logo search
ТМОП учебник

Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:

1) структурная сложность – число, разнородных единиц элементов, их

иерархия, связи и отношения;

2) содержательная сложность – категория цели;

3) информативность – степень изменения тезауруса учебника;

4) ясность структуры – степень близости связанных элементов.

Следовательно, модель учебника, кроме прочего, должна в максимально возможной степени помогать рассчитывать эти параметры.

Представление учебника может быть выполнено по-разному. Отсюда сле-

дует необходимость структурного представления содержания учебника, как

первого шага на пути его превращения в интеллектуального самоучителя.

Кроме этого, подобное представление большинства учебников с единых позиций служит надежной основой для развития общенаучных учебно-интеллектуальных умений:

1) анализ и выделение главного;

2) сравнение;

3) обобщение и систематизация;

4) определение понятий;

5) конкретизация;

6) доказательство и опровержение.

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты - повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся:

-аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы,

- таблицы и шрифтовые выделения,

-подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно --иллюстративный материал;

-аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего,цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определённое эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен представять собой изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и

практической деятельности.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюст-

рациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Основным ориентиром в содержании школьного правового курса, его

стержнем является учебник правовых знаний.

Отношение к учебнику как средству обучения различно. Например, Н.В.

Гоголь считал, что учебная книг «умерщвляет» воображение ученика. От-

дельные современные педагоги также предлагают отказаться от традиционного учебника. Однако большинство учителей полагают, что учебник нужен и полезен в силу его специфических функций:

• информационной: учебник раскрывает основы наук в соответствии с

возрастом учащихся и уровнем их подготовленности;

• систематизирующей: учебный материал излагается в строгой последовательности;

• координирующей: учебник обеспечивает усвоение дополнительных

сведений, если он включает такие разделы, как: «над чем подумать и

что обсудить», «что читать» и т. п.;

• интегрирующей: учебник призван дать целостное представление о

предмете изучения.

Современные учебники часто снабжаются инструкцией автора о том, как пользоваться данной книгой, вопросами и заданиями для закрепления и самоконтроля. В этом случае учебник обладает функцией самообразования.

Существует мнение о том, что при всей важности поиска новых информационных технологий в образовании, общепризнанных обучающих свойств компьютера особое место в учебном процессе принадлежит учебнику, который со времен изобретения письменности остается главным носителем учебной информации,посредником между учителем и учеником.

Поскольку учебник по праву – это материализованная фиксация школьного юридического образования, то он должен учитывать требования современной дидактики, а именно: доступность, развивающий и воспитывающий характер обучения. В учебнике, следовательно, должны быть представлены такие виды содержания образования, как дидактически переработанные правовые знания, проблемные и творческие задания, средства воздействия на эмоционально-ценностную сферу ученика. Желательно, чтобы разумно сочеталось повествование и рассуждающее, проблемное изложение.

Методологической базой современного учебника по праву являются основы теоретико-правовой науки, законодательно закрепленные современные правовые ценности российского общества. Особой структурной частью содержания учебника по праву выступает материал по российскому законодательству, обладающий значительной динамичностью и изменчивостью. Последняя характеристика содержания учебника правовых знаний предполагает, что особое место в нём должны занимать знания о способах деятельности, позволяющие ученику самостоятельно находить и корректировать юридическую информацию.

Таким образом, учебник, отвечающий современным дидактическим требованиям, призван не только отражать состав образования, но и процесс обучения. Учитель, выбирая учебник по праву, в значительной степени определяет и вариант организации учебной деятельности на своих уроках. Так, учитель, который отдал предпочтение учебнику, включающему большое количество фрагментов нормативно-правовых актов, сопровождающихся соответствующими вопросами и заданиями, несомненно, будет проводить часть уроков в форме лабораторных занятий. Если же изложение учебного материала носит диалогический характер, то данное обстоятельство побудит учителя активно использовать диалоговые формы обучения.

В зависимости от целевого назначения можно выделить следующие типы

учебников (классификация Н. Т. Тупальского):

Учебники энциклопедического типа обусловлены сообщающее-информационным типом обучения с целевой установкой на заучивание мате-

риала главным образом посредством механической памяти.

Учебники монографического типа соответствуют объяснительно-

сообщающему типу обучения. Они способствуют формированию убеждений и сознательному овладению учебным материалом посредством логической памяти.

Проблемный тип учебника ориентирует на развитие диалектического

мышления, понимание изучаемых явлений и процессов, на поиск, формирование интереса к исследовательской деятельности.

