logo search
ТМОП учебник

4. По характеру воздействия:

• визуальные (проекция);

• аудиальные (аудиозапись);

• аудиовизуальные (кинофильм).

Педагогические средства – это

1) материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогической деятельности;

2) предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в педагогической деятельности в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащегося для достижения поставленных целей обучения и воспитания;

3) это то, с помощью чего достигаются цели обучения и воспитания.

Педагогические средства отвечают на вопрос, с помощью чего учить и

воспитывать. В современной теории и практике существует три подхода к разработке и использованию педагогических средств.

1. Педагогические средства не влияют на качество ЗУН, они создают

комфорт в процессе обучения, но без них можно обойтись.

2. Абсолютизация педагогических средств, от них зависит всё.

3. Педагогические средства необходимо рассматривать в системе деятельности педагога и воспитанника. Следует использовать педагогические средства исходя из принципа достаточности и необходимости.

Функции педагогических средств: наглядность, информативность, компенсаторность (облегчение процесса усвоения), адаптивность, интегративность (целостное представление о предмете), увеличение объёма передаваемой информации, оптимизация процесса обучения.

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняет друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет чётких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание; выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве; стимулируют познавательные интересы учащихся; создают при определённых условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе; позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний. Обучение на базе компьютерных технологий – это вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.