logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.2.7. Манипулирование в школе

Школа — одно из самых подходящих мест для манипуляции. Что по­буждает учащихся к манипулятивному воздействию и что побуждает учителя к манипуляции?

Основная причина состоит в том, что учителя настаивают на под­держании дисциплины. Дисциплина — это контроль, который часто низводит людей до положения вещей. Как только детей начинают загонять в рамки, они немедленно начинают протестовать. Воспита­тельные приемы учителей, которые носят приказной, принудительный характер, направлены на взращивание конформизма. Ребенок, который чувствует себя в безопасности, на своем месте и нужным окружающим, не может стать дисциплинарной проблемой. В такой ситуации дис­циплину можно назвать актуализирующей, поскольку она основана на чувстве, а не на контроле и подавлении.

Признаки манипуляции.

  1. Психологическое воздействие, основанное на отношении к другому как к средству достижения собственных целей.

  1. Стремление получить односторонний выигрыш.

  2. Скрытый характер воздействия.

  3. Использование (психологической) силы, игра на слабостях.

По Э. Шострому, манипулятор — это неблагополучная личность, ко­торая стремится управлять собой и окружающими, причем относится к людям как к вещам и не осознает свою фальшивость.

Манипуляторы как правило стремятся избежать конфликта. Для того чтобы не было конфликтов, все люди должны быть похожи.

Конфликт возникает из-за различия потребностей и целей людей, ко­торые вступают во взаимодействие.

Поскольку каждый человек до некоторой степени является манипу­лятором, современная гуманистическая психология предполагает , что из всех манипуляций мы можем развить положительный потенциал, ко­торый А. Маслоу и К. Гольдштейн называют «самоактуализирование».

Актуализатор — это противоположность манипулятору Актуализа-торов в чистом виде не бывает, но чем естественней человек, чем более искренни его чувства, тем ближе он к идеалу. Каждый из нас частично манипулятор, частично актуализатор. То есть в каждом из нас есть не­кое искреннее начало, которое позволяет нам верить своим чувствам, знать свои потребности и предпочтения, радоваться настоящему про­тивнику, предлагать, когда нужно, необходимую помощь и не бояться проявить свою агрессию.

Манипуляторами не рождаются. Ими становятся. Так, едва научив­шись ходить, ребенок уже знает , что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, иногда орать. Родители, со своей стороны, подыгрывают ему в овладении нелегким ремеслом манипулирования. Они утешают ребенка, которому вовсе не грустно; наказывают ребенка, который не виноват...

Причины манипуляции.

  1. Основная причина манипуляции, считает Ф. Перлз, в вечном кон­фликте человека с самим собой.

  2. Вторая причина то, что мы исходим из лжепостулата: «Чем мы лучше, чем совершеннее, тем любимее». Э. Фром считает , что нор­мальные отношения между людьми — это любовь. Любовь предпо­лагает знание человека таким, каков он есть, уважение к истинной его сущности. Чем выше наша готовность признаться в челове­ческих слабостях, тем больше нас любят . Манипулятор заменяет любовь властью над другой личностью, когда человек становится его вещью.

  3. Третью причину предлагают Дж. Будженталь и экзистенциа­листы — риск и неопределенность окр ужают нас со всех сторон. Одни пользуются бессилием других или используют свое бессилие, чтобы управлять другими.

Очень популярна поведенческая техника: «Если — то». «Если ты сделаешь уроки, то сможешь покататься на велосипеде» — говорят родители. «Если я помою посуду , то что я получу?» — спрашива­ет ребенок. «Если ему разрешают, то почему ты запрещаешь мне?» «Если у меня деньги, то ты будешь носить, то, что я сказал!»

