logo search
ТМОП учебник

Зарубежные технологии правового обучения: «Street Law», «Права человека» и их реализация в российском образовании

Street Law, Inc. – это американская программа практического общего образования в области права, демократии и прав человека (посредством изучения именно уличного права, т.е. тех ситуаций, с которыми каждый из нас сталкивается на улице, и происходит осмысления права). Она представляет собой уникальную комбинацию содержательной информации и методологических подходов. Учащиеся овладевают реальной информацией в области права, демократии и прав человека посредством педагогических методик, которые способствуют совместному обучению, критическому мышлению и способности быть полноправными членами демократического общества.

Предполагается, что человек, который обучается по программе Street Law, сможет поступать как грамотный потребитель или даже эффективно отстаивать необходимость в изменениях закона. При помощи своей философии и программ Street Law учит людей возможности помогать самим себе и преобразовывать демократические идеалы в практические гражданские действия.

Американский правовой курс имеет уже немалую историю. В течение 25 лет 17 раз менялось его содержание. Street Law, Inc. возникла в 1971 г. как развитие инициативы Юридического факультета Джорджтауна, когда студенты юристы решили обучать практическому праву учеников соседних школ под руководством профессора Эда О'Брайена. Учебные пособия, включающие учебник, руководство для учителя, сборник тестов и контрольных заданий, видеомаериалы, переиздаваемые каждые четыре года, являются самыми популярными у американских учителей и школьников, изучающих правовые курсы.

В рамкахStreet Law разработаны и изданы учебно-методические комплекты для органиаций специальных программ: «Подростки, преступность и местное сообщество», «Разрешение проблем при помощи медитации», «Проведение учебных игровых судебных процессов», «Права человека для всех» и др. Огромный успех имело создание южноафриканского варианта Street Law – «Демократия для всех». Они продемонстрировали, что знание права является мощным оружием в защите индивидуальных прав и свобод человека.

В настоящее время Street Law,Inc. предоставляет учебные пособия и программы во всех 50 штатах в США.Street Law, Inc. работает в тесном контакте с педагогами и юристами всего мира по обмену опытом и идеями, позволяющими улучшить качество жизни и усовершенствовать общество посредством верховенства права. Также развернулись международные программы в Польше, России и в других странах. В настоящее время Street Law, Inc. предоставляет подобную техническую помощь и обучение в более чем 30 странах.

Международные программы Street Law предоставляют педагогам, юридическим факультетам и руководителям возможность разработать учебный план, обучающий практическому применению принципов демократии, прав человека и верховенства права. Street Law, Inc. пропагандирует международное сотрудничество, обмен идеями и гражданское образование как международное движение.

В 1996 г. Санкт-Петербургский институт права имени принца П.Г. Оль-

денбургского при поддержке ряда американских образовательных организаций проводит разработку и внедрение курса для школьников «Живое право», который может быть полностью или частично использован с 8-го по 11-й класс общеоброзовательной школы.

Разработан учебно-методический комплекс для учеников и учителя. В

книгу для учителя входят примерный тематический план и подробное описание занятий в двух формах – урок и внеклассное мероприятие с дополнительными комментариями по всем правовым вопросам. В книгу для учеников включаются тексты для домашнего чтения, задания. Идеи для составления задач и примеров взяты из книги Lee P.Arbentman, Edward T.McMahon, Edward L.O'Brien. «Street Law. A Course in Practical Law». Fifth Edition, West Publishing Company, 1994 и творчески переработан на основе соответствующего разрешения.

На занятиях минимум времени уделяется лекционным, традиционным методам, простой передаче и воспроизводству информации, акцент – на применение правового материала, решение реальных проблем, совместную работу, творческое мышление.