logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

5. Определение содержания учебных занятий

Хотя содержание обучения раскрывается в учебных программах и учебниках, тем не менее при подготовке к занятиям учителю необходимо тщательно продумывать вопрос о том, каким конкретно должно быть их содер­жание и что необходимо усвоить учащимся. Что же должно здесь привлекать его внимание?

Прежде всего следует конкретизировать объем теоретических по­ложений в изучаемом материале, выделить те из них, которые явля­ются ведущими. Вместе с тем необходимо подчеркнуть в процессе изложения те вопросы, которые связывают новый материал с ранее изученным и подготавливают учащихся к осмыслению последую­щих знаний.

Не менее важным является также определение тех умений и навы­ков, которые необходимо выработать у учащихся в связи с изучае­мым материалом.

Наконец, необходимо акцентировать внимание на тех мировоз­зренческих и морально-эстетических идеях, которые заключены в учебном материале и имеют важное воспитательное значение.

При определении содержания учебных занятий нужно также ре­шить вопрос о том, как наиболее целесообразно излагать программ­ный материал, разбивая его на отдельные темы или используя мето­дику объяснения его укрупненными блоками, когда на одних занятиях изучается сразу две-три и более родственные темы, а закрепление их проводится на последующих уроках.

Естественно, что, определив предварительно содержание учеб­ных занятий, учителю необходимо довести до сознания учащихся тему нового материала, ее главные вопросы, которые им нужно усвоить, и обра­тить внимание на те практические умения и навыки, которые им пред­стоит выработать. Это будет давать им ориентировку в работе, кон­центрировать их учебно-познавательную деятельность на овладе­нии важнейшими положениями изучаемого материала.