logo search
ТМОП учебник

Подготовка педагога к преподаванию права и его научно-методическая организация труда Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права

Учительская профессия одна из самых древних в мире. Её социальная

значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.

Педагог (греч. paidagogos): 1) лицо, ведущее практическую работу по

воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области; 2) учёный, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества. Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт. Воспитывать и обучать – это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.

Педагог-мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах психологии, владеющий методикой воспитания и обучения.

Сущность педагогического мастерства понимается как комплекс

свойств личности, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К этим свойствам относятся гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника.

Составляющие педагога-мастера: общая культура, эрудиция; высокий уровень профессиональной морали; профессиональные знания; владение педагогическими методиками, технологиями; обладание педагогическими способностями (коммуникативные, перцептивные, суггестивные, конструктивные, познавательные, организаторские, дидактические, креативные, исследовательские), а также развитой педагогической техникой (высокая культура общения, культура и техника речи, внешнего вида, культура чувств и отношений, их саморегуляция; интуиция, творческое вдохновение; изучение и творческое использование

идей и элементов чужого опыта; самообразование).

Структура профессионально-педагогических умений деятельности учителя делятся на конструктивную, организаторскую, коммуникативную, гностическую деятельность. Приведенный перечень дополняется функциями, предложенными А.И. Щербаковым: информационной, воспитательно-развивающей, ориентационной, мобилизационной, исследовательской.

Каков сегодняшний учитель, тем более учитель права? Он должен уверенно входить в класс, говорить с ребёнком и его семьей на одном, понятном им всем языке, должен быть конкурентоспособным по отношению к семье и ребёнку, обладать достаточными знаниями по современным педагогическим, информационным технологиям и т.д.

Доминантами педагогического мастерства являются следующие качества:

- гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

-любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

- оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);

- справедливость (честность, совестливость, способность действовать

беспристрастно);

- общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

- требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность,

инициативность, активность);

- альтруизм – бecкopыcтиe (забота о благе других);

- волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

- толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

- педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

- эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);

- интеллигентность (обаяние, духовность);

- современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

- доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие

ответственности за других, умение руководить);

- креативность (творчество).

Вышеперечисленные качества – это доминантные качества личности

учителя права. При отсутствии любого из них учитель права не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность.

Также очень важными качествами учителя права являются:

- умение отдавать себя любимому делу – увлеченность, педагогическая целенаправленность;

-высокая степень ответственности перед людьми, обществом за

результаты своего труда.

Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р.И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, а так же определённая социально-психологическая предрасположенность к труду учителя.

Кроме того, следует помнить, что качество профессиональной подготовленности учителя права зависит не от количества усвоенных знаний (хотя и этот фактор очень важен сам по себе), а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов творческого педагогического мышления, педагогических способностей и педагогической техники.

Педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной

деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы...

С внутренней стороны – это функционирующая система знаний, умений, навыков, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. С внешней – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Педагог-мастер – это тонкий и вдумчивый учитель, хороший воспитатель, в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной работы.

Формирование мастерства проходит по следующим этапам:

- ознакомление с литературой по данному вопросу;

- составление плана по совершенствованию педагогического мастерства:

выдвижение гипотез, изучение передового опыта коллег, наблюдение и

т.д.;

- непосредственное внедрение в собственную практику результатов научных исследований и передового опыта, самовоспитание и т.д.

Следовательно, профподготовка – профдеятельность – широкое самообразование.

В современной России выделяют пять категорий педагогов – правоведов:

1. Педагоги-новаторы. Так определяют учителей, вносящих новизну

во все элементы педагогической системы (0,8 % по отношению к общему числу

педагогов школ). Их деятельность связана с введением локальных инноваций, выразившихся в изменении содержания обществоведческих курсов.

2. Творческие учителя (20 %). Это педагоги, вносящие новизну в

способы профессиональной деятельности. Изменения методических приемов,

способов обучения доминируют в профессиональных способностях этой категории учителей.

3. Большинство учителей (62 %) отнесены к категории добросовестно работающих. Их роль не менее значима при переходе от традиционной модели функционирования школы к инновационной.

4. Учителя-формалисты, составляющие 15 % педагогов не способны работать в инновационном режиме.

5. Случайные люди – 2,2 %.

На современном этапе предлагается профессиональный стандарт педагогической деятельности (разработанный в 2006 г. под ред. Я.И. Кузьминова,В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова1), как систему требований, которым должен соответствовать педагог, чтобы быть допущенным к педагогической деятельности.

В нём были определены базовые компетентности педагога:

• компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;

• компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного

курса и учебного материала конкретного урока;

• компетентность в целеполагании учебной деятельности;

• компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении;

• компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность);

• компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач;

• компетентность в разработке программ деятельности и поведения;

• компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою

очередь, предполагает:

• компетентность в организации условий деятельности, прежде всего ин-

формационных, адекватных поставленной учебной задаче;

• компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и

способов её решения (способов деятельности);

• компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.