6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
Семья обладает высоким воспитательным потенциалом, к тому же социализация в ней происходит наиболее естественно и безболезненно. Однако семья может выступать как положительный, так и отрицательный фактор воспитания. В связи с этим встает вопрос о необходимости оказания социально-педагогической поддержки семье.
Применительно к семье социально-педагогическая поддержка — это процесс взаимодействия специалистов (педагоги, психологи, омбудсмены и др.) и семьи (родители, дети, другие члены), результатом которого является освоение родителями педагогической культуры и социализация ребенка.
Одна из задач государственной семейной политики состоит в повышении педагогической культуры родителей, которая выражается в принятии ими ценностей гуманистического воспитания детей, освоении современных методик воспитания, развитии таких личностных качеств, как готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и другие.
Педагогическая культура родителей — это многоуровневое явление, включающее такие компоненты, как общекультурный уровень развития личности, принятие гуманистических ценностей, достаточная подготовленность к воспитанию детей (владение современными методиками и технологиями воспитания, умение применить качества воспитателя: готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и др.
Педагогическая подготовленность родителей характеризуется определенной суммой приобретенных знаний (психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых и др.), а также умениями и навыками, выработанными в процессе воспитания детей. На процесс формирования педагогической культуры оказывают воздействие жизненный опыт и индивидуальные черты характера родителей, а уровень педагогической культуры в немалой степени зависит от общественной направленности их личности и уровня образования.
Таким образом, педагогическая культура родителей может рассматриваться как качественная характеристика деятельности по воспитанию детей, отражающая их готовность как воспитателей содействовать социализации ребенка и создавать условия для его самореализации в обществе. Важной составляющей педагогической культуры является педагогическая рефлексия.
Под педагогической рефлексией понимается умение самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами (О.Л. Зверева). От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка. Возникновение педагогической рефлексии способствует становлению родителей как педагогов: родители пересматривают свои методы воздействия на ребенка, нацелены на понимание его потребностей, желаний, пересматривают свое отношение к ребенку и меры педагогического воздействия.
Трудности формирования педагогической культуры родителей обусловлены следующими причинами:
- представления родителей о целях, методах, формах воспитательного воздействия не совпадают с осуществляемыми ими практическими мерами;
- между членами семьи присутствует рассогласованность педагогических требований, методов педагогического воздействия;
- напряженные супружеские отношения негативно влияют на детско-родительские и др.
Это приводит к отсутствию педагогической культуры у родителей и нарушает процесс социализации ребенка.
Социально-педагогическая поддержка семьи базируется на методическом подходе, который предполагает учет структуры семьи при организации взаимодействия педагога и семьи, учет установок родителей на воспитание и обучение.
Основными принципами реализации подхода выступают:
- принцип компетентности педагогического взаимодействия;
- принцип непрерывности семейного и общественного воспитания;
- принцип креативности в осуществлении взаимодействия педагогов и родителей, детей и взрослых.
Социально-педагогическая поддержка семьи осуществляется специалистами в области воспитания и образования, в частности социальным педагогом.
Взаимодействие педагогов воспитательно-образовательных учреждений и родителей как равноправных участников педагогического процесса будет результативным, если будет строиться на основе запросов семьи, так как именно родители являются основным социальным заказчиком.
Достижение социальным педагогом цели социально-педагогической поддержки семьям предполагает:
- осуществленные деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, анализ влияния социальной среды на формирование личности ребенка;
- прогноз развития проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;
- организация взаимодействия всех членов семьи на основе диалога;
- помощь в исправлении ошибок воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
- помощь родителям и ребенку найти и реализовать себя;
- информирование о возможных правовых мерах защиты семьи;
- оказание помощи в сфере эмоционально-психологического здоровья;
- формирование нравственно-правовой устойчивости членов семьи.
Работа социального педагога с родителями осуществляется по следующим направлениям:
1. Информирование и просвещение родителей.
Социально-педагогическая работа направлена на формирование у родителей кругозора по вопросам осуществления образовательной политики в школе, округе, городе, стране и системы педагогических знаний:
- организация информационного стенда, телевизионной службы для родителей с информацией по различным психолого-педагогическим проблемам, организационным вопросам работы администрации, психолога, социального педагога, плана работы родительского комитета класса, школы, Совета школы, округа, города, государства и т. д.;
- организация дней открытых дверей для родителей. На этих встречах учителя начальной школы рассказывают о видах и типах образовательных учреждений на территории округа, о системах и моделях начального образования, о правилах приема детей в 1-е классы, о психологических особенностях детей 6-7-летнего возраста, об организации учебно-воспитательного процесса в 1-м классе по четырехлетней модели образования. Для родителей, дети которых обучаются на второй и третьей ступенях, педагоги сообщают об особенностях адаптации и проблемах перехода из начальной в основную школу, затем в старшую, о программе преемственности в работе на разных ступенях обучения, особенностях развития детей.
- проведение тематических родительских собраний, посвященных особенностям развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, организации учебной деятельности и досуга школьников и др.
- организация бесед с отдельными группами родителей по интересующим их проблемам, организация индивидуальных встреч родителей с классным руководителем, психологом, врачами, сотрудниками милиции и др.
- проведение обучения родительского актива управленческим, организационным и коммуникативным способностям.
2. Обеспечение здоровья школьников.
Данное направление ориентировано на сохранение, укрепление и развитие психического и физического здоровья ребенка.
