logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.1.4. Психологические закономерности воспитания

Закономерности воспитания отражают объективные существенные связи, которые определяют организацию воспитательного процесса.

Первая закономерность — единство развития и воспитания. Обще­ственные связи, в которых находится человек, влияют на развитие его личности. В то же время личностные отношения, убеждения и интересы непосредственно влияют на деятельность, а также на взаимодействие с другими людьми. Таким образом, развитие и воспитание — взаимосвя­занные и взаимообусловленные процессы.

Вторая закономерность — взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспи­тания.

Воспитание преодолевает, опираясь на природный фонд развития, то влияние среды, которое приносит человеку ненужный или вредный с точки зрения того или иного общества, класса опыт , личностные от­ношения и их компоненты.

Третья закономерность — исторический и классовый характер воспитания.

Все компоненты процесса воспитания, прежде всего цели воспи­тания, непрерывно развиваются в истории человеческого общества, и это развитие зависит от всех сторон жизни общества: от развития экономики, от развития идеологии, государства, науки, искусства.

Четвертая закономерность — взаимосвязь познавательных и фор­мирующих функций воспитания.

Образование — это высшая ступень познавательных функций воспитания, процесс овладения теоретически обоснованной систе­мой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека (самообразование).

Формирующие фун кции в оспитания есть воспитание в узком смысле слова. Это процесс накопления человеком собственного опыта и соединения его с полученным от других опытом, накопление объ­единенного опыта, обмен этим опытом, преодоление отрицательного опыта.

Пятая закономерность — взаимосвязь четырех звеньев воспита­ния.

В истории воспитания выделились и развиваются в более или ме­нее тесной взаимосвязи следующие звенья воспитательного процесса: воспитание взрослыми подрастающего поколения; самовоспитание воспитанников; взаимное самовоспитание сверстниками друг друга — старшими младших, младшими старших и личное самовоспитание воспитанников; самовоспитание воспитателей — взаимное самовоспи­тание и личное самовоспитание; воспитание воспитанниками воспита­телей — открытое и скрытое.

Шестая закономерность — зависимость результатов воспитания от степени соответствия воспитательных отношений целям воспитания.

Воспитательные отношения — это отношения между воспитателями и воспитанниками (между самими воспитателями и самими воспитан­никами). Это отношения объективные (взаимосвязь деятельности воспитателей, то есть воспитатель ных воздействий и де ятельности воспитанников, то есть воспитывающей деятельности) и отношения субъективные, которые отражают объективные отношения и являются их движущей силой. Соответствие характера воспитательных отноше­ний целям той или иной воспитательной системы является решающим условием ее результативности, то есть достижения этих целей.

Социальные институты воспитания — структуры и социальные ин­ституты, призванные оказывать воспитательные влияния на личность. Наиболее влиятельными из них являются семья и школа, а кроме этого, сверстники, система дополнительного образования и средства массовой информации.

Семья — главный институт воспитания. Важность семьи обуслов­лена тем, что в ней воспитание собственно начинается и продолжается достаточно долго, так как значительную часть своей жизни мы прово­дим в семье. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья — особого рода коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка.

Школа — весьма важный институт воспитания. В школе ребенок проводит 9—11 лет своей жизни, здесь на него влияют как педагогичес­кий коллектив, так и сверстники.

Важным является вопрос о соотношении воспитательного вли­яния семьи и школы. Мног ие авторы сходя тся в том, что они могут рассматриваться как субъекты, имеющие собственный воспитательный потенциал.