logo search
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.1.8. Самовоспитание

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изме­нение своей личности в соотве тствии с сознательн о поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание пред полагает определенный уровень р азвития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отноше­ние человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

А. К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуе-мости, саморазвиваемости и самообучаемости.

Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, само­стоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность; построение но­вых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях; повседневная рефлексия; владение приемами мобилизации и расслабления.

Низкий уровень : отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя); отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности; отсутствие интереса к самоанализу; на­пряженность и комплексы в учебной работе.

Методы самовоспитания основываются на следующих психологи­ческих механизмах:

Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самокон­троль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Самопомощь — умение поддержать себя, вывести себя из тяжелого душевного состояния, умение самоубеждением облегчить самую слож­ную ситуацию, умение, не уходя в переживания, решать проблемы в психологически некомфортном состоянии стресса, что, в конечном итоге, учит самоорганизации всей жизни.

Обучение навыкам самопомощи базируется на: • социальной активности, высокой восприимчивости к усвоению норм,

ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых;

В организации самовоспитания важную роль играют развитие и расширение всех видов деятельности учащихся: умственной, физи­ческой и т. д. Важную роль в этом играет личность педагога, который представляет собой один из основных образцов поведения.

Проблема современного воспитания

Этот процесс не всегда оказывается эффективным из-за расхожде­ния между декларируемыми и реально разделяемыми ценностями со стороны воспитателей. Не об этом ли писал еще К. У. Ушинский: «Как бы далеко ни запрятал воспитатель или наставник свои глубочайшие нравственные убеждения... они выскажутся... и будут действовать тем сильнее, чем скрытнее»?

Резюме

Несмотря на то, что затруднительно дать единственно верное опреде­ление того, что такое «воспитание», не вызывает сомнения, что вос­питание — один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей, а предмет воспитания — человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Психология в оспитания и зучает з акономерности и ме ханизмы формирования личности человека, динамику становления, развития и проявления ее свойств.

Основными направлениями воспитания являются воспитание ученика (умственное воспитание), труженика (трудовое воспитание), семьянина (семейное воспитание), воспитание гражданина России и мира (гражданское воспитание), нравственное воспитание.

Методика комплексной, коллективной организации воспита­тельного процесса по И. П. Иванову складывается из планирования воспитательной работы, реализации коллективных творческих дел с участием воспитателей и воспитанников, а также организации товари­щеской воспитательной заботы.

Отношение человека к своим потенциальным возможностям, пра­вильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовос­питания.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2001.

  2. Иванов И. П. С озидание: т еория и м етодика в оспитания. С Пб.,

2003.

  1. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 2002.

  2. Педагогическая психология / Под ред. Н. В. Клюевой. М., 2004.

  1. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспи­тания. Петербургская концепция. СПб., 1994.

  2. Сарычев С. В., Логвинов И. Н. Педагогическая психология. СПб., 2007.

Дополнительная

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петров­ского. М., 1990.

  3. Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца XXI в.». СПб., 2003.

  4. Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. Избр. психол. труды. М., 1988.

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

  2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

  3. Минияров В. М. Педагогическая психология. Самара, 2003.

  4. Настольная книга преподавателя / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. Минск,

2005.

9. Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М., 1982.

  1. Рыбалко Е. Ф. Становление личности // Социальная психология личности. Л., 1974.

  2. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д.Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  4. Хрестоматия по педагогической психологии / Под ред. А. И. Кра­сило, А. П. Новгородцева. М., 1997.

  5. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как соотносятся понятия «воспитание», «развитие» и «обуче­ние»?

  2. Назовите основные закономерности воспитания.

  3. Выделите факторы, влияющие на воспитание детей в семье.

  4. Что определяет содержание воспитания школьников?

  5. Как соотносятся «воспитание» и «самовоспитание»?

  6. В чем заключается принципиальное отличие воспитательной сис­темы И. П. Иванова от других?

Задания для самостоятельной работы

  1. На основе приведенных определений сформулируйте свое видение того, что такое « воспитание».

  2. Приведите примеры из жизни, когда коллектив сверстников оказы­вал положительное и отрицательное влияние на развитие ребенка (подростка, старшеклассника).

  3. Оцените воспитательный потенциал приема А. С. Макаренко «Белая скатерть ». Чтобы приучить вновь поступивших в коло­нию подростков к аккуратности, усаживал их обедать за столы, покрытые снежно-белыми скатертями. После еды подростки были вынуждены отстирывать каждое пятнышко, и так по вторялось до тех пор, когда это больше не требовалось.

  4. Вспомните свой опыт обучения в школе. Напишите «неотправлен­ное письмо» одному из своих учителей — тому, чья педагогическая деятельность и личностные особенности оказали особое влияние на ваше воспитание.

  5. Великий педагог ХХ в. Януш Корчак писал: «Мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только отстаивать правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и спорить, не только слушаться, но и бунтовать». Как вам кажется, какую зако­номерность психологии воспитания описал Я. Корчак?

  6. Приведите примеры из художественных произведений, где отража­лась бы та или иная психологическая теория воспитания.

  7. Представьте себе, что к вам за консуль тацией обратилась мама четырехлетнего ребенка с вопросом: «Стоит ли отдавать ребенка

в детский сад?» Приведите аргументы «за» и «против» посещения ребенком детского образовательного учреждения.

  1. Приведите пример учета основных психологических закономер­ностей воспитания на практике.

  2. Постарайтесь отрефлексировать (возможно, в письменной форме) ваш личный воспитательный потенциал. Г отовы ли вы быть вос­питателем? С какими проблемами вы можете столкнуться? Какие сильные стороны (ресурсы) помогут вам в преодолении этих про­блем?

10. Составь те программу самовоспитания, основываясь на резуль та-тах самопознания и рефлексии в процессе обучения психологии в вузе.