4.2.7. Манипулирование в школе
Школа — одно из самых подходящих мест для манипуляции. Что побуждает учащихся к манипулятивному воздействию и что побуждает учителя к манипуляции?
Основная причина состоит в том, что учителя настаивают на поддержании дисциплины. Дисциплина — это контроль, который часто низводит людей до положения вещей. Как только детей начинают загонять в рамки, они немедленно начинают протестовать. Воспитательные приемы учителей, которые носят приказной, принудительный характер, направлены на взращивание конформизма. Ребенок, который чувствует себя в безопасности, на своем месте и нужным окружающим, не может стать дисциплинарной проблемой. В такой ситуации дисциплину можно назвать актуализирующей, поскольку она основана на чувстве, а не на контроле и подавлении.
Признаки манипуляции.
Психологическое воздействие, основанное на отношении к другому как к средству достижения собственных целей.
Стремление получить односторонний выигрыш.
Скрытый характер воздействия.
Использование (психологической) силы, игра на слабостях.
По Э. Шострому, манипулятор — это неблагополучная личность, которая стремится управлять собой и окружающими, причем относится к людям как к вещам и не осознает свою фальшивость.
Манипуляторы как правило стремятся избежать конфликта. Для того чтобы не было конфликтов, все люди должны быть похожи.
Конфликт возникает из-за различия потребностей и целей людей, которые вступают во взаимодействие. Поскольку каждый человек до некоторой степени является манипулятором, современная гуманистическая психология предполагает , что из всех манипуляций мы можем развить положительный потенциал, который А. Маслоу и К. Гольдштейн называют «самоактуализирование». Актуализатор — это противоположность манипулятору Актуализа-торов в чистом виде не бывает, но чем естественней человек, чем более искренни его чувства, тем ближе он к идеалу. Каждый из нас частично манипулятор, частично актуализатор. То есть в каждом из нас есть некое искреннее начало, которое позволяет нам верить своим чувствам, знать свои потребности и предпочтения, радоваться настоящему противнику, предлагать, когда нужно, необходимую помощь и не бояться проявить свою агрессию. Манипуляторами не рождаются. Ими становятся. Так, едва научившись ходить, ребенок уже знает , что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, иногда орать. Родители, со своей стороны, подыгрывают ему в овладении нелегким ремеслом манипулирования. Они утешают ребенка, которому вовсе не грустно; наказывают ребенка, который не виноват... Причины манипуляции. Основная причина манипуляции, считает Ф. Перлз, в вечном конфликте человека с самим собой. Вторая причина то, что мы исходим из лжепостулата: «Чем мы лучше, чем совершеннее, тем любимее». Э. Фром считает , что нормальные отношения между людьми — это любовь. Любовь предполагает знание человека таким, каков он есть, уважение к истинной его сущности. Чем выше наша готовность признаться в человеческих слабостях, тем больше нас любят . Манипулятор заменяет любовь властью над другой личностью, когда человек становится его вещью. Третью причину предлагают Дж. Будженталь и экзистенциалисты — риск и неопределенность окр ужают нас со всех сторон. Одни пользуются бессилием других или используют свое бессилие, чтобы управлять другими. Очень популярна поведенческая техника: «Если — то». «Если ты сделаешь уроки, то сможешь покататься на велосипеде» — говорят родители. «Если я помою посуду , то что я получу?» — спрашивает ребенок. «Если ему разрешают, то почему ты запрещаешь мне?» «Если у меня деньги, то ты будешь носить, то, что я сказал!»
