logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков приме­нения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы

В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащих­ся умений и навыков применения полученных знаний на практике. На занятиях по языкам необходимо формировать орфоэпические и орфографические навыки, умение делать морфологический разбор слов и синтаксический разбор предложений, писать изложения, со­чинения, делать пересказы и т.д. На уроках математики следует вы­рабатывать навыки устного счета, умение решать примеры и зада­чи, пользоваться измерительными приборами и т.д. Значительный объем умений и навыков нужно формировать у учащихся на уроках физики, химии, природоведения и другим предметам.

Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений.Сущность этого метода состоит в том, что учащие­ся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют

свои знания, вырабатывают соответствующие умения, и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить созна­тельный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хоро­шо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они долж­ны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.

На организацию тренировочной деятельности оказывает влия­ние также характер тех умений и навыков, которые нужно выраба­тывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные уп­ражнения (устный счет по математике, запоминание хронологичес­ких дат по истории, правильное произношение слов по языкам и т.д.); б) письменные упражнения по языкам, математике, физике, химии; в) выполнение практических заданий по физике, биологии, географии и другим предметам, связанных с проведением измери­тельных работ, с выработкой умений обращения с механизмами и инструментами, с подготовкой гербариев и т.д.

При проведении тренировочных упражнений по применению знаний на практике существенное значение имеют те приемы, кото­рые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:

Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкос­тью, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.

При подборе упражнений существенно важно, чтобы они соче­тали в себе не только подражательную, но и творческую деятель­ность учащихся и требовали от них сообразительности, размышле­ний, поиска собственных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность.

Эта идея получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Занков указывал, что, если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся лежит лишь воспроизводящая дея­тельность, тогда их мышление и деятельность идут как бы по нака­танному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие школьников. Они не приучают­ся к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь механически запомнить информацию и способы ее применения на практике. Об этом писал также М.А. Данилов: «Нередко закрепление пройденного материала производится не­правильно. Изучив правило и выполняя на это правило те упражнения, в которых характер действий подсказан (подчеркнуть слова, вставить букву, изменить форму слова и т.п.), ученик пишет грамотно. Но, начи­ная писать без этих подсказок, он допускает много ошибок. Подобные упражнения слишком облегчают умственную работу школьников, вследствие чего затормаживается их умственное развитие»88.

С другой стороны, учителю необходимо знать и о тех трудно­стях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность учащихся и о которых шла речь в предыдущей главе. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называтьпереносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится как бы переносить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, т.е. применять их в других условиях. На знаниях же не написано, где их можно приме­нять. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравнительно не­трудно на основе анализа примеров и фактов сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правила игораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов. Послед­нее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.

Это положение обусловливает определенную логику и порядок учебной работы по закреплению изложенного материала. Первые тренировочные упражнения по применению новых знаний на прак­тике, как правило, должны начинаться с показа учителя. При изуче­нии, например, по русскому языку темы «Сложные слова и их обра­зование» учитель, переходя к закреплению изложенного материала, вначале дает учащимся более простые задания и показывает, как их необходимо выполнять. Выполнение этих заданий чаще всего носит воспроизводящий характер, так как ход действий учащихся уже задан учителем. Затем по мере приобретения умений и навыков упражнения усложняются. Они должны содержать в себе опреде­ленную новизну и требовать от учащихся вдумчивого и творческого подхода к применению знаний. В данном случае учитель предлагает учащимся объяснить на основе изученного правила написание таких, например, слов, как«одноголосый, двухэтажный, долговечный, доброкачественный» и т.д. После этого учащиеся сами придумывают сложные слова, записывая их в свои тетради и делая соответствую­щие пояснения об их образовании. В дальнейшем упражнения могут быть еще более усложнены. Учитель может дать ряд парных слов и предложить учащимся образовать от них сложные слова, а затем определить в них основы, корни и соединительные гласные.

Как видим, по мере закрепления изложенного материала учеб­ная работа учащихся все более усложняется и приобретает самосто­ятельно-творческий характер.

Подобная методика организации упражнений по применению знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но придавать упражнениям развивающий характер можно лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворо­тов мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.

Что же касается отдельных предметов, то методика этой работы может включать в себя следующие приемы. Например, на занятиях по математике вначале обычно должна проводиться коллективная работа класса по анализу задачи или примеров с тем, чтобы убедить­ся, что учащиеся поняли новый материал, и дать первичные умения в применении его на практике. Здесь, собственно говоря, ничего нового нет. Это обычный прием, который применяется всеми учи­телями. А вот затем опытные педагоги стараются расширять само­стоятельность работы учащихся, прибегая к инновационным фор­мам проверки. На практике это выглядит следующим образом. На уроках математики учитель может сделать коллективный анализ за­дачи, а потом предложить учащимся решить эту же задачу самостоя­тельно. Затем новую задачу ученики должны решить самостоятель­но без предварительного анализа, а потом провести проверку реше­ния. Хорошо также, чтобы учащиеся сами придумали одну-две зада­чи по новому материалу. Можно также предложить учащимся выполнить самостоятельно практические и графические работы, если это позволяет изложенная учителем тема.

На занятиях по языкам даются разнообразные упражнения на списывание текстов с заданием вставить пропущенные буквы, на составление предложений и словосочетаний с опорными словами и без них; предлагается написание кратких сочинений, описаний, творческих диктантов; проводится устная и письменная работа со словарем; даются задания сделать грамматический, морфологичес­кий и синтаксический разбор слов и предложений, перевести текст с одного языка на другой и т.д.

Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логи­ческом анализе того фактического материала, который лежит в осно­ве формирования научных понятий, практических умений и навыков.

Лабораторные работы. При изучении физики, химии, биологии и других предметов необходимо формировать умения и навыки об­ращения с приборами и реактивами, проведения измерительных работ. Например, при изучении в курсе физики темы «Электричес­кая цепь и ее составные части» учитель знакомит учащихся с состав­ными элементами электрической цепи, в которую входят: источник тока, соединительные провода, система управления (ключ), измери­тельные приборы, потребители тока. На доске вычерчивается схема простейшей цепи, которую учащиеся чертят в своих тетра­дях. После этого учитель дает практические указания по сборке электрической цепи и организует практическую (лабораторную) ра­боту. Выполняя ее, учащиеся овладевают умениями и навыками при­менения знаний по данной теме на практике. Такой же характер носят практические работы учащихся по измерению площадей и объемов помещений на занятиях по математике и т.д.

Организация лабораторных (практических) работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие при­емы: а) постановка цели лабораторных (практических) занятий, б)опре­деление порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в)подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) заня­тий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащих­ся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; уст­ный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; вы­ставление поурочного балла; контрольные работы, проверка до­машних работ; программированный контроль, тестирование

Как отмечалось в предыдущих главах, проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компо­нентом процесса обучения и в соответствии с принципом система­тичности, последовательности и прочности обучения должна осу­ществляться регулярно в течение всего года. Этим обусловливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них яв­ляются следующие:

а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой, учебной четверти;

в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

г) выпускные и переводные экзамены.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо вы­являть, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоз­зренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также спосо­бами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной школьник к учению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей сово­купности методов проверки и оценки знаний, которые названы выше. Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов?

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изу­чаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практичес­ких умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Не меньшее значение имеет изучение домашних усло­вий жизни и учебной работы школьников, степени их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оцен­ке знаний.Сущность этого метода заключается в том, что учитель ста­вит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения.

Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизво­дить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письмен­ных упражнений. Так, при опросе учащихся по материалу сложно­сочиненных предложений важно, чтобы они аргументировали свои ответы примерами, записывали эти примеры на доске и делали их синтаксический или грамматический разбор. Устный опрос по ма­тематике, физике и химии, как правило, сопровождается решением примеров и задач с целью проверки не только знаний, но и практи­ческих умений и навыков.

Будучи эффективным и самым распространенным методом про­верки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 школьников. Поэтому в школьной практике применя­ются различные модификации этого метода и, в частности, фрон­тальный и уплотненный опрос, а также поурочный балл.

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель рас­членяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызы­вает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называ­ется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов про­сматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки в классный журнал, несколько «уплотняя», т.е. эконо­мя время на проверку знаний, умений и навыков.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению мето­дики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают пись­менные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Известной модификацией устного опроса является также вы­ставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики про­являют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в отве­тах на вопросы учителя при изложении нового материала, прояв­лять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая таким образом хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление по­урочного балла позволяет поддерживать познавательную актив­ность и произвольное внимание учащихся, а также делать более сис­тематической проверку их знаний.

Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творчес­ких способностей.Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель про­водит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ не­обходимо соблюдать ряд дидактических требований.

Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо ус­воили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную рабо­ту проводить не следует и нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному усвоению.

Второе: необходимо за одну-две недели предупредить учащих­ся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Например, полезно проводить реше­ние различных задач и примеров по математике по пройденным темам, а также организовать тренировочные упражнения по язы­кам, физике, химии и другим предметам. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления творческо­го мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные прове­рочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.

Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало

в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.

Четвертое: при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хоро­шими приемами являются подбор для учащихся различных вариан­тов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.

Пятое: контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, может отрицательно ска­заться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недо­пустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.

Шестое: учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях.

Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успе­ваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого мате­риала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятель­ности при выполнении домашних заданий.

Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляет­ся на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетра­ди с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих школьников, то учи­тель обязан регулярно проверять все их домашние работы.

Программированный контроль. В системе проверки знаний уча­щихся применяется программированный контроль, который еще называютальтернативным методом (от фр.alternative– одна из двух возможностей), илиметодом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ. Например, при изучении в курсе русского языка темы о составе слова учащимся может быть предложен вопрос, который требует определить приставки в сло­вах:разом, разные, разлом, разносить. Ученики должны отобрать слова, в которых есть приставки.

Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.

Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдель­ные стороны усвоения изучаемого материала, например, знание написания отдельных слов в курсе русского и иностранного язы­ков, формул и теорем в курсе математики, хронологических дат в курсе истории и т.д. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет.

В последнее время для проверки и оценки знаний учащихся все более широко используется такая инновационная методика, как те­стирование, когда учащимся в письменном виде или с помощью ком­пьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о ка­честве усвоения изучаемого материала. Тест – это стандартизиро­ванное испытание, позволяющее количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. Тесты могут приобретать следующие формы: выбрать из 4–5 предложен­ных ответов на вопрос правильный; вставить пропущенные в зада­нии данные; дополнить незаконченное определение того или иного понятия; исправить ошибки в предложенном тексте и т.д.

В заключение следует сказать, что в системе учебной работы долж­ны использоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.