logo search
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе

Признаки классно-урочной системы:

  1. обучение проводится в группах учащихся постоянного соста­ва и одного возраста, которые объ­единяются в класс;

  2. обучение проводится по жесткому расписанию, составленно­му на основе учебного плана;

  3. основной формой обучения является урок, проводимый в те­чение определенного времени;

  4. каждый отдельный урок отводится только одному предмету;

  5. содержание обучения определяется единой программой, раз­битой на разделы, темы, уроки;

  6. места проведения уроков — классные комнаты, учебные ка­бинеты, мастерские, спортивные залы и т.п.;

7) ведущая роль в обучении принадлежит руководству учителя. Преимуществами ее перед другими формами являются:

В классно-урочной системе предусмотрены и другие формы ор­ганизации учебной работы: экскурсии, консультации, семинары, различные формы внеклассной работы. Обучение в классном кол­лективе способствует формированию у учащихся опыта коллектив­ной работы и общения как со сверстниками, так и с взрослыми людьми.

К недостаткам классно-урочной системы можно отнести: ограниченные возможности индивидуального подхода к учащемуся, ориентация на среднего ученика, работа в едином темпе, преобладание вербальных методов обучения, относительная жесткость структуры урока, искусственное деление занятий по времени на 40-45 минут, которые затрудняют обеспечение связи обучения с быстро меняющейся жизнью.

Тем не менее, классно-урочная система остается самой массовой и устойчивой в современной школе.

Урок как основная форма обучения в школе. В современной школе основной структурной единицей учебного процесса является урок, имеющий следующие признаки:

использование разнообразных методов и средств обучения в зависимости от поставленных дидактических целей.

В.И.Загвязинский называет противоречия, присущие внутренней природе урока:

а) между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования, развития каждого ученика;

б) между регулярностью прямой связи, то есть – от ученика к учителю и нерегулярностью, эпизодичностью обратной связи – от учителя к ученику;

в) между задачами развития личности ученика, требующими активности самого ученика и преимущественно вербальным характером обучения;

г) между реальным объемом учебного материала и временными рамками урока.

К современному уроку предъявляется ряд требований:

  1. четкое определение целей, задач и структуры урока;

  2. учебный материал на основе современных достижений научного познания;

  1. использование передовых образовательных технологий, позволяющих ученику быть активным и деятельным в процессе обучения;

  2. организация активной познавательной деятельности учеников на уроке, развивающей их способности;

  3. соблюдение психологических и гигиенических условий про­дуктивной учебной деятельности;

  4. оценивание деятельности ученика, результатов и достижений его учебной деятельности;

  5. организация преимущественно субъктно-субъектных отношений в процессе обучения.