Четвертая причина описана в работах Э. Берна и У. Глассера — это страх личных (близких) контактов. Манипулятор — это личность, которая относится к другим людям ритуально, стараясь избежать интимности и затруднительного положения. Манипуляторские психологические игры препятствуют честным, доверительным взаимоотношениям, отнимают много сил. Люди играют в них, так как это помогает сохранить привычный уровень самоуважения, привлечь к себе внимание, получить право на безответственность «такой уж я забывчивый, доверчивый, рассеянный». Родители и учителя, управляя поведением ребенка, убеждены, что пекутся о его же благе; руководитель, оказывая психологическое давление на подчиненных, объясняет свои действия интересами общества, врач, вводя больного в заблуждение, думает, что избавляет его от лишних переживаний. Игра «меня рвут на части» — человек берет много поручений, а затем ссылается на свою перегруженность. Игра «святая простота» — человек нарочито наивно рассуждает, что вызывает у собеседника желание его учить или решать за него проблему. Игра «казанская сирота» — человек держится от всех изолированно, чтобы потом упрекнуть, что никто ему не помогает, чем вызывает всеобщее сочувствие или провоцирует агрессивные действия. Пятую причину предлагает А. Эллис — это потребность получить одобрение, которая реализуется через стремление угодить всем и каждому. Выделяют четыре основных типа манипулятивных систем. АКТИВНЫЙ манипулятор пытается управлять другими с п омо-щью активных методов. Он ни за что не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека, полного сил. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант , учитель, босс. Он становится «собакой сверху», опираясь при этом на бессилие других и добиваясь контроля над ними. Его любимая техника — «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах. ПАССИВНЫЙ манипулятор — противоположность активному . Он прикидывается беспомощным и глупым, разыгрывая «собаку снизу». В то время как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный манипулятор выигрывает , терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. И лучшие его помощники — вялость и пассивность.
СОРЕВНУЮЩИЙСЯ м анипулятор в оспринимает ж изнь к ак постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. С ебе о н о тводит р оль б дительного б ойца. Д ля н его жизнь — это постоянная битва, а люди — соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «собаки сверху» и «собаки снизу» и являет собой смесь пассивного и активного манипулятора. БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ манипулятор. Он играет в безразличие, в индифферентность. Старается уйти, устраниться от контактов. Его девиз: «Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны; он то Сварливая Баба, то Мученик, то Беспомощный. На самом деле ему не наплевать , иначе он не стал бы затев ать сложную манипу-лятивную игру. Философия активного манипулятора зиждется на том, чтобы властвовать во что бы то ни стало. Философия пассивного манипулятора — никогда не вызывать раздражения. Философия соревнующегося манипулятора — выигрывать любой ценой. Философия индифферентного манипулятора — отвергать заботу. А. Маслоу называл самоактуализирующимися личностями тех, кто живет полной жизнью; более полной, чем средний индивид. Речь идет не о судьбе, не о везении, а об умении использовать свой внутренний потенциал. Стиль жизни манипулятора базируется на четырех китах: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Киты, на которых «стоит» актуализатор, — это честность, осознанность, свобода и доверие.
Таким образом, манипулятивные грани своей натуры любой человек, в том числе учитель, может преобразовать в позитивные, способствующие личностному росту и развитию. Резюме Педагогическое общение — э то профессиональ ное общение учител я с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом и администрацией школы. Профессиональное общение предполагает принятие учителем ответственности за установление контакта и развитие взаимодействия с другим человеком, а также — способность осознанно применять профессиональные знания и умения в процессе организации этого взаимодействия. По различным классификациям в структуре общения выделяют различные компоненты. А. А. Реана отмечает, что структуру общения образуют четыре компонента: когнитивно-информационный, регуля-тивно-поведенческий, аффективно-эмпатийный и социально-перцептивный. Содержательно эти компоненты имеют широкое и глубокое наполнение и раскрываются через многообразие таких характеристик, как зоны общения, формы общения, социально-психологические механизмы понимания человека человеком и многие другие. Любая человеческая коммуникация сложна, так как происходит одновременно на двух языках: языке слов и языке отношений. Без языка отношений язык слов не дает резуль татов, если учителю не близка сущность развивающего диалога, основанная на любви, уважении, интересе и вере, значит, и не возможно установление подлинного личного контакта с учеником.
