logo search
ТМОП учебник

Семинары по форме разнообразны.

Примерная классификация видов семинарских занятий.

1) семинары, взаимосвязанные с лекционным курсом, являющиеся

его органическим дополнением или продолжением;

2) семинары, независимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;

3) практические семинары, практикумы. Цель их проведения – отработка конкретных навыков.

В практике преподавания юридических дисциплин сложился ряд видов

семинаров. Основные из них таковы:

• развернутая беседа на основе плана семинара;

• устные доклады отдельных студентов с последующим обсуждением

их;

• обсуждение письменных рефератов, заранее написанных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными студентами до семинара;

• теоретическая конференция, дебаты, симпозиум, коллоквиум;

• письменная контрольная работа;

• устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

• комментированное чтение сложных источников права, а также решение юридических задач и упражнений;

• деловые игры.

Среди всего разнообразия существующих в настоящее время методик

проведения семинарских занятий хотелось бы выделить две наиболее распространенные.

Первую методику условно можно было бы назвать обучающей, традиционной, ориентированной на преподавателя. Согласно этой методике одни студенты, приходя на семинар, представляют свои рефераты или доклады, а другие слушают их. Преподаватель пытается активизировать аудиторию, организовать дискуссию. Для проведения подобных семинаров необходимо соблюдение рада условий: наличие разработанных преподавателем контрольных вопросов и тем, наличие списка рекомендованной литературы и источников, возможность доступа к этой литературе. Данная методика будет оптимальной в условиях стабильного развития общества и при наличии известных потребностей практики.

Однако возрастает интерес ко второй методике, которую условно можно назвать тренирующей, инновационной, ориентированной на учащегося. Её цель – активизация творческого потенциала студентов.

Формы её разнообразны. Выделим лишь некоторые из них.

Первая форма – организационно-деятельная игра. Проведение таких игр

помогает активизировать творческий потенциал учащихся, выработать у них

умение анализировать сложные социальные процессы, привить навыки коллективной работы над конкретной проблемой.

Вторая форма – диалоги персоналий (дебаты). Во время игры студенты

сопоставляют позиции учёных, представляющих различные научные правовые школы.

Третья форма – творческие работы, проекты. Задача подготовки таких

работ – почувствовать вкус к юридическим рассуждениям, сформировать интерес к самостоятельному творчеству, осуществить междисциплинарный подход.

Четвертая форма – тренировка основных навыков и умений.

В основу второй методики положена следующая схема: преподаватель -

эксперт, арбитр, тренер, консультант. Студент – активное звено, он собирает

информацию, применяет свои навыки и использует знания в конкретной ситуации. Слабые звенья методики: преподаватель должен быть готов ко всяким неожиданностям, даже к тому, что он может чего-то не знать.

Таким образом, выбор оптимального варианта методики проведения семинарского занятия зависит от преподавателя и определяется многими факторами: спецификой предмета, потребностями подготовки конкретных специалистов, возможностями преподавателя и готовностью студента. В современных условиях семинарские занятия должны активизировать творческий потенциал обучаемых, способствовать познанию ими собственной личности, своих способностей, дать инструмент поддержки себя в этом сложном, меняющемся мире.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные типы лекций.

2. В чём состоит основная методика проведения лекции?

3. Что такое семинар и каковы его основные особенности?