logo
Иванов А

6.3. Социально-педагогическая работа с семьей

Семья обладает высоким воспитательным потенциалом, к тому же социализация в ней происходит наиболее естественно и безболезненно. Однако семья может выступать как положи­тельный, так и отрицательный фактор воспитания. В связи с этим встает вопрос о необходимости оказания социально-педа­гогической поддержки семье.

Применительно к семье социально-педагогическая поддер­жка — это процесс взаимодействия специалистов (педагоги, пси­хологи, омбудсмены и др.) и семьи (родители, дети, другие чле­ны), результатом которого является освоение родителями пе­дагогической культуры и социализация ребенка.

Одна из задач государственной семейной политики состо­ит в повышении педагогической культуры родителей, которая выражается в принятии ими ценностей гуманистического вос­питания детей, освоении современных методик воспитания, раз­витии таких личностных качеств, как готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толеран­тность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и другие.

Педагогическая культура родителей — это многоуровне­вое явление, включающее такие компоненты, как общекультур­ный уровень развития личности, принятие гуманистических ценностей, достаточная подготовленность к воспитанию детей (владение современными методиками и технологиями воспита­ния, умение применить качества воспитателя: готовность вос­питывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазви­тии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и др.

Педагогическая подготовленность родителей характеризу­ется определенной суммой приобретенных знаний (психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых и др.), а также умениями и навыками, выработанными в процессе вос­питания детей. На процесс формирования педагогической куль­туры оказывают воздействие жизненный опыт и индивидуаль­ные черты характера родителей, а уровень педагогической куль­туры в немалой степени зависит от общественной направлен­ности их личности и уровня образования.

Таким образом, педагогическая культура родителей может рассматриваться как качественная характеристика деятельно­сти по воспитанию детей, отражающая их готовность как вос­питателей содействовать социализации ребенка и создавать условия для его самореализации в обществе. Важной составля­ющей педагогической культуры является педагогическая реф­лексия.

Под педагогической рефлексией понимается умение само­критично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на си­туацию его глазами (О.Л. Зверева). От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребен­ка. Возникновение педагогической рефлексии способствует ста­новлению родителей как педагогов: родители пересматривают свои методы воздействия на ребенка, нацелены на понимание его потребностей, желаний, пересматривают свое отношение к ребенку и меры педагогического воздействия.

Трудности формирования педагогической культуры роди­телей обусловлены следующими причинами:

- представления родителей о целях, методах, формах вос­питательного воздействия не совпадают с осуществляемыми ими практическими мерами;

- между членами семьи присутствует рассогласованность педагогических требований, методов педагогического воздей­ствия;

- напряженные супружеские отношения негативно влия­ют на детско-родительские и др.

Это приводит к отсутствию педагогической культуры у ро­дителей и нарушает процесс социализации ребенка.

Социально-педагогическая поддержка семьи базируется на методическом подходе, который предполагает учет структуры семьи при организации взаимодействия педагога и семьи, учет установок родителей на воспитание и обучение.

Основными принципами реализации подхода выступают:

- принцип компетентности педагогического взаимодей­ствия;

- принцип непрерывности семейного и общественного вос­питания;

- принцип креативности в осуществлении взаимодействия педагогов и родителей, детей и взрослых.

Социально-педагогическая поддержка семьи осуществля­ется специалистами в области воспитания и образования, в час­тности социальным педагогом.

Взаимодействие педагогов воспитательно-образовательных учреждений и родителей как равноправных участников педа­гогического процесса будет результативным, если будет стро­иться на основе запросов семьи, так как именно родители явля­ются основным социальным заказчиком.

Достижение социальным педагогом цели социально-педа­гогической поддержки семьям предполагает:

- осуществленные деятельность по изучению личности ре­бенка и окружающих его людей, анализ влияния социальной среды на формирование личности ребенка;

- прогноз развития проблемы и ее решение в процессе раз­вития и воспитания ребенка;

- организация взаимодействия всех членов семьи на осно­ве диалога;

- помощь в исправлении ошибок воспитания, отрицатель­но влияющих на развитие личности ребенка;

- помощь родителям и ребенку найти и реализовать себя;

- информирование о возможных правовых мерах защиты семьи;

- оказание помощи в сфере эмоционально-психологичес­кого здоровья;

- формирование нравственно-правовой устойчивости чле­нов семьи.

