logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.2.2. Основные компоненты общения

По различным классификациям в структуре общения выделяют раз­личные компоненты. Мы остановимся на классификации А. А. Реана.

Структуру общения образуют четыре компонента. 1. Когнитивно-информационный — прием и передача информации,

выражение мысли.

Информация передается вербально посредством языка слов и не­вербально через мимику и пантомимику , отражающие ощущения, эмоции, а также через образы и символы. Осознанное использова­ние этих языков может дать возможность учителю усовершенство­вать установление контакта с учеником на уроке.

Рассматривая коммуникативную сторону общения, важно остано­виться на вербальном общении, в частности — устном вербальном общении — диалоге и монологе.

Сущность диалога заключается в беседе, поддерживаемой собесед­никами. В диалоге каждое сообщение рассчитано на его интерпре­тацию собеседником и возвращение в преломленном, обогащенном виде для дальнейшей обработки другим партнером. Инструментами диалога также являются: позитивная обратная связь (эмоциональ­ная и содержательная), ассоциативное связывание любого личного опыта с темой работы, дополнение, обобщение и возвращение зна­ния ученику в реструктурированном виде.

Монолог — другая разновидность вербального общения, когда один человек произносит, обращаясь к другому или другим лицам, слуша­ющим его, рассказ, доклад, лекцию и др. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершения мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, четкой логики и последовательности того, что хочет сказать произносящий монолог.

Принципы развивающего диалога в педагогическом общении (по Е. Н. Чесноковой)

Построение диалога, который способствовал бы развитию человека, процесс не быстрый, так как развитие не может произойти мгновенно. Кроме того, если мы действительно хотим что-то изменить в системе отношений другого человека, то мы должны быть готовы к колоссаль­ным личностным вложениям. Недаром говорят , создай самого себя, а затем воздействуй на других тем, что ты есть. Ребенку важно, как ведет себя взрослый по отношению к его развивающимся способностям. Бла­годаря тому, что родители и учителя выражают позитивное отношение к способностям ребенка (верят в них), они поддерживают развитие этих способностей.

Модель отношений, способствующая развитию ребенка (по Е. Н. Чес-ноковой)

Любая человеческая коммуникация очень сложна, так как происходит одновременно на двух языках: языке слов и языке отношений. Без языка отношений — философии — язык слов не даст резуль татов, если нам не близка сущность развивающего диалога, основанная на любви, уважении, интересе и вере. Если нам не удается проявлять в своих отношениях эти четыре человеческие способности, то наш диалог с людьми перестает быть развивающим. У каждого из нас свои идеалы, свои ценности и их не так легко менять. Нам также в процессе воспита­ния переданы определенные стереотипы и модели поведения, которые порою срабатывают автоматически в наших отношениях с людьми. Поэтому необходимо наше личное участие, чтобы по-новому поступать на практике.

Диалог становится развивающим только в том случае, если мы сумеем разделить наше отношение к человеку и то, как мы относимся к тому , что он делает или сделал: «Я тебя уважаю, ты мне симпатичен, но не думай, что я буду с симпатией относиться к твоим проблемам». Любовь, вера, интерес и уважение позволяют заработать технической стороне диалога — языку слов. Открытые вопросы помогают учителю:

  1. Регулятивно-поведенческий — р егуляция п оведения ( нельзя-можно), побуждение к действию, дестабилизация поведения (через угрозы, например).

  2. Социально-перцептивный — процесс восприятия друг друга партне­рами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. На сегодняшний день выделяются две наиболее часто упоминаемые

классификации социальных механизмов понимания человека челове­ком. Одна из них описана X. Хекхаузеном, другая — А. В. Петровским. X. Хекхаузен отнес к социальным механизмам понимания человека человеком проекцию, каузальную атрибуцию, эмпатию. А. В. Петров­ский — идентификацию, рефлексию, стереотипизацию. Рассмотрим некоторые из этих механизмов более подробно.

Проекция заключается в неосознанном наделении другого человека присущими проецирующей личности мотивами, чертами и свойствами. Так, увлеченный преподаваемым предметом учитель может приписы­вать некоторым ученикам такое же увлечение своим предметом.