4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами
Класс — это среда, а ученики — социальная группа постолькупоскольку между ними существует взаимодействие. Иногда учащиеся работают в парах или небольших группах. Даже в том случае, когда ученики обучаются всем классом, они могут взаимодействовать друг с другом, либо обсуждая что-нибудь, либо общаясь неформально, например, передавая записки. И, разумеется, они часто взаимодействуют с учителем.
Одноклассники имеют общие цели, например учение, желание не быть исключенным, приятное времяпрепровождение, а также саморазвитие.
Влияние ожиданий друг от друга, норм и правил поведения порождает в группе разнообразные процессы, такие как лидерство, манипулирование и конфликты. Эти процессы приводят к различным результатам для группы — создается определенный климат, возникает дружба, оказывается влияние (рис. 4.1).
Основу школьной жизни составляют межличностные взаимодействия, в процессе которых учителя и учащиеся оценивают друг друга. Всякая в ыраженная о ценка в лечет за с обой ту и ли и ную р еакцию. В этом взаимодействии у всех участников формируются ожидания, связанные с собственным поведением и поведением других. Одним из результатов оценочного взаимодействия в школе является формирование в сознании учителя модели «идеального» и «плохого» учеников.
16ёё-^ё6аёшйа ^абой б^аТёёТа: Taaeaaiey ТбТбаппй a б-^аамё аббм'а: ёёаабпбаТ, ► Тай aiea ВадбёСбаб аёу аЗб'м'й: аббэзаа, ёёё!а6 16ёё-^ё6аёШйа ^абой абомй: i Тб1й TTaaaaiey
Рис. 4.1. Модель динамики учебной группы1 По: Стоунс Э. Психопедагогика. М., 1984.
Ожидания Ожидания — это то, что люди думают о себе и о других, о поведении и его результатах. Ожидания оказывают сильное влияние на собственное поведение человека и на поведение других людей. Мертон предложил такое понятие, как «самореализующееся пророчество» — если кто-то ожидает или прогнозирует , что что-то случится, то это и на самом деле произойдет. Ожидания людей исполняются просто потому что они считают, что эти ожидания исполнятся. Если вы считаете, что вы умны, вы и будете вести себя умно, а другие, основываясь на том, как вы поступаете, будут воспринимать вас как умного человека. Если вы считаете, что кто-то умен, то будете общаться с ним как с умным человеком. Он прочтет «ваше послание» подсознательно и будет вести себя так, как если бы он на самом деле был умен. Таким образом, ваше мнение вызвало его поведение, а его поведение укрепило его в вашем мнении. Этот идущий по кругу прогноз и является самореализующимся. Розенталь и Джекобсон провели эксперимент . Они полагали, что учитель может сделать отличника из среднего ученика. Чтобы проверить свою гипотезу, они произвольно выбрали группу учеников в одной из школ и сообщили учителям, что согласно тесту проведенному в начале учебного года, у этих учеников в течение учебного года должен наблюдаться скачок в интеллектуальном развитии. В конце учебного года эти ученики из первых и вторых классов действительно превысили средние уровни по всем показателям. Ожидания учителей влияют на ожидания самих учеников и на результаты их учения. Если учителя достаточно верят в своих учеников, то они могут учиться лучше (это принцип Пигмалиона). Выделяют три фактора, которые влияют на то, сработают ожидания учителя как самореализующееся пророчество или нет: представления учителя о способностях ученика; представление ученика о своих способностях; значимость фигуры учителя для ученика. Каким образом учителя передают свои ожидания ученикам? У че-ники, которых учителя считают очень способными, получают больше похвал, больше помощи, эмоциональной поддержки, внимания и больше времени для ответов на вопросы, чем те ученики, которых учителя считают малоспособными. Многие учителя реагируют только на промахи учащихся. Е сли учитель ничего не ждет от учеников, то он начинает контролировать
их поведение: ловить на ошибке, забывчивости, невнимании. Следовательно, ученики, от которых не ждут больших успехов, не чувствуют , что они сами контролируют ситуацию, поэтому они хуже работают в классе, стараются перехитрить учителя, избежать его внимания и тем самым укрепляют мнение учителей, что не надо надеяться на их успехи. Получается замкнутый круг. Ученик в своем сознании относит оценки не к усвоению учебного предмета как такового, а к собственной личности. Существует та кое я вление, к ак избирательность в осприятия — люди склонны воспринимать ту информацию, которая поддерживает их представление о себе, и искажать, не замечать информацию, вступающую с ним в противоречие. Школьник, убежденный в том, что его не любят учителя, может усматривать подвох в любом, даже дружелюбном, поведении учителей. Если учитель улыбается, значит, он смеется, издевается. Если учитель старается вовлечь его в дискуссию, значит , его хотят сделать посмешищем перед всем классом. Даже самые искренние попытки учителя вступить в контакт могут быть восприняты как стремление унизить. Смысл определяется не словами и жестами, а личностью, которая воспринимает эти слова и жесты. Дети с плохо развитым навыком чтения считают, что «Лучше не читать