1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
Метод (от греч. metodos — путь, способ исследования) — ведущее средство получения нового знания, инструмент открытия объективных закономерностей окружающей действительности.
Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (СВ. Тетерский). Имеет право на существование и классификация, предложенная Ф.А. Мустаевой: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.
Под методами исследования понимают способы решения исследовательских задач.
Методика исследования — это совокупность методов, приемов, специальных заданий целесообразной организации научного исследования.
Методы объективны и субъективны одновременно: они объективны, так как позволяют отразить окружающую действительность, измерить ее и исследовать во всех совокупностях; в то же время методы субъективны, так как они являются орудием мышления конкретного исследователя.
Принято деление методов исследования на теоретические и эмпирические.
К теоретическим методам исследования относятся методы теоретического анализа, синтеза, моделирования. Роль теоретического анализа и синтеза в процессе познания чрезвычайно важна, без всеобъемлющего анализа, а также без умения объединять в законченное единство все многообразие явлений и процессов объективного мира нет и не может быть никакого познания.
Анализ — это метод познания, содержанием которого является процесс мысленного расчленения на части предмета исследования, выявления свойств внутренних и внешних связей как изучаемого предмета, так и его частей.
Синтез — это мысленное соединение выделенных путем анализа частей, сторон, свойств предмета исследования в некоторое новое мысленное образование, которое отражает существо изучаемого явления, причем целостная система как результат синтеза служит основой для дальнейшего познания предмета изучения. Однако синтез -— это не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, а образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.
Моделирование — это метод создания и исследования моделей. Главным преимуществом моделирования является целостность представления информации об изучаемом явлении или процессе. В зависимости от целей исследования модели классифицируются по разнообразным принципам.
Наиболее общие из них следующие:
- по целям использования их в процессе познания;
- по способу воспроизведения в них информации об оригинале;
- по степени участия человека в их создании.
Модели подразделяются на три большие группы: эвристические и дидактические; знаковые и вещественно-технические; естественные и искусственные.
В процессе познания модели служат средством объяснения некоторых явлений или интерпретации теории, а также целям проверки теорий на предмет их истинности. Большое значение в социально-педагогических исследованиях приобретает предсказательная (эвристическая) функция модели.
К эмпирическим методам исследования относятся методы наблюдения, опроса, тестирования, эксперимента, социального проектирования.
Наблюдение — активная форма чувственного познания, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира.
По регулярности проведения наблюдение может быть:
а) систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта;
б) случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации.
По месту наблюдение может быть:
а) полевое. Производится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с изучаемым объектом;
б) лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяется педагогом. Основное достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами наблюдения, возможность выявить все факторы ситуации и установить связь между ними.
По степени формализации наблюдение может быть:
а) контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на них сосредотачивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога, а также формируется специальный план записи наблюдений до начала сбора информации;
б) неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы процесса он будет изучать.
По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации, наблюдение подразделяется на следующие виды:
а) включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом того или иного объединения. В таких условиях наблюдение помогает исследователю глубже разобраться в изучаемой проблеме;
б) невключенное. Исследователь находится вне изучаемого объекта или явления. Невключенное наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны.
Наблюдение также может быть лонгитюдное (продольное), когда, например, изучаются условия развития ребенка в семье с 1 по 11 класс (т. е. наблюдение ведется на протяжении длительного времени, в данном случае — 10 лет); ретроспективное (обращенное к прошлому), когда изучаются биографические данные ученика и его родителей.
Наблюдение может быть организовано с трех позиций:
— с нейтральной (присутствует сторонний наблюдатель, например, студент, приглашенный на урок опытного педагога);
— с позиции руководителя (когда студент сам ведет урок в ходе прохождения педагогической практики);
— с включением исследователя в реальную деятельность (студент участвует в принятии решения совместно с учителями на педагогическом совете).
Достоинство наблюдения — возможность изучать предмет в естественных условиях, учитывать его многогранные связи и проявления, изменять конкретную ситуацию или намеренно создавать новую.
Недостатки наблюдения — трудоемкость и продолжительность, влияние субъективных факторов (самого исследователя) на процесс наблюдения.