Работа социального педагога с родителями осуществляет­ся по следующим направлениям:

1. Информирование и просвещение родителей.

Социально-педагогическая работа направлена на формиро­вание у родителей кругозора по вопросам осуществления обра­зовательной политики в школе, округе, городе, стране и систе­мы педагогических знаний:

- организация информационного стенда, телевизионной службы для родителей с информацией по различным психоло­го-педагогическим проблемам, организационным вопросам ра­боты администрации, психолога, социального педагога, плана работы родительского комитета класса, школы, Совета школы, округа, города, государства и т. д.;

- организация дней открытых дверей для родителей. На этих встречах учителя начальной школы рассказывают о ви­дах и типах образовательных учреждений на территории ок­руга, о системах и моделях начального образования, о правилах приема детей в 1-е классы, о психологических особенностях де­тей 6-7-летнего возраста, об организации учебно-воспитатель­ного процесса в 1-м классе по четырехлетней модели образова­ния. Для родителей, дети которых обучаются на второй и тре­тьей ступенях, педагоги сообщают об особенностях адаптации и проблемах перехода из начальной в основную школу, затем в старшую, о программе преемственности в работе на разных сту­пенях обучения, особенностях развития детей.

- проведение тематических родительских собраний, посвя­щенных особенностям развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, организации учебной деятельности и до­суга школьников и др.

- организация бесед с отдельными группами родителей по интересующим их проблемам, организация индивидуальных встреч родителей с классным руководителем, психологом, вра­чами, сотрудниками милиции и др.

- проведение обучения родительского актива управленчес­ким, организационным и коммуникативным способностям.

2. Обеспечение здоровья школьников.

Данное направление ориентировано на сохранение, укреп­ление и развитие психического и физического здоровья ребенка.

Родители планируют вместе с социальным педагогом, классным руководителем и детьми, в соответствии со школь­ным планом, спортивные игры, походы, экскурсии в лес, оказа­ние помощи детям, имеющим отклонение в здоровье (матери­альная помощь для закупки необходимых лекарств, направле­ние в санаторий, беседы детьми об охране труда, пожарной бе­зопасности, поведения на улицах и проезжей части, вредных привычках, способах оздоровления организма). С этой целью приглашаются медики, специалисты по заявленным темами. Проводятся встречи с родителями детей, имеющими проблемы со здоровьем, и т. д.

3. Развитие учебно-познавательной деятельности школь­ников и организация профориентации.

В соответствии с этим направлением родители включены в жизнь педагогического коллектива школы, имеют возможность оценивать и контролировать воспитательно-образовательный процесс, поступление и распределение финансовых средств попечительского фонда, профориентационные мероприятия.

Родителям предоставляется возможность посещать уро­ки педагогов школы, классных коллективов с целью выявле­ния проблем школьников в учении; участвовать в работе пе­дагогических консилиумов, расширенных заседаниях адми­нистративных советов, педагогических советов; проводить за­седания согласительной комиссии по проблемам обучения школьника с его родителями, конфликтов между педагогами, учениками и их родителями; участвовать в поощрении луч­ших школьников и педагогов ценными призами и подарками; помогать в приобретении методических пособий, литерату­ры, участвовать в программе профессиональной ориентации школьников, оказывать помощь в проведении промежуточ­ных и государственных экзаменов, оказывать помощь в по­иске и подборе педагогических кадров для образовательного учреждения из числа родителей и жителей близлежащего социума и т. д.

4. Организация и развитие досуговой сферы ребенка, ока­зание помощи в развитии ученического самоуправления.

В соответствии с данным направлением родители помогают в решении проблем, непосредственно взаимодействуют с учащи­мися и собственным ребенком, оказывают непосредственное вли­яние на их развитие. Имеют возможность наблюдать за своим ребенком в условиях общественной жизни, за его взаимодействи­ем со сверстниками, поведением в коллективе, принятием реше­ний и действиями в различных проблемных ситуациях.