вообще, чем читать плохо» — следовательно, надо избегать попыток улучшить чтение. Т аким образом, возникает труднопреодолимый психологический барьер, заставляющий ребенка отвернуться от школы. Нормы Нормы — это согласованные или разделяемые всеми членами группы мнения относительно: взглядов на мир; представлений о том, что нравится, а что не нравится; образцов поведения. Например, такие нормы, как просить разрешения выйти из класса, говорить «Доброе утро» при встрече, не разговаривать во время самостоятельной работы и т. д. Влияние группы может быть достаточно сильным, чтобы заставить людей видеть что-то иначе, не так, как оно есть на самом деле, или заставить их говорить, что они так видят. Существуют неформальные нормы, которые очень сильно влияют на наше поведение, например: 1) норма «соглашаться с группой» — эксперимент Эша с линиями разной длины — испытуемые соглашались с группой, когда все говорили даже заведомо неправильный ответ о том, что та линия, которая короче, на самом деле длиннее;
2) норма «послушания — подчинения приказам» — эксперимент Милграма с электрошоком — многие подчинились подвергнуть электрошоку других людей. Учителя должны помнить, что обладают подобной силой воздействия на учеников. Нормы описывают диапазон допустимого поведения, пределы, терпимые группой. Когда диапазон допустимого поведения узок, увеличивается вероятность нарушения норм и наказаний. Учителя, которые устанавливают узкий спектр допустимого поведения, будут тратить больше времени на то, чтобы дисциплинировать своих учеников. Наиболее сильное влияние оказывают нормы, с которыми согласны все члены группы. Лидерство и стили педагогической деятельности Обычно лидерство описывают двумя способами. 1. Набор психологических характеристик человека, оказывающего влияние. 2. Набор поведений, оказывающих влияние на других людей. Второй подход считается наиболее продуктивным — это функцио- нальное лидерство. Он более применим для описания лидерства учи- теля в классе. В данном случае — это лидерство как поведение, которое помогает прийти к определенной цели. Основания лидерства учителя. Сила учителя как эксперта. Сила учителя как референтного лица — человека, который нравится и с которым учащиеся могут идентифицировать себя. Сила учителя как представителя власти — начальника. Сила учителя как человека, уполномоченного давать награды. Сила учителя как человека, который может принуждать — наказывать. Наиболее у спешные у чителя о бладают с илой э ксперта и с илой референтного лица. Для этого учителю необходимо создать положительные условия для учения. Учителя, которые опираются на власть и принуждение, создают так называемый «эффект ряби» — распространение напряжения и недовольства среди всего класса. Исследования показали, что ключом к управлению классом является не наведение дисциплины среди учащихся, которые плохо себя ведут, а привлечение учащихся к работе и разрешение мелких дисциплинарных нарушений.
Важно, чтобы были выработаны четкие правила и учащиеся взяли на себя ответственность за их выполнение. Выделяют два противоположных стиля лидерства (по Б. Такман). Лидерство с акцентом на работе. Основная цель — передача информации. Социально-эмоциональное лидерство. Основная цель — мотивация, воспитание и создание гармонии при обучении. Другие стили руководства (К. Левин): Авторитарный — все правила устанавливает учитель, он принимает все решения. Демократический — учитель дает возможность каждому участвовать в выработке правил и решений. Попустительский — учитель вообще не участвует в выработке правил и решений. У членов группы с авторитарным лидерством не развивается самоконтроль. В группах с попустительским стилем выполняется мало полезной работы. Демократический стиль позволяет каждому учавствовать во всех принимаемых решениях. В рамках демократического стиля можно говорить о сотрудничестве учителя и ученика, о партнерских отношениях и о заключении договора для успешного достижения учеником определенных учебных целей. В. Г. Казанская предлагает следующее определение сотрудничества как типа взаимодействия учителя и ученика: «Сотрудничество учителя с учащимися — такое взаимодействие, в процессе которого педагоги и ученики стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь резуль тата, учитывая интересы друг друга как свои собственные и добровольно проявляя активность» 1. Сотрудничество предполагает настрой на «со-участие» в общем деле, осознание и принятие ответственности за резуль тат своей деятельности. Сотрудничество может быть здоровой альтернативой монополизации взрослыми прав ребенка на осознанное учение и избегание им ответственного поведения. Отвечать — это значит, быть автором своих действий, следовать своим целям, проживать свою жизнь, вместо того, чтобы исполнять волю другого. Заключение соглашения с учеником п озволяет передать ему ответственность за работу по программе учебного курса и способствует восстановлению его мотивационной сферы, через рефлексию своего жизненного опыта, осознание своих потребностей, ценностей, 1 Казанская В. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. С. 238.
