Глава 3.3
Контроль и оценка
в учебной деятельности
Без оценки... человек не может действительно осознать свой собственный поступок во всех его связях и последствиях, во всех его объективных результатах.
Б. Г. Ананьев1
Основные понятия: контроль, учебная деятельность, педагогическая оценка, отметка, обратная связь, самоконтроль, самооценка.
Неотъемлемым компонентом структуры учебной деятельности наряду с учебной мотивацией, учебной задачей и учебными действиями выступают контроль и оценка. Под контролем понимают процедуру получения информации о деятельности и ее резуль татах, то есть процедуру, обеспечивающую обратную связь. Под оценкой — процесс соотношения реальных результатов учебной деятельности с запланированными ранее целями. При этом контроль и оценка педагога (учителя, преподавателя), то есть, соответственно, внешние контрольные и оценочные действия, в процессе освоения учебной деятельности должны перейти в самоконтроль и самооценку обучающегося (ученика, студента). При анализе как контроля, так и оценки в структуре учебной деятельности раскрывается внутренний механизм перехода внешнего действия во внутренний план, то есть интерпсихологического в инт-рапсихологическое (Л. С. Выготский).
Г. А. Цукерман в качестве отправной точки для становления самоконтроля и самооценки рассматривала процессы сотрудничества (кооперации) ребенка со сверстниками и взрослыми, как качественно отличные друг от друга процессы. В ходе сотрудничества со взрослыми реализуется разделение функций — взрослый ставит цели деятельности,
1 Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1980.
контролирует ее осуществление и оценивает действия ребенка. Автор указывает на то, что пока учитель является координатором учебной ситуации, ее центром, за ним остается контроль и оценка, а учебные действия полностью не интериоризуются учеником. Кооперацию же со сверстниками Г. А. Цукерман рассматривает как опосредующее звено между становлением нового учебного действия при взаимодействии со взрослым и сформированным интрапсихологическим образованием. Именно при кооперации со сверстниками создается ситуация равноправного общения, при которой дети получают полноценный опыт контрольных и оценочных действий в адрес себя и других. Известен также опыт Е. В. Субботского, который обучал детей выполнению некоторых действий, а затем просил их проверить, правильно ли выполняет это действие другой ребенок и взрослый. Оказалось, что ошибки сверстника дети замечают легче, чем ошибки взрослого. Многие дети замечали ошибки сверстников, но действия взрослого сразу же объявляли верными и отказывались их контролировать.