  1. Четвертая причина описана в работах Э. Берна и У. Глассера — это страх личных (близких) контактов. Манипулятор — это личность, которая относится к другим людям ритуально, стараясь избежать интимности и затруднительного положения. Манипуляторские психологические игры препятствуют честным, доверительным взаимоотношениям, отнимают много сил. Люди играют в них, так как это помогает сохранить привычный уровень самоуважения, привлечь к себе внимание, получить право на безот­ветственность «такой уж я забывчивый, доверчивый, рассеянный». Родители и учителя, управляя поведением ребенка, убеждены, что пекутся о его же благе; руководитель, оказывая психологическое давление на подчиненных, объясняет свои действия интересами общества, врач, вводя больного в заблуждение, думает, что избав­ляет его от лишних переживаний. Игра «меня рвут на части» — че­ловек берет много поручений, а затем ссылается на свою перегру­женность. Игра «святая простота» — человек нарочито наивно рас­суждает, что вызывает у собеседника желание его учить или решать за него проблему. Игра «казанская сирота» — человек держится от всех изолированно, чтобы потом упрекнуть, что никто ему не помо­гает, чем вызывает всеобщее сочувствие или провоцирует агрессив­ные действия.

  2. Пятую причину предлагает А. Эллис — это потребность получить одобрение, которая реализуется через стремление угодить всем и каждому.

Выделяют четыре основных типа манипулятивных систем.

  1. АКТИВНЫЙ манипулятор пытается управлять другими с п омо-щью активных методов. Он ни за что не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека, полного сил. Как пра­вило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант , учитель, босс. Он становится «собакой сверху», опираясь при этом на бессилие других и доби­ваясь контроля над ними. Его любимая техника — «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах.

  2. ПАССИВНЫЙ манипулятор — противоположность активному . Он прикидывается беспомощным и глупым, разыгрывая «собаку снизу». В то время как активный манипулятор выигрывает, побеж­дая противников, пассивный манипулятор выигрывает , терпя по­ражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. И лучшие его помощники — вялость и пассивность.

  1. СОРЕВНУЮЩИЙСЯ м анипулятор в оспринимает ж изнь к ак постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и про­игрываний. С ебе о н о тводит р оль б дительного б ойца. Д ля н его жизнь — это постоянная битва, а люди — соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «со­баки сверху» и «собаки снизу» и являет собой смесь пассивного и активного манипулятора.

  2. БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ манипулятор. Он играет в безразличие, в ин­дифферентность. Старается уйти, устраниться от контактов. Его девиз: «Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны; он то Сварливая Баба, то Мученик, то Беспомощный. На самом деле ему не наплевать , иначе он не стал бы затев ать сложную манипу-лятивную игру.

Философия активного манипулятора зиждется на том, чтобы влас­твовать во что бы то ни стало. Философия пассивного манипулятора — никогда не вызывать раздражения. Философия соревнующегося мани­пулятора — выигрывать любой ценой. Философия индифферентного манипулятора — отвергать заботу.

А. Маслоу называл самоактуализирующимися личностями тех, кто живет полной жизнью; более полной, чем средний индивид. Речь идет не о судьбе, не о везении, а об умении использовать свой внутренний потенциал. Стиль жизни манипулятора базируется на четырех китах: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Киты, на которых «стоит» актуализатор, — это честность, осознанность, свобода и доверие.

Таким образом, манипулятивные грани своей натуры любой чело­век, в том числе учитель, может преобразовать в позитивные, способ­ствующие личностному росту и развитию.

Резюме

Педагогическое общение — э то профессиональ ное общение учител я с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом и админис­трацией школы. Профессиональное общение предполагает принятие учителем ответственности за установление контакта и развитие взаи­модействия с другим человеком, а также — способность осознанно при­менять профессиональные знания и умения в процессе организации этого взаимодействия.

По различным классификациям в структуре общения выделяют различные компоненты. А. А. Реана отмечает, что структуру общения образуют четыре компонента: когнитивно-информационный, регуля-тивно-поведенческий, аффективно-эмпатийный и социально-перцеп­тивный. Содержательно эти компоненты имеют широкое и глубокое наполнение и раскрываются через многообразие таких характеристик, как зоны общения, формы общения, социально-психологические меха­низмы понимания человека человеком и многие другие.

Любая человеческая коммуникация сложна, так как происходит од­новременно на двух языках: языке слов и языке отношений. Без языка отношений язык слов не дает резуль татов, если учителю не близка сущность развивающего диалога, основанная на любви, уважении, ин­тересе и вере, значит, и не возможно установление подлинного личного контакта с учеником.

