logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания

Воспитательная работа должна восприниматься как самостоятельная категория, связанная с учебным процессом. Воспитание и обучение имеют общую цель, но воспитание своим содержанием, методами и организационными формами реализовывает собственную цель — со­действие духовному и физическому развитию обучаемых.

И. А. Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:

  1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осу­ществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно т от тип о тношения м ежду дв умя пр оцессами, в к отором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

  2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе опреде­ленной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).

  3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллек­тивом, группой, где происходит и стихийное обучение и, соответс­твенно, научение.

  4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании), со­провождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Р. С. Немов описывает сходства и различия в процессах обучения и воспитания. Воспитание и обучение — разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности. Воспитывая, учитель всегда обучает, а обучая, воспитывает.