logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности

Успех учебной деятельности во многом зависит от ее мотивации — сис­темы внутренних и внешних факторов, побуждающих учиться. В качес­тве таких побуждающих факторов могут выступать различные состав­ляющие — потребности обучающегося, вкладываемый им в обучение личностный смысл, п ример окружающих, си стема подкреплений и наказаний и т. д. Мотивация может быть как внутреннеорганизованной (связанной с психикой самого человека — например, с его потребнос­тями или интересами), так и внешнеорганизованной (обусловленной воздействиями извне).

Недостаток сформированности мотивации учения — распростра­ненная проблема, которая остро стоит не только перед педагогами, но и перед самими школьниками и их родителями. Учебная деятельность занимает практически все годы наиболее активного становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Поэтому проблема

ее мотивации является одной из центральных в педагогике и педаго­гической психологии.

Мотивация может рассматриваться, с одной стороны, как процесс формирования мотива (в связи с этим говорят о стадиях ее развития: осознание потребности и постановка цели, выбор способа ее достиже­ния, возникновение непосредственного побуждения к его реализации). С другой стороны, ее можно рассматривать как систему мотивов, побуждающих субъекта к определенной деятельности (например, как комплекс познавательных, игровых и социальных мотивов учения). Мотив представляет собой сложное психическое образование, по­буждающее человека к проявлению целенаправленной сознательной активности, служащее ее основанием.

Как правило, в первый класс ребенок приходит заинтересован­ным, любознательным, же лающим получать новые впечатлени я и выполнять задания учителя. Но по мере его дальнейшего обучения в школе, особенно в подростковом возрасте, учителя все чаще сталкива­ются с негативным отношением учащегося к школе, скукой, апатией, нежеланием посещать школу. В подростковом и юношеском возрасте учение либо приобретает смысл самообразования, либо становится формальной деятельностью1. Отсутствие необходимой мотивации уче­ния часто приводит к стойкой неуспеваемости, которая способствует появлению отклонений в поведении у школьников2. И. В. Дубровиной3 выделяются две группы причин школьной неуспеваемости: недостаток познавательной деятельности и ошибки в развитии мотивационной сферы детей. Как показывает опыт, второе встречается чаще — дело не столько в том, что у учеников отсутствует познавательный интерес как таковой, сколько в том, что он недостаточно полно связан с учебной деятельностью.

Несмотря на актуальность исследования мотивации, в психологии до сих пор нет единства взглядов в понимании ее сущности, в том числе применительно к учебной деятельности. Многие психологи под мотивацией понимают детерминацию поведения. Термин «мотивация» используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения 4. По всей видимости, имеющие место неоднозначности в понимании сущности мотивации