Класс — это среда, а ученики — социальная группа постольку, поскольку между ними существует взаимодействие. Влияние ожиданий друг от друга, норм и правил поведения порождает в группе разнообразные процессы, такие как лидерство, манипулирование и конфликты. Эти процессы приводят к различным резуль татам для группы — создается определенный климат, возникает дружба, оказывается влияние. Осознание учителем и психологом особенностей своего взаимодействия с ребенком не только способствует разрешению многих затруднений в общении с учеником, но и позволяет уточнить представление взрослого о собственной личности и становится фактором его личностного роста. Рекомендуемая литература Основная Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. .ПихтарниковА.Л., ЧесноковаЕ.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобождению из воспитательной колонии. СПб., 2004. Майерс Д. Конфликт и пр имирение // Социальная психология. СПб., 1997. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. Стоунс Э. Психопедагогика. М., 1984. Фельдштейн Д. И. Конфликты в условиях школы // Психология взросления. М., 1999. Дополнительная Воробьева Л. И. Неосознаваемые причины конфликтного поведения учителя // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993 Пихтарников А. Л. Игра и контакт в развитии ребенка // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2003. Минделл А. Сидя в огне. Преобразование больших групп через конфликт и разнообразие. М., 2004. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
Чеснокова Е. Н. Развивающий диалог с осужденными подростками (психологические основы развивающего диалога как основного инструмента социально-психологической реабилитации) // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2003. Шострем Э. Анти-Карнеги. Минск, 1996. Шурухт С. М. Конфликтологический подход в практике образовательного учреждения // Конфликты в школе. Ч. 1 / Под ред. Н. Н. Юрьевой СПб., 1994. Задания для самостоятельной работы 1. Подумайте над следующими вопросами и раскройте их, используя свой личный опыт и полученные знания: Что вы можете сделать как учитель, чтобы разорвать круг негативных ожиданий в учебной группе? Объясните, почему способность учебной группы удовлетворять потребности своих членов является одним из основных критериев, которые делают группу (класс) привлекательной? При каких условиях учебный класс становится референтной группой для ученика? В чем заключается различие между конфликтом и конфликтной ситуацией? Приведите примеры. Какие факторы влияют на то, сработают ли ожидания учителя как «самореализующееся пророчество» или нет? При каком сочетании факторов влияние ожиданий учителя возрастает? Каким образом нормы или правила поведения влияют на поведение учеников в классе? Какой вид цели учащихся дает самые высокие резуль таты обучения: сотрудничество, соревнование или индивидуальность? Ответ обоснуйте. Какова роль контакта в общении учителя и ученика? 2. Разберите пример по структуре конфликта: конфликтная ситуация инцидент что было сделано для решения результат и психологические последствия (чему научились участники) предмет спора участники конфликта их ранг Пример
Пример. После основных занятий в школе, в личное время у ребят была возможность слушать музыку. Ответственный за музыкальный центр предпочитал рок-музыку. Между поклонниками рок-музыки и танцевальной музыки в озник конфликт: «Мы хотим слушать то, что нам нравится, а они слушают только свои диски!» На общем собрании был поднят вопрос: «Что делать в этой ситуации? Как решить эту проблему справедливо?» Было приято решение о том, что группа заинтересованных лиц встречается после занятий, принимает справедливое решение, вывешивает результаты обсуждения на стене и сообщает о них на утреннем собрании. Группа приняла решение слушать музыку по очереди: один день рок-музыка, другой — танцевальная музыка. У каждой группы в этот день был ответственный за музыкальный центр. Вспомните и опишите свою собственную ситуацию конфликта в учебной группе. Проанализируйте ее по структуре конфликта. Выполните следующее упражнение на прояснение своего ранга в учебной группе (в парах): Обсудите различные ранги, которые у вас есть, с уважением друг к другу. Дайте себе время на обдумывание и старайтесь отвечать конкретно. Какие вы чувствуете ранги у самого себя? Какой из ваших рангов поддерживается куль турой, в которой вы живете? Какие привилегии дает вам тот или другой ранг? Осознаете ли вы их? Если вы не знаете, попросите кого-нибудь из группы рассказать вам о ваших привилегиях. Как вы и спользуете с вои п ривилегии д ома, на у лице, н а работе.. ? Какие напря жения и разногласия возникают у вас с теми людьми, с которыми вы взаимодействуете? Как вы можете использовать свой ранг и привилегии, чтобы изменить свои личностные взаимоотношения, свое сообщество? В какой области вы чувствуете превосходство других и свой низкий ранг? Каких привилегий вы лишены? Как вы с этим справляетесь? Как себя ведете?