Класс — это среда, а ученики — социальная группа постольку, поскольку между ними существует взаимодействие. Влияние ожи­даний друг от друга, норм и правил поведения порождает в группе разнообразные процессы, такие как лидерство, манипулирование и конфликты. Эти процессы приводят к различным резуль татам для группы — создается определенный климат, возникает дружба, оказы­вается влияние.

Осознание учителем и психологом особенностей своего взаимо­действия с ребенком не только способствует разрешению многих затруднений в общении с учеником, но и позволяет уточнить представ­ление взрослого о собственной личности и становится фактором его личностного роста.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

  1. .ПихтарниковА.Л., ЧесноковаЕ.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки

к освобождению из воспитательной колонии. СПб., 2004.

  1. Майерс Д. Конфликт и пр имирение // Социальная психология. СПб., 1997.

  1. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.

  1. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психоло­гия. СПб., 1999.

  1. Стоунс Э. Психопедагогика. М., 1984.

  1. Фельдштейн Д. И. Конфликты в условиях школы // Психология взросления. М., 1999.

Дополнительная

  1. Воробьева Л. И. Неосознаваемые причины конфликтного поведения учителя // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.

  2. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993

  3. Пихтарников А. Л. Игра и контакт в развитии ребенка // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред.

Л. А. Регуш. СПб., 2003.

  1. Минделл А. Сидя в огне. Преобразование больших групп через кон­фликт и разнообразие. М., 2004.

  2. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разре­шения конфликтов. СПб., 2001.

  1. Чеснокова Е. Н. Развивающий диалог с осужденными подростками (психологические основы развивающего диалога как основного инструмента социально-психологической реабилитации) // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2003.

  2. Шострем Э. Анти-Карнеги. Минск, 1996.

  3. Шурухт С. М. Конфликтологический подход в практике образо­вательного учреждения // Конфликты в школе. Ч. 1 / Под ред.

Н. Н. Юрьевой СПб., 1994.

Задания для самостоятельной работы

1. Подумайте над следующими вопросами и раскройте их, используя свой личный опыт и полученные знания:

  1. Что вы можете сделать как учитель, чтобы разорвать круг негативных ожиданий в учебной группе?

  2. Объясните, почему способность учебной группы удовлетворять потребности своих членов является одним из основных критериев, которые делают группу (класс) привлекательной?

  3. При каких условиях учебный класс становится референтной группой для ученика?

  4. В чем заключается различие между конфликтом и конфликтной ситуацией? Приведите примеры.

  5. Какие факторы влияют на то, сработают ли ожидания учителя как «самореализующееся пророчество» или нет? При каком сочетании факторов влияние ожиданий учителя возрастает?

  6. Каким образом нормы или правила поведения влияют на поведение учеников в классе?

  7. Какой вид цели учащихся дает самые высокие резуль таты обу­чения: сотрудничество, соревнование или индивидуальность? Ответ обоснуйте.

  1. Какова роль контакта в общении учителя и ученика?

2. Разберите пример по структуре конфликта:

конфликтная ситуация

ин­ци­дент

что было сделано для решения

результат и психо­логические послед­ствия (чему научи­лись участники)

предмет спора

участники конфликта

их ранг

Пример

Пример. После основных занятий в школе, в личное время у ребят была возможность слушать музыку. Ответственный за музыкальный центр предпочитал рок-музыку. Между поклонниками рок-музыки и танцевальной музыки в озник конфликт: «Мы хотим слушать то, что нам нравится, а они слушают только свои диски!» На общем собрании был поднят вопрос: «Что делать в этой ситуации? Как решить эту про­блему справедливо?» Было приято решение о том, что группа заинте­ресованных лиц встречается после занятий, принимает справедливое решение, вывешивает результаты обсуждения на стене и сообщает о них на утреннем собрании. Группа приняла решение слушать музыку по очереди: один день рок-музыка, другой — танцевальная музыка. У каждой группы в этот день был ответственный за музыкальный центр.

  1. Вспомните и опишите свою собственную ситуацию конфликта в учебной группе. Проанализируйте ее по структуре конфликта.

  2. Выполните следующее упражнение на прояснение своего ранга в учебной группе (в парах):

Обсудите различные ранги, которые у вас есть, с уважением друг к другу. Дайте себе время на обдумывание и старайтесь отвечать конкретно.