logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

2.3.2. Кибернетическая модель обучения.

Управление умственной деятельностью учащихся

Термин «кибернетическое» или, «программированное», обучение возник в 1950-е гг. в США на основе психологической теории бихе­виоризма. В России (Советском Союзе) такой вид обучения стал ак­тивно развиваться в 1960-е гг., и большой вклад в его развитие внесли: А. Н. Леонтьев, А. И. Раев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др. Одним из способов реализации кибернетической модели обучения является программированное обучение.

Программированное обучение — организация учебного процесса по определенной обучающей программе, обеспечивающей самостоятель­ное приобретение навыков и умений. В широком понимании термина это обучение, построенное на принципах управления познавательной деятельностью учащихся.

Программированному обучению присущи следующие признаки: • наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алго­ритма достижения этой цели;

Главным среди этих признаков можно считать наличие алгоритма учебной работы, то есть строго регламентированной системы действий, выполнение которых ведет к решению поставленной задачи. Наличие алгоритма обеспечивает деление учебного процесса на шаги и осущест­вление оперативной обратной связи. Это будет алгоритмическое обуче­ние. Именно наличие связи между целью, алгоритмом ее достижения и пооперационной обратной связью обеспечивает управление.

С точки зрения задач умственного развития учащихся наиболее правильным и перспективным представляется определение сущности программированного обучения как средства управления умственной деятельностью обучаемого (А. И. Раев). Отсюда следует, что управ­ление процессом усвоения информации должно быть построено так, чтобы обеспечить усвоение знаний, усвоение приемов и способов ум­ственной деятельности. Эта цель достигается за счет деления материала на небольшие порции, введения действия при усвоении каждой порции информации, более четкой и сжатой цикличности и индивидуализации обучения.

А. И. Р аев выделяет т ри вида умств енных действий, п редставля-ющих собой последовательные ступени все более высокой степени обобщения и отвлечения.

  1. Предметные умственные действия — действия со строго определен­ным содержанием на том или ином учебном материале. Так, школь­ники должны не только знать правила правописания падежных окончаний существительных, но и усвоить те умственные действия, выполнение которых обеспечит определение нужного окончания. Система подобных умственных действий должна быть определена и разработана на материале каждого учебного предмета.

  2. Процессуальные умственные действия соотносятся с процессами мышления (сравнение, анализ, синтез, систематизация и т . д.).

Характерной особенностью этих умственных действий является то, что они имеют структуру , непосредственно не зависящую от того содержания, на котором решается умственная задача. Понятно, что невозможно учить школьников анализу вообще, синтезу вообще и т. д. без соотнесения этих процессов с конкретным содержанием учебного предмета. 3. Общие методы умственной деятельности совершаются с обоб­щенным содержанием и включают в себя использование системы процессуальных действий. К ним относятся общие принципы планирования, общие параметры и требования, обеспечивающие самоконтроль за ходом умственной деятельности, система и по­следовательность, обеспечивающие доказательность суждений, система действий, приводящая к нахождению существенных и не­существенных признаков различных явлений, и т. д. Программированное обучение должно быть построено таким обра­зом, чтобы умственная деятельность школьников протекала в строгом соответствии с формируемыми умственными действиями. Жесткая регламентация в этом случае не только не является препятствием для развития самостоятельности и активности школьников, но может стать решающим фактором формирования творческих начал во всей деятельности.

Также должны быть созданы широкие возможности для осознания школьниками совершаемых ими умственных действий. С этой целью целесообразно:

а) специальное вычленение совершаемых школьниками умственных действий из всего содержания умственной деятельности (то есть выделение «предмета мысли» и «мысли о предмете»);

б) разложение умственных действий на составные элементы;

в) создание ситуаций сравнения одновременно и последовательно протекающих умственных действий;

г) создание условий для перспективного и ретроспективного анализа умственных действий;

д) создание с помощью обратной связи условий, при которых показы- вается результативность совершенного умственного действия и его адекватность поставленной задаче.

В программированном обучении большое значение имеет качес­тво обучающих материалов — программ, поэтому важно придержи­ваться особой методики составления программированных материа­лов (А. И. Раев).