- Под редакцией л. Регуш, а. Орловой
- Раздел III. Ученик — субъект учебной деятельности . . . 203
- Глава 3.1. Учебная деятельность 204
- Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220
- Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности . . . . 246
- Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха
- Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных
- Раздел IV. Психологические проблемы
- Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314
- Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество
- Глава 4.3. Психологические проблемы освоения
- Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание
- Раздел I Психологические характеристики образовательной среды
- Глава 1.1
- 1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды
- 1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда
- 1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды
- 1ПёбТ ёТаё-апёё аадПаШау (Таб61абПёТ-аёаёТаё-аПёау) Пбааа
- I а1ёТ6ёу6ёам-аа6Тбё6аб1ау пбааа
- 1Тт6п6ё6аёйПёау пбааа
- 1.1.4. Технологии создания психологической
- Глава 1.2
- 1.2.1. Понятие о психологическом здоровье
- 1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс
- 1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияение на учебный процесс
- 1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса
- Глава 1.3
- 1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда
- 1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде
- 1.3.3. Психологический диагноз
- 1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде
- 2. Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.
- 4. Этап построения диагностического заключения и формулирования психологического диагноза.
- 5. Этап индивидуализации психологического диагноза.
- 6. Формулировка рекомендаций и составление программы по оказанию психологической помощи.
- 7. Наблюдение за человеком после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.
- 1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности
- Раздел II Развивающее обучение
- Глава 2.1
- 2.1.1. Уели обучения
- 2.1.2. Соотношение обучения и развития
- 2.1.3. Обучение как процесс передачи информации
- 2.1.4. Коммуникативная сущность обучения
- 2.1.5. Управление процессом обучения
- Глава 2.2
- 2.2.1. Ассоциативная модель научения
- 2.2.2. Когнитивная модель научения
- Глава 2.3
- 2.3.1. Обучение и развитие
- 2.3.2. Кибернетическая модель обучения.
- 2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения
- 2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения
- 2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения»
- Глава 2.4
- 2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий
- 2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности
- I6 ада aOgia
- II 6ада Оааёёдабёу
- III 6ада Оаоёаёпёу
- 2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст)
- 2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе
- 1. Идея учебной деятельности.
- 2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа)
- 2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст)
- Раздел III Ученик — субъект учебной деятельности
- Глава 3.1
- 3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика
- 3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками
- 3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности
- 3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности
- Глава 3.2
- 3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности
- 3.2.2. Стадии формирования мотивации
- 3.2.3. Мотивы и потребности
- 3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация
- 3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе
- 3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников
- Глава 3.3
- 3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение
- 3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности
- 3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности
- I. Предмет, подвергающийся оценке:
- II. Средства оценивания:
- III. Временная характеристика оценивания:
- IV. Степени интегральности оценивания:
- 3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности
- Глава 3.4
- 3.4.1. Понятие об успеваемости
- 3.4.2. Психологические причины неуспеваемости
- 1. Несформированность мотивации учения.
- 2. Недостаточная интеллектуальная активность ученика в учебной работе.
- 4. Неумение трудиться.
- 5. Отсутствие учебных и познавательных интересов (см. Вставку «Познавательный интерес»).
- 6. Стойкие трудности в у своении навыков чтения и письма (дислексия и дисграфия).
- 3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия
- 3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка
- Глава 3.5
- 3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении
- 3.5.2. Учет половых особенностей в обучении
- 3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении
- 3.5.4. Когнитивные стили как отражение
- 3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками
- 3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении
- Раздел IV Психологические проблемы деятельности педагога
- Глава 4.1
- 4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания
- 4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания
- 4.1.3. Психологические теории воспитания
- 4.1.4. Психологические закономерности воспитания
- 4.1.5. Содержание и направления воспитания
- 4.1.6. Нравственное воспитание
- 4.1.7. Теория и методика воспитания и. П. Иванова
- 4.1.8. Самовоспитание
- Глава 4.2
- 4.2.1. Педагогическое общение
- 4.2.2. Основные компоненты общения
- 4.2.3. Установление и поддержание контакта
- 4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами
- 4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе
- 4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение
- 4.2.7. Манипулирование в школе
- Глава 4.3
- 4.3.1. Профессиональное становление учителя
- 4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога
- 4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога
- 4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации
- 4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности
- Последствия Гипотезы
- Глава 4.4
- 4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание
- 4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания
- 4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя
- 4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога
- 4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие