оценивание (наказание)

1. (пример) Реализуется своевременно (по принципу «здесь и сейчас)

1. (пример) Реализуется от случая к случаю

10. Назовите внешние проявления поведения учащегося, возникающие на фоне частого положительного оценивания учителем личности

и деятельности ученика?

  1. Какие особенности пов едения учащегося могут развиваться при частом внешнем контроле со стороны учителя?

  2. Какие особенности пов едения учащегося могут развиваться при редком внешнем контроле со стороны учителя?

  3. Задание на моделирование ситуации. Продумайте стратегии эф­фективного и н еэффективного о ценивания у чителем п оведения и деятельности учащегося в следующих ситуациях.

A. Учащийся списывает задание на уроке. Б. Учащийся нагрубил учителю.

B. Учащийся подрался с одноклассником.

14. Задание на моделирование ситуации. Продумайте линии эффек- тивного и неэффективного оценивающего и контролирующего воздействия п едагога п ри р аботе с о с ледующими к атегориями учащихся.

А. Учащийся с неуверенным поведением. Б. Учащийся с агрессивным поведением.

15. Р аскройте линии оценивающего и контролирующего поведения

взрослого (учителя, родителя), направленные на становление ор­ганизованного и самостоятельного поведения ребенка.