logo search
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

15. Алгоритмом называется

  1. система указаний, выполнение которых в определенной последовательности приводит к решению задач данного класса;

  2. предписание о выполнении элементарных операций;

  3. совокупность указаний, выполнение которых обеспечивает решение всех задач.

Лекция 13. Инновационные образовательные процессы.

Нет ничего сильней свободной научной мысли. В.И.Вернадский.

План

1. Инновации в образовании: сущность, причины, виды.

2. Критерии педагогических инноваций.

3. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт.

1.Инновации в образовании: сущность, причины, виды.

Инновации (от лат. in — в, novиs — новое; от англ. innovation – нововведение, новация) – это нововведение, новшество. Инновационные педагогические процессы исследует наука педагогическая инноватика.

А. И. Пригожин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведе­ние как процесс целенаправленной деятельности людей – инноваторов.

Инновацию педагогическую рассматривают в следующих смыслах.

1. Целенаправленное изменение в образовательном процессе или образовательном пространстве, которое вносит стабильное новшество и улучшает отдельные характеристики его частей, компонентов и всей образовательной системы в целом. Например, введение профильного обучения в систему школьного образования; введение ЕГЭ; подготовка к переходу системы образования на бакалавриат, магистратуру, специалитет;

2. Процесс освоения (внедрения) новшества в образовательном процессе (методов, методик, технологий, программ и др.). Например, применение технологий развивающего обучения в школьном обучении; разработка и использование учебных программ по гражданскому образованию; применение интерактивных методик и т.д.

3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Например, методика оценивания результатов и достижений при интерактивных методах обучения специфична и отвечает всем необходимым современным требованиям к оцениванию, применяется в школе как инновационная.

Таким образом, инновационные процессы в системе образования – это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового, которую осуществляют работники и организации системы образования и науки.

Факторы распространения педагогических новшеств: социальные условия (отношение в обществе к педагогическим идеям), частные социальные условия (СМИ, учебные учреждения, органы образования), личностные факторы (личностные особенности создателей новшества и его пропагандистов).

Различают реформы и педагогические новации. Реформой в образовании называют нововведения (преобразования) в области образования, которые организуются и проводятся государственной властью.

В ходе реформ в сфере образования могут быть следующие изменения:

К чисто педагогическим инновациям можно отнести нововведения:

Необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена:

В качестве источников идей обновления школы могут выступить:

Типы нововведений в образовании группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе. Опираясь на пони­мание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на при­менении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобра­зования:

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенци­ала. В данном случае выделяют:

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику:

а) нововведения: замещающие, отменяющие, открывающие;

б) ретровведения.

Рассматривая систему основных понятий педагогической инновации, можно выделить три блока в структуре инновационных процессов в системе образования.

Первый блок - создание нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности к освоению и использованию нового, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. При этом большое значение имеет разработка категориального поля теории нового в педагогике («новое», «старое», «нов­шество», «инновации» и др.). Эти понятия изучает педагогическая инноватика.

Второй блок - восприятие, освоение и оценка нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, иннова­ционная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология.

Третий блок - использование и применение нового. В данном блоке изучаются законо­мерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок поня­тий связан с учением о внедрении, которое называется педагогической праксиологией.

М. М. Поташник отмечает, что инновационный процесс в образовании имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре). Автор выделяет следующую иерархию структур:

По своей сущности инновационные процессы системны: они включают многие компо­ненты, но их простая сумма недостаточна без структурных связей и закономерностей, харак­теризующий инновационный процесс в целом.

В понимании сущности инновационных процессов лежат две проблемы педагогики:

1. проблема изучения, обобщения, и распространения педагогического опыта 2. проблема внедрения достижений психолого-педагогическогой науки в практику.