logo
Иванов А

1.4. Методология социально-педагогических исследований

Социально-педагогическое исследование — это специаль­но организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущ­ности социальной педагогики, ее содержании методах и формах деятельности социального педагога (М.А. Галагузова).

Специфика социально-педагогического исследования состо­ит в том, что предметом исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей.

Эффективность научных исследований в социальной педа­гогике во многом зависит от того, какие источники она исполь­зует в своей творческой деятельности: подходы, образцы, идеи, технологии и т. д.

В.И. Загвязинский выделяет пять таких источников:

1. Общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом социальном заказе общества.

2. Достижения всего комплекса наук о человеке: психоло­гии, педагогики, валеологии (это наука о здоровом образе жиз­ни), философии, социологии.

3. Теоретические концепции и отечественный и зарубеж­ный опыт.

4. Педагогический потенциал окружающей ребенка соци­альной среды (семьи, школы, учреждений культуры и т. д.).

5. Творческий потенциал работников социальной сферы (со­циальных педагогов, работников, психологов и т. д.).

Основные задачи исследования в области социальной пе­дагогики (М.А. Галагузова):

1. Теоретические проблемы социальной педагогики. К ним относятся уточнение предмета и объекта исследования науки, разработка ее понятийно-категориального аппарата на основе изучения становления социальной педагогики за рубежом и в истории отечественной культуры, выявление принципов и ме­тодов исследования науки.

2. Проблемы социально-педагогической деятельности. Это исследование содержания, методов и средств, используемых в деятельности социального педагога, взаимосвязь социальной педагогики с социальной работой, специальной и коррекцион-ной педагогикой; разработка технологий деятельности социаль­ного педагога с различными группами детей и в различных со­циально-педагогических учреждениях.

3. Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов. Это разработка концепции подготовки социальных педагогов, уточнение стандартов их профессиональной подго­товки, разработка комплекса учебных пособий, разработка со­держания, форм и методов семинарских, практических заня­тий и т. д.

Можно выделить следующие виды исследования:

1. Эмпирическое (наблюдение, описание, диагностика, экс­перимент и т. д.) как способ изучения реальной действительно­сти, практического опыта.

2. Теоретическое (моделирование, абстрагирование и т. д.) как способ научного осмысления фактов, явлений, закономер­ностей и построения научных теорий и концепций.