logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний

Этот компонент включает в себя обогащение учащихся знания­ми, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта рабо­та была педагогически эффективной, она должна быть содержа­тельной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.

Прежде всего нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные пережи­вания.

Именно это имел в виду Л.Н. Толстой, когда отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отно­шение к ней»153.

В иной форме, но об этом же уже в наше время писал широко известный русский писатель Л.М. Леонов. «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому месту, где живешь»154.

Классный руководитель одной из школ при проведении с шести­классниками беседы «С чего начинается Родина?» использовал не­большой отрывок из пьесы К. Симонова «Русские люди». В нем автор словами разведчицы Вали Анощенко говорит: «Родина, Роди­на... Наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. У нас изба на краю села стоит, и около речки две березки. Я ка­чели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я все эти березки вспоминаю».

Эти представления и чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями. Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формировать у уча­щихся представления о природе родного края. На занятиях по зоо­логии дети знакомятся с животным миром. География позволяет учащимся накопить разнообразные представления о природных ре­сурсах, ландшафте и растительном мире своего региона.

Изучение родного края должно занимать важное место в сис­теме внеклассной воспитательной работы. Для этого используют­ся экскурсии в природу, походы по родному краю, создание угол­ков природы в школе, участие в работе кружка «Юный натуралист» и т.д.

Существенной стороной обогащения школьников патриотичес­кими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укрепле­нию могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с инозем­ными захватчиками.

В системе обучения и внеклассной работы следует акцентиро­вать внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдаю­щихся российских деятелей науки и культуры, как М.В. Ломоносов, П.Л. Чебышев, Н.И. Лобачевский, Н.М. Сеченов, Н.М. Пржевальский, П.Н. Лебедев, Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др. Мировое признание получи­ли научные открытия К.Э. Циолковского, И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.Н. Колмогорова, П.Л. Капицы, И.В. Курчатова, С.П. Королева и др. Общеизвестен вклад нашей страны в развитие многих обла­стей космической техники и атомной энергетики.

Чтобы эффективно использовать содержание обучения для обо­гащения учащихся знаниями по вопросам патриотизма и межнацио­нальных отношений, необходимо, чтобы каждый учитель хорошо осознавал тот конкретный материал по своему предмету, который следует использовать при решении этой проблемы.

Процесс выработки нравственных представлений в области пат­риотизма и культуры межнациональных отношений требует умелого учета возрастных особенностей учащихся. У младших школьников формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Представления же учащихся-подростков становятся гораздо шире и глубже и по многим вопросам находятся на уровне моральных понятий. Вполне естественно, что чем богаче и ярче эти представления и понятия, тем успешнее вырабатываются у школьников оценочные мнения и суждения и развивается их патриотическое сознание.

Но устойчивость и степень зрелости морального сознания до­стигается только тогда, когда знания учащихся по вопросам патрио­тизма и культуры межнациональных отношений приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве моти­вов и установок поведения. Как же должна решаться эта проблема?