logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение

Контроль, как и оценка, в учебной деятельности реализуется благодаря механизму обратной связи. Обратная связь — позволяет учителю (пре­подавателю) получать сведения о качестве усвоения знаний каждым учащимся. Она, согласно Н. Ф. Талызиной, должна нести следующую информацию:

становления тех или иных действий обратную связь должен осущест­влять преимущественно обучающий, а на завершающих — сам обуча­емый. Это иллюстрирует постепенный переход от внешнего контроля к самоконтролю учащегося.

П. К. Анохин выделяет два вида обратной связи: направляющую (о выполнении промежуточных действий) и результативную (об окон­чательном выполнении действий). Первый вид обратной связи — по­этапный, второй — санкционирующий, или конечный. Поэтапный вид

обратной связи позволяет точно фиксировать допущенные ошибки, немедленно исправлять, корректируя ход деятельности обучающегося, и в дальнейшем успешно продолжать выполнение последующих дей­ствий. Реализуется он в форме проверочных текущих, самостоятельных работ, промежуточных опросов. Конечная обратная связь предполагает получение информации о качестве усвоенного материала по завер­шении прохождения темы или курса. Реализуется в форме итоговых контрольных работ, зачетов, экзаменов.

Важно помнить, что обратная связь позволяет не только получать сведения об уровне усвоения знаний учащимися, но и отслеживать самим учителем качество своей работы.

Контроль: виды, структурная организация

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебно-воспитательном процессе, выделяют три его вида:

  1. предварительный контроль — подразумевает установление налич­ного (исходного) уровня знаний, умений, навыков. Данный вид кон­троля необходим для последующего составления индивидуальной программы работы с исходной группой учащихся или с отдельным учеником, для создания представлений об уровне предоставляемых им в индивидуальном плане заданий в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса;

  2. текущий (пошаговый, пооперационный) контроль — выполняет функцию обратной связи, функцию подкрепления, мотивационную функцию и позволяет учителю (преподавателю) получать сведения о качестве усвоения знаний каждым учащимся в ходе процесса;

  3. итоговый контроль — используется для отслеживания результатов обучения, достигнутых по завершении работы над темой или раз­делом.

Пошаговый контроль состоит в отслеживании всего хода учебного процесса, содержания всех формируемых действий обучаемого. Он позволяет регулировать процесс усвоения знаний и формирования умений. Пошаговый контроль важен на первых этапах учебного про­цесса. Потом он должен сменяться контролем, производимым с учетом потребностей учащихся в контроле за своими действиями.

На первых порах развитие самоконтроля учащихся в процессе усвоения материала сопровождается развитием умения находить и исправлять ошибочные решения. Уже младшим школьникам доступна корректировка своих действий при условии, что они приучаются к по­шаговому контролю. В случае ошибки ученику предлагается вернуться к учебному заданию и повторить решение с начала, контролируя при