logo search
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

3. Классификация и структура уроков

Попытки классификации уроков предпринимались с возникновения классно-урочной системы. Например, Я.А. Коменский в качестве основного выделял комбинированный урок с четырехзвенной структурой, К.Д. Ушинский классифицировал уроки по характеру учебной деятельности.

В современной дидактике сущест­вует несколько классификаций уроков, каждая из которых берет за основу какой-либо признак. Например, уроки классифицируют: по дидактическим целям, по применяемым методам обучения, по спо­собам организации учебной деятельности и др. Наиболее прибли­женной к реальным нуждам учителей является классификация уроков по дидактиче­ской цели, которая определяет построение всего урока.

По дидактической цели уроки подразделяются на следующие типы:

вводный урок;

Урок изучения нового материала. На этом уроке учащиеся овладевают новым учебным материалом. При этом им приходится усваивать новые понятия, новые идеи, осмысливать и осваивать их. Учителю необходимо в ходе урока организовывать первичное закрепление материала, формиро­вать умения и навыки. Структура такого урока обычно состоит из следующих этапов:

Урок формирования умений и навыков. В ходе такого урока обычно решается несколько дидактических задач:

Типичными видами подобных уроков являются:

Структура этих уроков отличается большим разнообразием и определяется частными дидактическими задачами на каждом его этапе. В ходе каждого такого урока учителю приходится выполнять большой объем работы по организации и управлению учебной деятельностью учащихся, так как обычно у них существует различ­ный уровень сформированности необходимых умений и навыков, различна и скорость их формирования.

Урок обобщения и систематизации.На таком уроке обычно ставятся две дидактические цели — проверка усвоения главного учебного материала на уровне обобщения и проверка знаний по всему программному материалу, относящемуся к отдельной теме, разделу, учебной четверти или учебному году. На этих уроках учитель показывает важность ключе­вых вопросов учебного материала, его связь с другими разделами курса, место в системе знаний по предмету. Обычно о проведении такого урока учащиеся информируются заранее, дается подготови­тельное домашнее задание, указываются вопросы для повторения. Типичными видами подобных уроков являются уроки-семинары, которые обычно проводятся в старших классах. Хорошие результа­ты дает построение различных обобщающих схем и таблиц, исполь­зование опорных конспектов и различного вида сверток информа­ции и т.п.

При составлении учебных заданий на обобщение и системати­зацию знаний учитель должен соблюдать следующие требования:

1) выделять и указывать признаки, на основе которых должно идти обобщение;

2) включать в систему заданий все типичные основные случаи в пределах заданной области обобщения. При этом сначала следует выдавать задания, содержащие наиболее отличаю­щиеся случаи, а затем — с похожими ситуациями;

3) решать задачи как с положительными, так и с отрицательны­ми и неопределенными ответами.

Урок практического применения знаний. На уроках этого типа решаются задачи закрепления ранее усвоенных знаний, применение знаний на практике, формирование умений и навыков. Видами такого типа уроков яв­ляются: урок — самостоятельная работа, урок — практическая ра­бота, урок — лабораторная работа, урок-экскурсия. Методика проведения лабораторных работ по различным учебным предметам достаточно хорошо разработана. При проведении других уроков этого типа учителю необходимо тщательно подбирать дидактиче­ский материал с учетом индивидуальных различий учащихся в классе, так чтобы все они были загружены работой в меру своих познавательных возможностей. В структуре уроков такого типа обычно присутствуют:

Основной тип уро­ка — комбинированный, в структуре которого в большинстве слу­чаев присутствует довольно значительный объем самостоятельной работы в виде различных упражнений и работы с книгой. Особен­ностью этой самостоятельной работы является то, что она выпол­няется учениками без участия учителя или при его минимальном участии. Урок контроля и коррекции знаний, умений. В структуре такого урока присутствуют:

Комбинированный урок. Преимущества такого типа урока состоят в том, что учитель может строить обучение на всех этапах. Недостатки комбинированного урока состоят в том, что в его ходе учителю часто не хватает времени на опрос, на усвоение новых знаний и на их закрепление.

В заключение необходимо отметить, что описанные выше типы уроков в чистом виде почти не встречаются, за исключением ком­бинированного урока. В каждый тип урока вплетаются элементы уроков других типов, однако доминирует какая-либо одна дидакти­ческая функция. Кроме того, на уроке решаются и воспитательные задачи, которые не всегда могут найти отражение в структуре суще­ствующих типов уроков.

В последние годы в школе появилась тенденция проводить интегрированные уроки. Подобный урок харак­теризуется тем, что на нем изучается учебный материал, относящийся к разным предметам, но объединенный одной общей темой. Преимуществом такого построения обучения является то, что по­зволяет с разных сторон познавать тот или иной предмет, увидеть его в разносторонней целостности. Например, известны интегрированные курсы физики, химии и биологии.

Урок в малокомплектной школе. Малокомплектная школа — это школа с небольшим числом учащихся, поэтому в ней организуют классы из детей разного возраста с малой наполняемостью. В такой школе один учитель

работает одновременно с несколькими классами. Малокомплектные школы чаще всего бывают начальными, но могут быть неполными, создаются как правило, в сельской местности.