logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

3. Принципы обучения

Если считать рассмотренные закономер­ности обучения достаточно обоснованными в научном отношении, то, как отмечено в главе о сущности и общих закономерностях вос­питания, они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса. Эти тре­бования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами. Как следует из изложенного, к наиболее важным дидак­тическим принципам относятся следующие:

а) обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

б) обучение должно характеризоваться проблемностью;

в) обучение должно быть наглядным;

г) обучение должно быть активным и сознательным;

д) обучение должно быть доступным;

е) обучение должно быть систематическим и последовательным;

ж) обучение должно быть прочным;

з) в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.

В 60-70-е гг. профессор Л.В. Занков сформулировал ряд новых ди­дактических принципов на основе проводимой им и его сотрудниками экспериментальной работы по совершенствованию обучения в на­чальных классах. Один из этих принципов – обучение должно прово­диться на высоком уровне трудности – уже рассмотрен выше, когда речь шла о доступности обучения. К другим же принципам он относил следующие: в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в про­хождении изучаемого материала; преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями; учащиеся должны осозна­вать сам процесс усвоения знаний и владеть приемами учения. К сожа­лению, применение этих принципов в массовой школьной практике повлекло за собой многие недостатки. Так, на каждом уроке нужно было изучать новый материал и не стало хватать времени для его за­крепления. Акцент на овладении теоретическими знаниями в процес­се обучения отрицательно сказался на выработке практических уме­ний и навыков. Опыт показал, что эти принципы не были обусловле­ны глубинными закономерностями обучения, и поэтому не все из них утвердились в педагогической науке.

Однако дидактика не ограничивается раскрытием сущности обу­чения и его закономерностей. Она разрабатывает методические ос­новы процесса обучения и реализации этих закономерностей, о чем и пойдет речь в следующей главе.