logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий

На протяжении XX столетия в мировой педагогике делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 1950-х гг эти попытки были в основном сосредоточены на использовании раз­личных технических средств обучения. С этим связывались немалые надежды на преобразование практически массового обучения. Однако постепенно внимание обратилось не только к техническим средствам обучения, дополняющим учебный процесс, но и к таким устройствам, которые могут влиять на самый ход обучения, брать на себя некоторые функции учителя (например, учебное телевидение).

С середины 1950-х гг. разработка вопросов использования техниче­ских средств в обучении связана со становлением и развитием програм­мированного обучения, а также педагогической технологии.

Начиная с этого времени можно выделить два направления иссле­дований и практических разработок:

  1. использование ТСО в обучении;

  1. особый, «технологический», подход к построению обучения в це­лом.

Можно сказать, что современным воплощением первого подхода стало дистанционное обучение. Второй же подход пополнил практику образования педагогическими технологиями.

Технология — последовательность действий, обеспечивающая пре­вращение объекта из наличного состояния в намеченное.

Отличительными особенностями технологий являются:

• общечеловеческий опыт и способы его передачи являются более важными, чем уникальность и индивидуальность.

Развитие технологического подхода в гуманитарных сферах при­вело к появлению гуманитарных технологий.

Гуманитарные технологии — систематизация, соорганизация и упо­рядочение в пространстве и времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гумани­тарного знания (В. В. Мацкевич, П. Г Щедровицкий). Гуманитарными технологии называются потому, что составляющими в них являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т. п.

Говоря о содержании гуманитарных технологий, следует отметить, что это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи определенных условий, средств и способов. Это технологии инноваций, производство новых способов деятельности.

Гуманитарные технологии — ресурсоемкие технологии. Под ресур­сами в них понимается наличие: а) идей, концептов и т. п. и их перевод в разряд деятельностных целей и задач, программ и проектов; б) людей, способных разрабатывать и реализовывать развивающие проекты и программы; в) финансов и требуемой материальной базы. Информация в таких технологиях рассматривается как отдельный элемент, который в технологии выполняет посредническую функцию между активными

деятелями и позволяет значительно «сжимать» и «технологизировать» время.

Итак, если исходить из названия, то гуманитарные технологии — это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого.

Мнение скептика

В связи с этим возникает вопрос: могут ли технологии быть названы гу­манитарными, то есть направленными на человека? Так, по замечанию Е. Островского, гуманитарный технолог —специалист по манипуляции человеком с целью получения прибыли, выгоды.

Технологии могут б ыть гуманитарными, если они удовлетворяют потребностям человека, а не решают какие-то другие задачи. Создавать гуманитарные технологии — использовать их во благо человека, по отношению к которому они применяются.

Коммуникативные технологии

Одна из базовых человеческих потребностей — потребность в обще­нии. При этом для удовлетворения потребности в общении необходим другой человек. В последнее время при развитии принципиально новой информационной среды пр оизошли существенные изменения в чело­веке общающемся, что привело к возникновению коммуникативных технологий.

Можно выделить два типа коммуникативных технологий.

Во-первых, коммуникативные технологии могут быть обращены непосредственно к человеку как субъекту и объекту общения, который овладевает способами решения различных коммуникативных задач: договариваться, выражать свои чувства и отношения, предупреждать или разрешать конфликты и т. п.

Примерами таких технологий являются технологии переговоров, разрешения конфликтов, спора, доказательства, диалога и т. п.

Принципы общения, положенные в основу создания коммуника­тивных технологий:

Вторая группа коммуникативных технологий опосредует взаимо­действие различными средствами коммуникации. У довлетворяется не столько потребность человека в общении, сколько ориентировка во времени и пространстве, в информационной среде (рис. 2.3).

Сйёпо

ЁТ aedTaaiea

Aaei aedTaaiea

NTTau aiea (fiiune 1)

NTTau aiea (niune 2)

(>ё6аёй

Ta6a6iay naygu

Рис. 2.3. Схема технологического построения учебного процесса

Принципы коммуникации, положенные в основу создания этой группы технологий:

  • принцип целевых аудиторий (кому адресовано послание);

  • принцип ключевых сообщений (главное в сообщении);

  • принцип каналов трансляции (каким образом коммуникация будет доставлена до реципиента);

принцип креативности.

Примерами технологии взаимодействия с различными источни­ками коммуникации являются, например, аудиовизуальная модульная технология (АМТ), учебное телевидение и т. д.

Технологии, обеспечивающие условия для удовлетворения познава­тельных потребностей, потребностей в развитии, самовыражении, само­актуализации и т. п., можно назвать формирующими. В педагогической практике достаточно давно и широко используются подобные педагоги­ческие технологии: технологии проблемного обучения (формирующие конкретные компетенции решения проблемных задач в различных пред­метных областях); технологии исследовательской деятельности и т . п.

Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

Педагогическая технология — это воспроизводимый способ ор­ганизации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель. В. В. Гузеев определяет педагогическую технологию как комплекс, состоящий из:

  • некоторого представления планируемых результатов обучения;

  • средств диагностики текущего состояния обучаемых;

  • набора моделей обучения;

  • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

По своей природе педагогические технологии гуманитарны, по­скольку каждый элемент, каждый шаг имеет обращение к обучающемуся человеку, его потребностям, направлен на его поддержку в ходе обучения:

• практикуется не только итоговый контроль усвоения знаний и спо­собов деятельности, но и текущий, входной, пооперационный. Если в традиционном подходе учитель ставит задачи «не инструмен­тально» изучить теорему, ознакомить с принципом действия, решать уравнения и пр. — очевидно, что эти задачи не описывают действия ученика. Технология же исходит из того, что цель обучения — измене­ние состояния ученика: его знаний, мыслей, чувств, поведения. Поэтому общие цели обучения при разработке обучающей системы по предмету необходимо конкретизировать. Известный ученый Б. Блум является автором «таксономии целей», в которой выделяет категории целей и со­ответствующие им действия ученика, которые можно диагностировать.

Категории целей

Обобшенные формулировки целей

Знание: запоминание и воспроиз­ведение материала

Ученик знает значение терминов, конкрет­ные факты, методы, правила, принципы

Понимание: умение преобразовы­вать, интерпретировать материал, предложить следствия, предска­зать результаты действий

Ученик объясняет факты, связи между яв­лениями, преобразует материал (из словес­ной формы в математическую), описывает следствия, вытекающие из данных

Применение: умение использо­вать материал в стандартных и новых ситуациях

Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях, демонс­трирует правильное применение метода

Анализ: умение выделять части из целого, взаимосвязи, принци­пы организации целого

Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассужде­ния, видит сходство и различие явлений

Синтез: умение комбинировать элементы, чтобы получать целое, обладающее новизной

Ученик пишет сочинение, делает план экс­перимента, решения какой-либо проблемы с опорой на знания из разных областей

Оценка: умение дать оценку по­лученной информации, крити­чески относиться к ней

Ученик пишет эссе, сочинения-размышле­ния, делает устные развернутые суждения, участвует в проектах