Педагогическая психология Регуш Орлова Раздел I Психологические характеристики образовательной среды Содержание Под редакцией л. Регуш, а. Орловой Раздел III. Ученик — субъект учебной деятельности . . . 203 Глава 3.1. Учебная деятельность 204 Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220 Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности . . . . 246 Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных Раздел IV. Психологические проблемы Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314 Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество Глава 4.3. Психологические проблемы освоения Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание Раздел I Психологические характеристики образовательной среды Глава 1.1 1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды 1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда 1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды 1ПёбТ ёТаё-апёё аадПаШау (Таб61абПёТ-аёаёТаё-аПёау) Пбааа I а1ёТ6ёу6ёам-аа6Тбё6аб1ау пбааа 1Тт6п6ё6аёйПёау пбааа 1.1.4. Технологии создания психологической Глава 1.2 1.2.1. Понятие о психологическом здоровье 1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс 1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияение на учебный процесс 1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса Глава 1.3 1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда 1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде 1.3.3. Психологический диагноз 1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде 2. Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня. 4. Этап построения диагностического заключения и формулирования психологического диагноза. 5. Этап индивидуализации психологического диагноза. 6. Формулировка рекомендаций и составление программы по оказанию психологической помощи. 7. Наблюдение за человеком после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения. 1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности Раздел II Развивающее обучение Глава 2.1 2.1.1. Уели обучения 2.1.2. Соотношение обучения и развития 2.1.3. Обучение как процесс передачи информации 2.1.4. Коммуникативная сущность обучения 2.1.5. Управление процессом обучения Глава 2.2 2.2.1. Ассоциативная модель научения 2.2.2. Когнитивная модель научения Глава 2.3 2.3.1. Обучение и развитие 2.3.2. Кибернетическая модель обучения. 2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения 2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения 2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения» Глава 2.4 2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий 2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности I6 ада aOgia II 6ада Оааёёдабёу III 6ада Оаоёаёпёу 2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст) 2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе 1. Идея учебной деятельности. 2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа) 2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст) Раздел III Ученик — субъект учебной деятельности Глава 3.1 3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика 3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками 3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности 3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности Глава 3.2 3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности 3.2.2. Стадии формирования мотивации 3.2.3. Мотивы и потребности 3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация 3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе 3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников Глава 3.3 3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение 3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности 3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности I. Предмет, подвергающийся оценке: II. Средства оценивания: III. Временная характеристика оценивания: IV. Степени интегральности оценивания: 3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности Глава 3.4 3.4.1. Понятие об успеваемости 3.4.2. Психологические причины неуспеваемости 1. Несформированность мотивации учения. 2. Недостаточная интеллектуальная активность ученика в учебной работе. 4. Неумение трудиться. 5. Отсутствие учебных и познавательных интересов (см. Вставку «Познавательный интерес»). 6. Стойкие трудности в у своении навыков чтения и письма (дислексия и дисграфия). 3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия 3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка Глава 3.5 3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении 3.5.2. Учет половых особенностей в обучении 3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении 3.5.4. Когнитивные стили как отражение 3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками 3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении Раздел IV Психологические проблемы деятельности педагога Глава 4.1 4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания 4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания 4.1.3. Психологические теории воспитания 4.1.4. Психологические закономерности воспитания 4.1.5. Содержание и направления воспитания 4.1.6. Нравственное воспитание 4.1.7. Теория и методика воспитания и. П. Иванова 4.1.8. Самовоспитание Глава 4.2 4.2.1. Педагогическое общение 4.2.2. Основные компоненты общения 4.2.3. Установление и поддержание контакта 4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами 4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе 4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение 4.2.7. Манипулирование в школе Глава 4.3 4.3.1. Профессиональное становление учителя 4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога 4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога 4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации 4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности Последствия Гипотезы Глава 4.4 4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание 4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания 4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя 4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога 4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие