logo search
ТМОП учебник

Дидактические основы правового обучения

Наука обучения – это не искусство заставить.Это не умение убедить ученика учиться.

Это наука создавать условия, при которых ученик сам себя убеждает в этом. Дидактика (от греч. «didakitos» – поучающий, «didasko» – изучающий) – отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы

образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика изучает

закономерности и специфику образования и обучения общеобразовательной,

профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах

обучения».

Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства

обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику Я.А. Коменский. В нач. XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времён В. Ратке остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить?

Для того чтобы рассмотреть непосредственно вопросы педагогико-

правовой дидактики (педагогической юриспруденции) необходимо напомнить,что дидактика, по мнению разных авторов, занимает разное место – одни считают, что дидактика – это часть педагогики, другие – что она выделилась в самостоятельную научную область. Не одинаково определён и предмет дидактики, и главные отношения, изучаемые дидактикой.

Дидактика – это отрасль педагогической науки, изучающая обучение вместе с передаваемым посредством него содержанием образования. Таким образом, педагогико-правовая дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая общие основы обучения специальным юридическим и общеправовым дисциплинам, а также вопросы правового воспитания и формирование правового сознания. Её можно отнести к так называемым частным дидактикам (теориям обучения отдельным предметам), поскольку, по сути, является теорией обучения учебным предметам, но не одному, а объединённым содержанием учебного материала, его особенностями, целями и результатами обучения данным дисциплинам.

Для каждой науки, в том числе и для дидактики присущи предмет, объект,

закономерности, принципы и иные основные категории.

Предмет и объект в педагогике рассматриваются как отражаемое (объект) явление и отражённое (предмет) явление. Объект – это область действительности, на которую направлена деятельность, а предмет – это связующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ исследования объекта. Таким образом, объект педагогической юриспруденции – правовое обучение в его современном состоянии. Предмет педагогико-правовой дидактики – содержание правового образования и организация учебного процесса.

Более полно, в предмет включаются помимо этого цели, содержание, закономерности, методы, принципы правового обучения.

Главным для дидактики, с токи зрения психологии, является познавательное отношение, то есть отношение ученика к учебному материалу.

С точки зрения педагогики – отношения между двумя деятельностями –

преподаванием и учением.

Преподавание – это деятельность тех, кто обучает, связана с передачей

социального опыта, в данном случае правовых знаний, и развитием личности

обучаемого с целью подготовки высококвалифицированного специалиста – как юриста, так и по другой специальности, поскольку в настоящее время одним из необходимых качеств конкурентоспособного специалиста является его подготовленность в сфере юридических и экономических знаний. Учение – это деятельность тех, кто обучается.

Именно дидактическое отношение преподавание-учение возникает, когда познающая деятельность направляется по специальному плану, ставящему определённую цель.

Педагогическая юриспруденция, как частная дидактика призвана обосновывать и направлять педагогическую практику по обучению юридическим и общеправовым дисциплинам.