Знаково-контекстный тип учебника – это новый тип, обеспечивающий цели и задачи развивающего обучения, так как он ориентирует и организует ученика на деятельные формы обучения. В основе такого учебника могут быть деловые игры, проектная деятельность (то есть знания преподаются по правилам деловых игр).

Структурная модель учебника содержит такие компоненты, как:

- педагогический (включает воспитательный и дидактический элементы),

- предметный (перспективность, научная обоснованность учебного материала),

- вспомогательный (справочный и ориентировочный элементы).

Справочный элемент вспомогательного компонента содержания учебника представлен различными указателями (алфавитными, простыми, развернутыми). Считается, что они недолжны превышать 3-5 % объёма учебника.

В конце параграфа, главы, раздела, всего учебника может быть помещена библиография.

Важным элементом учебника являются пояснения к тексту или ссылки.

Система ссылок призвана содействовать взаимосвязи тематических циклов данного учебника. Ссылки подразделяются на комментарии и примечания.

Комментарий – это толкования, пояснения, необходимые для правильного понимания части, главы, учебника в целом. Комментарий может включать сведения по истории, критическую оценку, информацию об упоминаемых в учебнике событиях и лицах. Это может быть лингвистический комментарий, объясняющий слова и обороты речи. Комментарий всегда исходит из текста, толкует его.

К элементам ориентации в содержании учебника относятся:

-предисловие;

- оглавление;

- заключение;

- рубрикация.

Как правило, в предисловии указываются основные задачи учебника, его

особенности, характер построения и изложения материала, целевое назначение, способ работы с книгой и т. п. Предисловие может иметь заглавие: «От автора», «Как работать с учебником». Л.Н. Алексашкина считает, что отсутствие вводного обращения авторов к учащимся в современном учебнике может расцениваться как явление антипедагогическое, как равнодушие авторов к школьникам, к отказу от диалога с ними.

Значение заключения состоит в том, что оно помогает увидеть учебный предмет как систему.

Важным средством ориентации является рубрикация. Структура учебника делится

- на рубрики,

- части,

- разделы,

- главы,

- параграфы, имеющие свой заголовок.

В школьном учебнике такое деление в значительной степени подчинено особенностям учебного процесса. В современных учебниках появляются такие дополнительные рубрики, как: «Калейдоскоп мнений», где приводятся спорные, неоднозначные суждения; «Попытайтесь понять самих себя», побуждающая обращаться к дополнительной литературе, чтобы решить обозначенную проблему, найти выход из непростых жизненных ситуаций, имеющих юридическое значение.

Параграф – это основная структурно-законченная часть учебника, обусловливающая определенную ступень в познании школьников.

Параграфы подразделяются на абзацы, иногда на самостоятельные, относительно законченные части со своим заголовком – «фонарики». Важно, чтобы последовательность параграфов способствовала легкому и успешному усвоению материала. Каждый предыдущий параграф является базой для последующего. Желательно, чтобы название параграфа обозначало тему в предельно сжатой форме, то есть состояло из двух-трех слов. Размещение материала по параграфам подчиняется целям обучения, соблюдается пропорциональность между нагрузкой на память, разум, язык, а сложность материала возрастает постепенно.

Особое место в учебнике занимает так называемый методический аппарат.

В него входят различные по уровню сложности вопросы, задания, упражнения, цель которых – организовать процесс усвоения правовых знаний и умений.

Задание – это требование выполнить какое-либо действие. Задание, требующее совершения повторной деятельности, представляет собой упражнение.

Упражнение может состоять из серии вопросов, обусловливающих воспроизводящую деятельность. Это может быть одно и то же действие, но с разным материалом, в отличие от повторения, цель которого – неоднократное воспроизведение

одного и того же действия с одним и тем же материалом. В зависимости от степени усвоения задания подразделяются на:

• направленные на восприятие учебного материала;

• направленные на воспроизведение воспринятого;

• направленные на творческое применение усвоенного материала.

Задания могут выполнять разные функции, например,

воспитательную: способствовать воспитанию воли и ответственности. Задание может способствовать развитию навыка самостоятельной работы. Важнейшая функция задания состоит в том, что оно позволяет закрепить, углубить знания, подготовить активное восприятие учебного материала.

Такие задания могут начинаться словами: укажите; прочтите; запомните; расскажите; подчеркните; опишите; отыщите; сравните; обоснуйте; составьте; докажите; охарактеризуйте.

Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).