logo search
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отно­шений

Как уже отмечено выше, важную роль в процессе воспита­ния патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мо­тивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. По­требности в самосовершенствовании, как известно, возникают у че­ловека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуж­дению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.

Вот учащиеся изучают замечательную повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Патриотический подвиг Тараса и его сына Остапа, как правило, не оставляет учащихся равнодушными. Он вызывает у них чувство искреннего восхищения и дает конкретные представле­ния о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность роди­не, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

В системе учебных занятий школьники знакомятся с биография­ми выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, со­вершают походы по родному краю.

Чтобы приобщить школьников к изучению жизни других народов и способствовать формированию у них потребности в овладе­нии культурой межнациональных отношений, классный руководи­тель одной из средних школ использовал следующую ситуацию.

Класс выезжал отдыхать в Махачкалу (Дагестан). Там была орга­низована экскурсия учащихся по городу. Экскурсовод познакомил ребят не только с памятниками архитектуры и с историей города, но и с национальными обычаями и традициями горцев.

Семиклассники всерьез заинтересовались историей дагестанско­го народа. Учитель же умело использовал ситуацию, чтобы поддер­жать этот интерес. По возвращении домой учащиеся прочитали книги по истории Дагестана, об архитектурных памятниках этого края, о художественных промыслах и обсудили их в классе. Затем стали собирать материал об обычаях этого народа. Оказалось, что Iнаиболее ценными у дагестанцев считаются такие нравственные ка­чества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, моральная и материальная взаимопомощь друг другу, внимание и за­бота старших детей по отношению к младшим и т.д. По материалам, которые собрали ребята, был проведен классный час.

Как видим, использованные учителями и классными руководите­лями формы и приемы воспитательной работы были различными, но все они так или иначе создавали ситуации, которые вызывали у учащихся положительные эмоции и переживания, побуждали их к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствовали развитию патриотизма и культуры межнациональ­ных отношений.