logo search
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации

самостоятельной работы?

В самостоятельной работе необходимы общеучебные умения работы с книгой: умения читать, составлять конспекты, готовить сообщения, доклады, курсовые и дипломные проекты.

Требования к работе с книгой, учебником, текстом.

Важнейшим условием рациональной организации работы с книгой является умение четко сформулировать цели и выбрать оптимальный способ чтения. При этом следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой: 1)приобретение необходимой информации; 2)развитие своих способностей, прежде всего, логической памяти, мышления, внимания. Оптимизация чтения будет осуществляться путем организации и согласования четырех уровней процесса понимания: прагматического, синтаксического, семантического и онтологического.

  1. Прагматический уровень – рассмотрение чтения в плане установок и отношений к самому процессу и осознания собственных психических состояний, вызываемых текстом. Чтение – это труд и творчество. Данный уровень дает возможность читателю ответить на вопрос: для каких целей я это читаю? насколько это полезно и необходимо для меня? что это мне дает?

  2. Синтаксический уровень предполагает расширение символьного и словарного запаса, позволяет увеличить мощность и емкость знакового блока внутренней модели мира, формирует способы соотнесения и перехода от одной знаковой системы к другой. Другими словами, данный уровень чтения способствует развитию у читателя ряда способностей, формируя при этом методологические и гносеологические основы.

  3. Семантический уровень предполагает чтение по выявлению смысла на макро- и микроуровне, то есть как отдельных частей текста так и всего текста в целом. Он позволяет выявить логику и его сущностные характеристики. Важной чертой данного уровня является возможность читателя выделить смысл для себя.

  4. Онтологический уровень чтения включает анализ целей и его места среди других видов деятельности. Он формирует умения ориентировать и регулировать текущее и перспективное чтение, отбирать материала для чтения, регулировать и организовывать каждый из четырех уровней. И в целом он помогает свободно ориентироваться в огромном потоке информации.

В психологической литературе выделяют четыре основных режима чтения: аналитико-критическое, свободное, ускоренное, сканирование и скимирование. Педагог при организации подготовки студентов к семинарскому занятию должен указать, какой режим чтения наиболее целесообразен, исходя из поставленных дидактических задач.

Малоэффективный режим чтения: полное медленное чтение без анализа текста, при котором читатель не концентрирует свое внимание на основных частях текста, не выделяет теоретические положения и основные факты, не анализирует систему доказательств автора, логику его изложения. При таком чтении не происходит и совершенствования основных интеллектуальных операций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений, и воспроизводится в дальнейшем не оперативно, с пропусками и искажениями.

Для чего нужны записи в ходе чтения?

План: что это и зачем он нужен?

В словаре Д.Н. Ушакова дается следующее определение плана: «план – это расположение, взаимная связь отдельных частей чего-то излагаемого или изложенного, тот или иной порядок, в котором что-либо излагается, композиция». Другими словами, план является отражением структуры текста, он вскрывает его структурные отношения.

С одной стороны, план позволяет понять текст. С другой, – составить план можно только тогда, когда текст понят. Таким образом, между планом и пониманием существует двусторонняя зависимость. А это означает, что роль планирования в осмыслении текста достаточно велика. Кроме того, план играет большую роль в организации запоминания и воспроизведения текста.

Особенно значение плана возрастает, когда воспроизведение текста во времени отодвинуто от чтения. Тогда даже беглый взгляд на план дает возможность ответить на его пункты, восстановить в виде рассказа содержание давно проработанного текста. И последнее, план можно рассматривать как средство для самоконтроля и самооценки. Ведь восстанавливая текст по плану, мы проверяем, насколько хорошо и правильно запомнили текст.

Существует два способа составления плана:

  1. работа над планом по ходу чтения;

  2. составление плана после ознакомления с текстом.

План может быть простым и сложным (развернутым).

При составлении сложного плана чаще всего встречаются ошибки: план не отражает всего основного содержания изучаемого материала; в различных пунктах или подпунктах раскрывается один и тот же вопрос; нарушена последовательность в раскрытии основных положений; в план включены лишние, несущественные детали; пункты и подпункты сформулированы без должной краткости.

В чем помогут тезисы и выписки?

Как вы конспектируете изучаемый текст

Конспект (с лат. - «обзор», «изложение») – синтезирующая форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы, и цитаты.

В конспекте в сжатом виде содержится вся основная теоретическая и фактическая информация, все ценное, что заключено в изучаемой книги.

Изучение студенческих конспектов показывает, что нередко студенты процесс конспектирования подменяют выборочным переписыванием текста. Такая работа отнимает много времени и сил и лишает студента важнейших результатов подлинного конспектирования: четкого понимания и прочного запоминания информации, формирования основных интеллектуальных умений, развития стиля речи. Конспект, не являющийся итогом логического анализа текста книги, как правило, мало пригоден и в будущем, для воспроизведения записи, для обзора информации по той или иной проблеме в процессе написания реферата, курсовой работы

Конспектирование - это активный способ не только понимания и запоминания информации, но и концентрирования внимания на тексте.

Чтобы составить конспект, надо выполнить следующие действия:

  1. отобрать из предлагаемой информации самую существенную;

  2. перевести это материал на свой язык;

  3. сделать запись «отжатого» текста в кратком виде;

  4. правильно оформить конспект: в четкой структуре, с подзаголовками, основными положениями, выводами и т.д.;

  5. использовать свою систему сокращений в словах;

  6. применять свою систему пометок, подчеркивания, выделения.

Виды конспектов: плановый конспект, текстуальный, тематический, графический, схематический, свободный.

Как подготовить реферат, доклад?

Реферат (от лат. refere - докладываю, сообщаю) – это краткое изложение основного содержания какого-либо произведения или произведений (источников). Обычно реферат в отличие от конспекта составляют не для себя, а для того, чтобы выступить с ним на занятии, конференции, сдать на проверку педагогу. Поэтому реферат пишется так, чтобы быть понятным для всех, а не только его составителю. Он должен быть более подробным, иметь логические связи, не содержать сокращений и условных обозначений.

Реферирование – это своего рода процесс «свертывания», уплотнения информации с целью получения краткого, сжатого изложения содержания каких-либо источников. Вместе с тем, недопустимо их простое переписывание.

В реферате должны содержаться:

Изложение основной проблемы, поставленной автором и путей ее решения им.

Сравнение с данной точкой зрения других, их анализ, собственное мнение студента по данному вопросу.

Сфера применения идей, предлагаемых решений на практике, в профессиональной деятельности будущего специалиста.

Составление рефератов, как и подготовка докладов, требует более высокого уровня самостоятельности.

Работа над рефератом или докладом будет успешной, если:

  1. продумана тема своей работы, в общих чертах определено ее содержание, набросан предварительный план;

  2. составлен список литературы, который следует прочитать и проработать;

  3. разработан как можно более подробный окончательный план и по всем пунктам указано, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал;

  4. во вступлении к работе раскрыто значение ее темы, то есть актуальность, важность;

  5. последовательно рассмотрены все предусмотренные планом вопросы, обоснованы, разъяснены основные положения и подтверждены примерами и фактами;

  6. проявлено свое личностное отношение к идеям текста, отражены собственные мысли и чувства (мысли необходимо выражать точно и ясно, разделив текст на абзацы);

  7. в пронумерованных подстрочных сносках или в списке литературы указано, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты;

  8. в конце работы сделано обобщение (вывод – тезисно), выделены основные положения, рассмотренные в работе, определены перспективы дальнейшей возможной работы по теме.

Все перечисленные выше требования можно отнести и к работе студента над теоретической частью курсовой и дипломной работы.