Действенной силой при решении социально-педагогических проблем воспитательно-образовательного учреждения и семьи являются родительские комитеты. Родительский комитет шко­лы создается с целью оказания помощи педагогическому кол­лективу в организации образовательного процесса, внеурочно­го времени и социальной защиты обучающихся, формируется из числа родителей класса.

Родительские комитеты участвуют совместно с социальным педагогом, классным руководителем, учащимися класса в под­готовке и проведении "Огоньков", "Вечеров отдыха", экскурсий, спортивных состязаний, познавательных поездок, походов, орга­низации кружков по интересам школьников.

Практика показала, что в этом направлении наибольшую активность проявляют родители учащихся начальных классов, в последующих классах степень активности родителей умень­шается. Это связано с тем, что родители в начальной школе про­должают опекать развитие собственных детей, а затем предос­тавляют им больше самостоятельности. Участие в жизни шко­лы является для них вынужденной мерой, поэтому со временем желание участвовать в оказании помощи школе и воспитании собственных детей ослабевает. Задача социального педагога — организовать сотрудничество с родителями, стимулировать их активность и готовность участвовать во всех делах воспитатель­но-образовательного учреждения.

5. Работа с проблемными семьями и детьми.

Для осуществления работы в данном направлении в школе может быть создана социально-правовая (правовая) комиссия, которая:

- осуществляет контроль соблюдения прав и реализации за­конных интересов всех участников образовательного процесса;

- занимается вопросами содержания нормативно-правовой базы школы, изменений в Уставе школы и при подготовке ее локальных актов;

- наблюдает за работой с детьми группы риска и социально неблагополучными семьями;

- совместно с администрацией рассматривает исключи­тельные случаи нарушения Устава и правил школьной жизни учащимися, предложения об исключении учащихся из школы;

- рассматривает жалобы учащихся, родителей и учителей о нарушении их прав;

- исследует зоны конфликтов интересов участников обра­зовательного процесса между собой и с системой школьного уп­равления, разрабатывает рекомендации по управлению конф­ликтами в школьном сообществе;

- готовит соответствующий раздел ежегодного отчета Уп­равляющего совета перед родителями и общественностью.

Социально-правовая (правовая) комиссия участвует в раз­решении конфликтных ситуаций между учителем и учеником, между родителями и педагогом, между учащимися, возникаю­щими в учебно-воспитательном процессе образовательного уч­реждения, ведет индивидуальную работу совместно с классным руководителем и социальным педагогом под руководством за­местителя директора по воспитательной работе с трудными се­мьями и детьми (участвуют в обследовании семей, организуют встречи и беседы, приглашают за заседания "Совета отцов", "Совета матерей", "Совета родителей" и т. д., привлекают к уча­стию в семейных праздниках, классных и школьных мероприя­тиях и т. д.).

6. Помощь в материально-техническом оснащении и уча­стие в трудовых акциях школы.

Родительский комитет класса может решать вопросы ос­нащения классной комнаты техническими средствами обучения, их ремонта, ремонта классной комнаты, помощи в сборе маку­латуры (металлолома), озеленении классной комнаты, участка, закрепленного за классом на пришкольном участке, организа­ции приобретения учебников, учебных пособий.

Предложенное содержание работы социального педагога, классного руководителя, в котором он выступает и как "класс­ный психолог", и как организатор детского досуга и общения, и как организатор взрослого сообщества (родителей, различного рода специалистов, учителей-предметников), заинтересованно­го в успешном развитии ребенка, является основным требова­нием гуманистического воспитания сегодня.

Условиями эффективности работы социального педагога выступают: доверие, уважение и интерес к личности педагога у школьников, вытекающих из наличия у него определенных черт характера, знаний, и талантов, которые являются значимыми для школьников; культурная среда школы.

Специалист, работающий с семьями, информирует их о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семей­ного законодательства, по вопросам межличностного взаимодей­ствия в семье, информирует о существующих методах воспи­тания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, не­обходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, от­сутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.