- Под редакцией л. Регуш, а. Орловой
- Раздел III. Ученик — субъект учебной деятельности . . . 203
- Глава 3.1. Учебная деятельность 204
- Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220
- Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности . . . . 246
- Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха
- Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных
- Раздел IV. Психологические проблемы
- Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314
- Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество
- Глава 4.3. Психологические проблемы освоения
- Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание
- Раздел I Психологические характеристики образовательной среды
- Глава 1.1
- 1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды
- 1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда
- 1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды
- 1ПёбТ ёТаё-апёё аадПаШау (Таб61абПёТ-аёаёТаё-аПёау) Пбааа
- I а1ёТ6ёу6ёам-аа6Тбё6аб1ау пбааа
- 1Тт6п6ё6аёйПёау пбааа
- 1.1.4. Технологии создания психологической
- Глава 1.2
- 1.2.1. Понятие о психологическом здоровье
- 1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс
- 1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияение на учебный процесс
- 1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса
- Глава 1.3
- 1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда
- 1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде
- 1.3.3. Психологический диагноз
- 1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде
- 2. Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.
- 4. Этап построения диагностического заключения и формулирования психологического диагноза.
- 5. Этап индивидуализации психологического диагноза.
- 6. Формулировка рекомендаций и составление программы по оказанию психологической помощи.
- 7. Наблюдение за человеком после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.
- 1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности
- Раздел II Развивающее обучение
- Глава 2.1
- 2.1.1. Уели обучения
- 2.1.2. Соотношение обучения и развития
- 2.1.3. Обучение как процесс передачи информации
- 2.1.4. Коммуникативная сущность обучения
- 2.1.5. Управление процессом обучения
- Глава 2.2
- 2.2.1. Ассоциативная модель научения
- 2.2.2. Когнитивная модель научения
- Глава 2.3
- 2.3.1. Обучение и развитие
- 2.3.2. Кибернетическая модель обучения.
- 2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения
- 2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения
- 2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения»
- Глава 2.4
- 2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий
- 2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности
- I6 ада aOgia
- II 6ада Оааёёдабёу
- III 6ада Оаоёаёпёу
- 2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст)
- 2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе
- 1. Идея учебной деятельности.
- 2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа)
- 2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст)
- Раздел III Ученик — субъект учебной деятельности
- Глава 3.1
- 3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика
- 3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками
- 3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности
- 3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности
- Глава 3.2
- 3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности
- 3.2.2. Стадии формирования мотивации
- 3.2.3. Мотивы и потребности
- 3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация
- 3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе
- 3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников
- Глава 3.3
- 3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение
- 3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности
- 3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности
- I. Предмет, подвергающийся оценке:
- II. Средства оценивания:
- III. Временная характеристика оценивания:
- IV. Степени интегральности оценивания:
- 3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности
- Глава 3.4
- 3.4.1. Понятие об успеваемости
- 3.4.2. Психологические причины неуспеваемости
- 1. Несформированность мотивации учения.
- 2. Недостаточная интеллектуальная активность ученика в учебной работе.
- 4. Неумение трудиться.
- 5. Отсутствие учебных и познавательных интересов (см. Вставку «Познавательный интерес»).
- 6. Стойкие трудности в у своении навыков чтения и письма (дислексия и дисграфия).
- 3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия
- 3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка
- Глава 3.5
- 3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении
- 3.5.2. Учет половых особенностей в обучении
- 3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении
- 3.5.4. Когнитивные стили как отражение
- 3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками
- 3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении
- Раздел IV Психологические проблемы деятельности педагога
- Глава 4.1
- 4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания
- 4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания
- 4.1.3. Психологические теории воспитания
- 4.1.4. Психологические закономерности воспитания
- 4.1.5. Содержание и направления воспитания
- 4.1.6. Нравственное воспитание
- 4.1.7. Теория и методика воспитания и. П. Иванова
- 4.1.8. Самовоспитание
- Глава 4.2
- 4.2.1. Педагогическое общение
- 4.2.2. Основные компоненты общения
- 4.2.3. Установление и поддержание контакта
- 4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами
- 4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе
- 4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение
- 4.2.7. Манипулирование в школе
- Глава 4.3
- 4.3.1. Профессиональное становление учителя
- 4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога
- 4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога
- 4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации
- 4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности
- Последствия Гипотезы
- Глава 4.4
- 4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание
- 4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания
- 4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя
- 4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога
- 4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие