logo search
ТМОП учебник

Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).

Исследовательский проект по праву – имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Он предполагает аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования и обозначения методов. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Например, проекты: «Вопросы права в Библии», «Право собственности в Россиии за рубежом» и др.

Творческий проект – имеет не столь строго проработанную структуру, однако все же строится по известному алгоритму:

1) определение потребности;

2) анализ существующих объектов;

3) обозначение требований к объекту проектирования;

4) выработка первоначальных идей;

5) анализ идей;

6) выбор одной идеи;

7) планирование;

8) изготовление;

9) оценка (рефлексия).

Форма представления результатов может быть различной (изделие, макет,

праздник, экспедиция, видеофильм и т.д.). Например, проекты по праву: «Свобода информации или библиотека будущего», «Город детства».

Игровой проект – предполагается, что учащиеся принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Например, проект: «Заседание Конституционного суда». Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п.

Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить вначале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационный проект – этот тип проектов, призванный научить учащихся добывать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, методы анкетирования и т.д.), её обработки и презентации. Например, проект: «36 конституций мира».

- Число участников

- Продолжительность

- Характер контактов

- Содержание

- Доминирующий метод

- Реализация в учебном плане

-Типологические признаки проекта

Практико-ориентированный проект – это проект чётко ориентирован на результат, затрагивающий непосредственно интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем.

Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта и, но и его организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентаций полученных результатов и возможных способов внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. Например, проекты: «Мой безопасный двор», «Устав моей школы».

Реализация метода проектов как технологии на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Примерные темы итоговых, исследовательских правовых проектов.

- Тоталитарные секты: мифы и реальность.

- Школьное самоуправление.

- «Новые русские»: стереотипы восприятия.

- PR – технологии в избирательных компаниях.

- Альтернативная служба в армии.

- Правосознание советского обывателя (по рассказам М. Зощенко).

- Вопросы права и законности в народном фольклоре.

- Данные биологии и химии на службе следствия

- Приватное пространство ребёнка и др.

Алгоритм реализации проекта.

1. Начальный этап:

- определите тему проекта, изученность ее, сформулируйте его основную цель;

- подберите рабочую группу;

- обсудите задание, подберите информацию.

2. Планирование деятельности по выполнению проекта:

- сформулируйте и уточните задачи; определите средства достижения цели;

- познакомитесь с библиографией;

- выберите и обоснуйте свои критерии успеха;

- распределите роли в команде.

3. Принятие решения по выполнению проекта:

- систематизируйте собранную информацию;

- проведите анализ и синтез идей;

- выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы;

- составьте и уточните план этой деятельности.

4. Выполнение проекта:

- выполните намеченное исследование;

- проведите работу над проектом;

- оформите проект.

5. Оценка результатов:

- проведите качественный самоанализ, самооценку проекта, достигнутых результатов и достижения поставленной цели;

- отдайте проект на рецензию.

6. Защита проекта.

Важным и сложным этапом является оценивание проекта. Можно предложить два подхода: