logo search
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе

Помимо урока, процесс обучения в школе осуществляется с по­мощью других форм. Дополняя и расширяя основную форму учеб­ной работы, они являются ее составной частью. К ним относятся: предметные кружки, экскурсии, секции, факультативы и предметы по выбору, домашняя работа и др. Эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Однако это деление несколько ус­ловно, например, есть урок-экскурсия. Все эти формы работы расширяют и дополняют возможности обучения учащихся, позволяют удовлетво­рить различные запросы учащихся. Они не имеют строгой регламентации, поэтому проходят в более непринуж­денной по сравнению с уроком обстановке.

Предметные кружки. Они обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но могут организовываться и для младших школьников, например, кружок по изучению иностранного языка. Работа в кружках способствует развитию по­знавательных интересов учеников, формированию мотивации к познанию, положительно сказывается на их отношении к учебе, повышает качество обучения и уровень обученности.

Экскурсия. Такая форма урока позволяет учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их нату­ральном виде, в естественном для них окружении, в природе. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой (с жизнью). Экскурсии бывают: а) вводные, обобщающие, текущие; б) про­изводственные, природоведческие, по памятным местам, в музеи и на выставки

( краеведческие, исторические, литературные и др.); г) предварительные и заключительные; д) предметные и комплексные (межпредметные) Для детей младшего и среднего школьного возраста часто проводятся экскурсии в природу с целью наблюдения природных явлений и объектов. Особый интерес для учащихся представляют комплексные экскурсии, когда их со­держание охватывает позволит ученику пополнить свои знания в области нескольких учебных предметов.

Методика проведения экскурсий хорошо разработана в частных дидактиках, поэтому рассмотрим лишь общие рекомендации по их проведению.

Подготовка к экскурсии. Учитель предварительно знакомиться с объектом экскурсии, продумывает цель и задачи, составляет план ее проведения, проводит встречу и инструктаж с теми, кто будет вести экскурсию, определяет маршрут, порядок и основные правила движения, проводит инструктаж по технике безо­пасности, определяет познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, проводит предварительную беседу с учениками о целях экскурсии и раздает задания перед экскурсией, согласовывает с учениками форму их отчета о выполнении заданий, а также – время и место в учебном процессе для использования результатов экскурсии, Если экскурсия на производство, то необходимо дого­вориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить, сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Не­обходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Это позволит сосредоточить внимание детей на главном и избежать излишней детализации. Если объяс­нения дает сопровождающий, то учителю следует заранее дать ему необходимые методические советы о порядке прове­дения экскурсии.

При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов и т.п. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы — этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация учащихся.

При составлении плана экскурсии следует иметь в виду, что ее длительность не может превышать одного часа, потому что большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и вни­мание, поэтому экскурсия не должна быть «всеобъемлющей». Пусть лучше ученики хорошо изучат небольшой круг вопросов, нежели уйдут с объекта экскурсии с головой, полной не осознанных как следует образов и впечатлений.

Факультативы и кружки по выбору. Они представляют собой один из видов дифференциации обучения по интересам, введены в общеобразовательной школе в 1966 г. с целью расширения и углубления знаний и практических навыков учащихся, развития их познавательных интересов, способ­ностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределе­ния. Их организация должна быть согласована с родителями школьников. Содержание обучения факультативов и предметов по выбору определяется специальными типовыми учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.

Домашняя работа. Это форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к воспри­ятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Домашнюю работу различают: а) репродуктивную, творческую; б) выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и др.

Домашняя работа — важный вид работы, который рассматривается как неотъемлемая со­ставная часть процесса обучения, средство подготовки к самооб­разованию. Необходимость выполнения домашних заданий выте­кает по меньшей мере из следующего: а) из необходимости учета в процессе обучения объективной психологической за­кономерности — кривой забывания: больше всего информации забывается в первые часы и сутки после восприятия изучаемого материала, а потому, чтобы предупредить забывание изученного на уроке материала, его следует повторять в ходе выполнения до­машнего задания;

б) из необходимости осмысления, обобщения, систематизации знаний, полученных на занятии как важнейшего этапа в усвоении, для которого не хватает времени на учебном занятии;

в) из возможности для ученика учиться самоорганизации познавательных действий, необходимых в самообразовании.

Выполнение домашних работ позволяет решать следующие задачи, которые ставятся в уебно-воспитательном процессе.

Обычно учитель готовит домашнее задание к уроку, ориентируя­сь не на сильного или слабого, а на некоего среднего ученика. Между тем известное соотношение Г. Клейна —1: 6 показывает отношение времени, затрачиваемого на подготовку домаш­него задания сильным учеником, к аналогичным затратам времени слабого ученика. Это соотношение означает, что задание не следует выдавать в расчете ни на сильного, ни на слабого, ни даже на сред­него ученика, потому что и в этом случае слабый ученик будет пе­регружен, а сильный будет недогружен и бездельничать. Единст­венный разумный выход из этого противоречия — выдача диффе­ренцированного домашнего задания со свободным выбором учени­ками варианта.

Призывы отдельных учителей и родителей организовать обуче­ние без домашних заданий — результат модных веяний, не учиты­вающих реалий практической работы в школе. Учеба без домашних заданий резко снижает качество обучения, поэтому отказываться от многовековой практики выполнения домашних заданий нельзя: следует эту работу рационально организовывать, обучать учеников и консультировать их родителей правильным приемам ее выполне­ния. Для первоклассников и их родителей целесообразно составить памятку правил выполнения домашней работы. При консультации родителей и посещении ученика на дому учитель должен выяснить, каким образом организовано выполнение домашних заданий:

Рационально организованное без перегрузок выполнение до­машних заданий в начальных классах позволит сформировать у школьников важный навык самостоятельной работы, воспитать трудолюбие. Если домашняя работа хорошо организована, то она становится необременительной и привлекательной для учащихся.

Дополнительные занятия с отстающими детьми. Цель этой формы учебной работы — предупреждение отставания учащихся и преодоление неуспеваемости. Обычно она организуется для небольшой группы учени­ков или индивидуально в форме дополнительных занятий во внеуроч­ное время, которые могут носить добровольный или обязательный ха­рактер. Для того чтобы эта работа была эффективной, учителю следует прежде всего установить характер и причину отставания каждого уче­ника, а затем наметить программу оказания необходимой помощи. Например, у слабоуспевающих по математике учеников недостаточно сформированы такие составляющие элементы умственных действий, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, что проявляется в неумении выделять главное и основное в содержании учебного мате­риала, устанавливать связи между понятиями. Для таких детей харак­терны медленный темп учебной работы, быстрый распад ранее усво­енных знаний, затруднения в усвоении нового материала, умственная пассивность, потребность в постоянном управлении и опеке, поэтому с ними следует вести кропотливую работу по формированию и закре­плению сначала общих приемов умственных действий, а затем и спе­цифических для данного предмета, а также для этой работы необходи­мо привлекать родителей и сильных учащихся.

Часто отставание в учебе связано с плохим воспитанием, поэтому целесообразно вести индивидуальную воспитательную работу с ребенком и с его семьей.