Родители планируют вместе с социальным педагогом, классным руководителем и детьми, в соответствии со школьным планом, спортивные игры, походы, экскурсии в лес, оказание помощи детям, имеющим отклонение в здоровье (материальная помощь для закупки необходимых лекарств, направление в санаторий, беседы детьми об охране труда, пожарной безопасности, поведения на улицах и проезжей части, вредных привычках, способах оздоровления организма). С этой целью приглашаются медики, специалисты по заявленным темами. Проводятся встречи с родителями детей, имеющими проблемы со здоровьем, и т. д.
3. Развитие учебно-познавательной деятельности школьников и организация профориентации.
В соответствии с этим направлением родители включены в жизнь педагогического коллектива школы, имеют возможность оценивать и контролировать воспитательно-образовательный процесс, поступление и распределение финансовых средств попечительского фонда, профориентационные мероприятия.
Родителям предоставляется возможность посещать уроки педагогов школы, классных коллективов с целью выявления проблем школьников в учении; участвовать в работе педагогических консилиумов, расширенных заседаниях административных советов, педагогических советов; проводить заседания согласительной комиссии по проблемам обучения школьника с его родителями, конфликтов между педагогами, учениками и их родителями; участвовать в поощрении лучших школьников и педагогов ценными призами и подарками; помогать в приобретении методических пособий, литературы, участвовать в программе профессиональной ориентации школьников, оказывать помощь в проведении промежуточных и государственных экзаменов, оказывать помощь в поиске и подборе педагогических кадров для образовательного учреждения из числа родителей и жителей близлежащего социума и т. д.
4. Организация и развитие досуговой сферы ребенка, оказание помощи в развитии ученического самоуправления.
В соответствии с данным направлением родители помогают в решении проблем, непосредственно взаимодействуют с учащимися и собственным ребенком, оказывают непосредственное влияние на их развитие. Имеют возможность наблюдать за своим ребенком в условиях общественной жизни, за его взаимодействием со сверстниками, поведением в коллективе, принятием решений и действиями в различных проблемных ситуациях.
Действенной силой при решении социально-педагогических проблем воспитательно-образовательного учреждения и семьи являются родительские комитеты. Родительский комитет школы создается с целью оказания помощи педагогическому коллективу в организации образовательного процесса, внеурочного времени и социальной защиты обучающихся, формируется из числа родителей класса.
Родительские комитеты участвуют совместно с социальным педагогом, классным руководителем, учащимися класса в подготовке и проведении "Огоньков", "Вечеров отдыха", экскурсий, спортивных состязаний, познавательных поездок, походов, организации кружков по интересам школьников.
Практика показала, что в этом направлении наибольшую активность проявляют родители учащихся начальных классов, в последующих классах степень активности родителей уменьшается. Это связано с тем, что родители в начальной школе продолжают опекать развитие собственных детей, а затем предоставляют им больше самостоятельности. Участие в жизни школы является для них вынужденной мерой, поэтому со временем желание участвовать в оказании помощи школе и воспитании собственных детей ослабевает. Задача социального педагога — организовать сотрудничество с родителями, стимулировать их активность и готовность участвовать во всех делах воспитательно-образовательного учреждения.
5. Работа с проблемными семьями и детьми.
Для осуществления работы в данном направлении в школе может быть создана социально-правовая (правовая) комиссия, которая:
- осуществляет контроль соблюдения прав и реализации законных интересов всех участников образовательного процесса;
- занимается вопросами содержания нормативно-правовой базы школы, изменений в Уставе школы и при подготовке ее локальных актов;
- наблюдает за работой с детьми группы риска и социально неблагополучными семьями;
- совместно с администрацией рассматривает исключительные случаи нарушения Устава и правил школьной жизни учащимися, предложения об исключении учащихся из школы;
- рассматривает жалобы учащихся, родителей и учителей о нарушении их прав;
- исследует зоны конфликтов интересов участников образовательного процесса между собой и с системой школьного управления, разрабатывает рекомендации по управлению конфликтами в школьном сообществе;
- готовит соответствующий раздел ежегодного отчета Управляющего совета перед родителями и общественностью.
Социально-правовая (правовая) комиссия участвует в разрешении конфликтных ситуаций между учителем и учеником, между родителями и педагогом, между учащимися, возникающими в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, ведет индивидуальную работу совместно с классным руководителем и социальным педагогом под руководством заместителя директора по воспитательной работе с трудными семьями и детьми (участвуют в обследовании семей, организуют встречи и беседы, приглашают за заседания "Совета отцов", "Совета матерей", "Совета родителей" и т. д., привлекают к участию в семейных праздниках, классных и школьных мероприятиях и т. д.).
6. Помощь в материально-техническом оснащении и участие в трудовых акциях школы.
Родительский комитет класса может решать вопросы оснащения классной комнаты техническими средствами обучения, их ремонта, ремонта классной комнаты, помощи в сборе макулатуры (металлолома), озеленении классной комнаты, участка, закрепленного за классом на пришкольном участке, организации приобретения учебников, учебных пособий.
Предложенное содержание работы социального педагога, классного руководителя, в котором он выступает и как "классный психолог", и как организатор детского досуга и общения, и как организатор взрослого сообщества (родителей, различного рода специалистов, учителей-предметников), заинтересованного в успешном развитии ребенка, является основным требованием гуманистического воспитания сегодня.
Условиями эффективности работы социального педагога выступают: доверие, уважение и интерес к личности педагога у школьников, вытекающих из наличия у него определенных черт характера, знаний, и талантов, которые являются значимыми для школьников; культурная среда школы.
Специалист, работающий с семьями, информирует их о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога