logo search
ТМОП учебник

1.История становления правового воспитания в отечественном образовании

Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Правовое воспитание часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но правовое воспитание в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и ответственности (нравственная, моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой – возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке). Правовое воспитание – это процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества в целях повышения их правового сознания1. Широкое определение этого понятия включало в себя воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности. В узком смысле

речь шла о целенаправленном воздействии общества на сознание людей, их

нравы, черты характера, образ поведения.

Правовая норма – идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридических предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психологической готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ, отношений. Взаимодействие права и ребёнка осуществляется главным образом опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона; его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека(1948)2 и в Конвенции о правах ребёнка (1989)3. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственности иправовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Термин «правовое воспитание» появился в XX в., но право всегда, как в авторитарных, так и в демократических обществах, считалось важным элементом воспитания гражданина. В античной культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европейских стран представление о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель особо подчёркивал роль закона в воспитании добродетельности. В Древнем Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Идеи гражданского воспитания, рассматриваемые в тесной связи с правом долженствования, получили распространение в эпоху Возрождения, особенно во Флорентийской республике (XV в.), в воззрениях представителей школы «гражданского гуманизма» (П. Верджерио, Л. Бруни и др.). Исполнение гражданского долга связывалось с подчинением закону, праву. Эти традиции были развиты в трудах мыслителей эпохи Просвещения.

С кон. XVIII в. в государственных школьных системах стали вводиться учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и других школ. В 1783 г. по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в училищах пособие «О должностях человека и гражданина». Изучение законов включалось в контекст морального воспитания.

Вопросы воспитания гражданской добродетели и законопослушания освещены в трактате А.Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов. В XIX столетии в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демократические круги (от А.Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители «официальной народности».

Законодательство в той или иной степени изучалось в различных учебных заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на подходе «государственной» школы(Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние оказывала школа «естественного права» (В.С. Соловьёв, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, С.И. Гессен и др.). Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если европейских странах акцент делался на воспитании члена гражданского общества, наделённого естественными и неотъемлемыми правами (например, курс «Граждановедение» во Франции, 2-я пол. XIX в.), то в России главной задачейявлялось законопослушание верноподданного гражданина. В нач. XX в. подходы русских и зарубежных педагогов к роли права значительно сблизились. ВРоссии появился перевод 26-го изд. учебной книги Г.О. Арнольда-Форстера – «Права и обязанности юного гражданина» (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании. Во многих гимназиях, общеобразовательных и специальных школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г.А. Энгеля, который имел различные названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права. После Октября 1917 г. именно Г.А. Энгель стал автором первого советского учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепедагогическом значении правового воспитания, о взаимосвязи права и морали как регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности. П.Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он утверждал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей».

Подобная точка зрения высказывалась в работах педагогов 1-й четверти XX в.: «Конституция республики учащихся» К.Н. Корнилова (1917), «Основы социального воспитания в народной школе» Н.Н. Иорданского (1918-19),«Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей» (1925) и др. По программам Единой трудовой школы учащиеся изучали Конституцию страны, систему организации советской власти в центре и на местах, сущность советских исполнительных органов власти, избирательных прав трудящихся.

Были попытки соединить обучение по этим проблемам с организацией детской среды, например в образцово-показательных учебных учреждениях, таких, как1-я опытная станция Наркомпроса и колония «Бодрая жизнь» под руководством С.Т. Шацкого. Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П.П. Блонским1. Он выделял значение живого исторического разбора, конкретных форм общественно-государственного устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов различных учреждений. Им были предложены формы и приёмы изучения школьниками политико-правовых институтов общества (суд, социальная мораль, парламент и пр.). П.П. Блонский, считал возможным, создание курса гражданского воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности: 1-я часть – описание органов государства и общества, 2-я часть – социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо государства как высшее благо, участие в обществ, деятельности как нравственная обязанность).

А.С. Макаренко, реализуя в 20-30-х гг. XX в. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознательного отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в советском обществе 30-хгг. XX в. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Многие педагогические идеи или не были реализованы или искажались. В послевоенные годы правовое воспитание было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР.

В 40-х – нач. 50-х гг. XX в. педагогические разработки проблем правового воспитания ограничивались, главным образом, методикой школьного преподавания основных положений советской конституции. Различные модели правового воспитания в последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой. Так, один из первых советских исследователей гражданского и правового воспитания Д.С. Яковлева отмечала специфические задачи правового воспитания (1970): приучение к строгому соблюдению основных прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистической законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений1. Однако, такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.

Идея 70-80-х гг. XX в. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг. Психолого-педагогические исследования показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед правовым воспитанием нереальные задачи.

Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами государственной деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, совершённых подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодёжь. Только педагогически и целесообразно организованная педагогическую деятельность в области правовоговоспитания, формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиболее эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражданского долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.

Задачи правового воспитания в РФ требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата международных прав человека и Конвенции о правах ребёнка и разработки его практической методики. Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания. Необходима интеграция различных знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребёнка. Одним из первых таких курсов является «Права человека», «Стереотипы массового сознания» (под ред. В.В. Луховцкого), «Права человека в свободной стране», «Социальная практика» (под ред. Н.И. Элиасберг), призванные формировать правовую культуру школьника на основе раскрытия всей гаммы общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистическую культуру личности. Правовые представления детям даются в тесной связи с реальными проблемами жизни, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения. В учебном процессе в конце 90- годов XX в. наиболее перспективна идея интегративного подхода к формированию правосознания учащихся, посредством, как создания специально воспитательно образовательных курсов («Человек и общество», «Граждановедение»), так и реализации в курсах истории, экономики, биологии, литературы и других задач правового воспитания.

В большинстве стран мира изучение права ведётся по программам гражданского воспитания. В США имеются программы, нацеленные на развитие у детей чувства гражданственности.

Школа стремится правильно формировать представление детей о свободе, равенстве в «общем школьном доме». Некоторые педагоги пытаются смоделировать черты гражданина XXI в., например, В. Ньювелл, Университет Майами. Во Франции существуют учебные программы, раскрывающие вопросы правового воспитания для учащихся образовательных школ, лицеев. Дажедля детей дошкольного возраста в середине 80-х гг. XX в. было разработано пособие П. Гамарра и Ж. Эпин «Гражданское воспитание: что это сегодня?» с рисунками и доступным текстом, в котором авторы стремились рассказать малышам о стране и «общем мировом доме», ознакомить их с политическим устройством Франции, объяснить такие понятия, как нация, республика, её символы, обязанности граждан, и ввести детей в круг вопросов о правах человека, общественной безопасности и международного сотрудничества.