logo search
ТМОП учебник

Оборудование учебного кабинета правовых дисциплин

На современном этапе школьный кабинет права рассматривается как одно из важнейших средств интенсификации и эффективности процесса обучения в школе, а также как предметно-пространственную среду, предоставляющую возможность гармоничной организации процесса работы и усвоения знаний учащимися.

Не маловажным фактором, влияющим на качество усваивания учащимися материала и процесса правового обучения в целом, является состояние кабинета

права.

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету.

Учитывая важность состояния кабинета права для правового обучения,

необходимо указать требования к нему, предъявляемые государством.

Существует множество актов регламентирующих санитарно-

гигиенические требования, предъявляемые к кабинетам образовательных учреждений (в том числе и кабинетам права); например: Постановление органов управления образованием субъектов Российской Федерации «О

Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», Постановление «О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил и нормативов САНПИН» и др.

При оформлении кабинетов права нужно стремиться разработать единый стиль и создать интерьер «на все времена», т.е. чтобы он был актуален и через несколько лет и в тоже время, подчёркивающий значимость правовых дисциплин. Аудитория должна быть просторной, хорошо проветриваемой и в меру светлой. Яркий солнечный свет порождает блики на мебели, поэтому лучше предусмотреть жалюзи. Пыль, жара, сквозняки – враги не только здоровья, но и техники, поэтому лучше установить пластиковые стеклопакеты. Школьная мебель является базовым элементом в организации учебного пространства. Для обеспечения эффективной учебы мебель должна быть удобной, функциональной и безопасной, отвечать современным научным требованиям гигиены и эргономики и возрастным особенностям учащихся.

К общим критериям и требованиям, предъявляемым к школьной (учебной) мебели, относятся: педагогические; санитарно-гигиенические; эргономические; производственно-экономические; архитектурно-художественные. Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки. Расстановка школьной мебели, размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях должны быть следующими: между рядами двухместных столов не менее 60 см; от передней стены с классной доской

до передних столов всех рядов при трехрядной расстановке двухместных столов170 – 200 см; между столами в ряду не менее 50 см; между столом учителя и передней стеной не менее 65 см. Мебель для комплектации классного кабинета изготавливается из высококачественного материала.

Поверхность школьной мебели должна быть матовой, т.к. блестящая поверхность столов, шкафов и другого оборудования оказывает на школьников слепящее действие, утомляя их и снижая зрительные функции. Спинка стула и сиденье должны иметь физиологические изгибы и углы наклона, величина которых определена в ГОСТ. Существенно, что данное требование обусловлено не только удобством эксплуатации ученического стула, но и безопасностью. Важно также, чтобы школьная мебель в наибольшей ей степени обеспечивала правильную позу при занятиях за школьной партой. А для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей, большое значение имеет использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям, которые в первую очередь касаются её размеров. Требования, обеспечивающие безопасное нахождение в школе – травмобезопасность учебной мебели. Травмобезопасность изделий обеспечивается следующими элементами:

- закругление углов столешниц на всех типах столов;

- применение в окантовке столешниц ударопрочной кромки ПВХ;

- использование круглого профиля труб для каркаса стола и заглушек на

торцах труб;

- использование механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола;

- повышенная устойчивость конструкции стола и стула.

Цветовая гамма в кабинете права не должна вызывать агрессию, а способствовать дружелюбному микроклимату в кабинете. Использование контраста «теплое – холодное» во всех элементах помещения, чередование пятен синего холодного) цвета и песочного (теплого) цвета, которое зрительно расширяет пространство класса создаёт эффект комфортной обстановки.

Наличие картин и цветов прививает чувство прекрасного, создает ощущение уюта. Однако для обеспечения надлежащей естественной освещённости нельзя расставлять на подоконники цветы, стёкла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже 2 раз в год.

Проблема организации предметной среды в образовательном процессе

предполагает её раскрытие в свете современных требований к уровню подготовки учителя права в соответствии и с учётом тенденций развития мировой педагогической науки.

Эстетический фактор организации интерьера выступает организующим

началом и одним из важнейших критериев оптимизации учебного процесса.

Интерьер учебного кабинета права призван аккумулировать духовные

идеи и трансформировать их в нравственно-эстетические ценности, разделяемые не только воздействием педагога, но и характером организации внутренней среды класса. В этом смысле он служит средой для формирования у учащихся творчески ориентированного самоутверждающего и мироутверждающего глубинного общения. При этом источником зарождения такого отношения является именно духовно-творческая организация предметной среды учебного кабинета, направленная и обращенная на культивирование культурной и творческой коммуникации у субъекта образовательного процесса, формирование его мировоззренческих позиций, всесторонней образованности. Всесторонняя образованность предполагает разностороннее развитие человека, его приобщение к историческим и культурным, правовым традициям, способность аккумулировать связь всех форм и явлений действительности: культуры, образования и сферы материального производства. Изобилие, комфорт, возможность выбора, высокая степень свободы выбора (конечно, не только вещей) при развитии высокой степени ответственности и самодисциплины личности – это те условия, в которых только и может формироваться и развиваться гармоничная личность с высоким уровнем культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. По каким основаниям классифицируются средства обучения?

2. Какие схемы или таблицы могут быть использованы на уроках права и

обществознания?

3. Какие ТСО необходимы в кабинете правового образования?

4. Чем обусловлена необходимость применения информационных техноло-

гий на современном этапе обучения?

5. Какие виды информационных технологий вы можете добавить в практи-

ку правового обучения?

6. Каким вы видите качественный кабинет права?