Опросный метод — возможность получения значительного объема информации в короткие сроки в результате опроса, обусловленного особенностями конструирования включенных в опросный лист вопросов. Метод опроса используется в научном исследовании в различных формах: письменной (анкетирование), устной (беседа, интервью) и социометрической.
Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Анкетирование как письменный опрос продуктивен, документален, гибок в получении и обработке информации. Существует несколько типов анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа содержит готовые для выбора анкетируемого ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой, т. е. часть ответов предлагается на выбор и в то же время остается возможность свободной формулировки ответов для анкетируемого. Одной из разновидностей анкет, широко используемых в системе педагогических наук, является анкета с балльной оценкой, или шкалирование. Шкалированием называется способ превращения качественных факторов в количественные ряды. Например, исследуем отношение учащихся к тому или иному учебному предмету по пятибалльной шкале:
Творческое 5 4 3 2 1 Равнодушное Беседа — это диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. В живом контакте исследователя и испытуемого появляется возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений.
Метод интервью основан на том, что исследователь задает тему для выяснения точки зрения испытуемого по изучаемому вопросу.
Социометрический опрос — это измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней, определить социометрический индекс личности. Однако с помощью социометрического метода только фиксируются имеющиеся отношения в коллективе, но не объясняются; кроме того, при оценке даются не только имеющиеся, но и желаемые отношения.
Тестирование — целенаправленное исследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно изучать характеристики личности и педагогических явлений и процессов. Метод тестирования используется в науке чаще всего как метод диагностики испытуемых.
Как правило, тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений. Различают тесты выявления у школьников элементарных умений, уровня обученности и воспитанности, тесты определения профессиональной предрасположенности. В педагогической психологии используются тесты достижений: креативные, проективные, личностные и др.
Существуют различные виды тестов: тест напоминания, тест дополнения, альтернативный тест, выборочный, тест сличения, комбинированный тест и др.
Наряду с очевидными преимуществами тестирование имеет и ряд недостатков:
- относительная трудность создания хорошего теста, проверенного опытным путем, имеющего устойчивый коэффициент надежности;
- причиной неправильного ответа на предложенное задание в ходе тестирования может быть не только недостаток необходимых знаний, но и неверное понимание задания испытуемым;
- не всегда можно выяснить, как испытуемый нашел ответ: путем логических рассуждений или случайно.
Изучение документов и продуктов деятельности школьников — обязательная составляющая социально-педагогического исследования. Следует помнить, что документы в зависимости от статуса классифицируется на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, государственных и общественных учреждений и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы), а также документы, составленные отдельными работниками, — отчеты, описания, статистические обобщения.
При анализе документов исследователю следует:
- различать описание событий и их оценку;
- выяснить (особенно при разрешении конфликтных ситуаций) намерения составителей документа;
- уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ (располагала к объективности или способствовала искажению информации);
- помнить, что первичные документы более надежны, чем вторичные; официальные — более надежны, чем неофициальные; личные — более надежны, чем безличные.
Экспериментом (от лат. experimentum — проба, опыт) в науке называется метод исследования, предполагающий воспроизведение и изменение процесса или явления с целью его изучения в благоприятных условиях.
Изменяя условия, в которых функционирует изучаемое явление или процесс, экспериментатор получает возможность проследить развитие отдельных сторон и связей явления и зафиксировать полученные результаты. Эксперимент служит проверке гипотезы и уточнению отдельных выводов, а как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
Эксперимент позволяет установить или уточнить, научные факты, которые могут быть объяснены и обобщены с позиций научных теорий или же выступить основой для новых гипотез и теорий. В отличие от других методов исследования, только регистрирующих уже существующие явления и процессы, эксперимент их преобразует.
В зависимости от цели различают: констатирующий эксперимент, при котором изучаются уже существующие явления и процессы; проверочный, или уточняющий эксперимент, при котором проверяется гипотеза исследования; преобразующий, или формирующий эксперимент, в процессе которого создаются новые педагогические явления.
Различают три формы проведения эксперимента: мысленный, естественный и лабораторный. Мысленный эксперимент представляет собой воспроизведение опытных действий и операций в уме. Многократно проигрывая их, исследователь обнаруживает условия, при которых его работа будет осуществлена оптимально.
Естественный эксперимент представляет собой научно организованную проверку выдвинутой гипотезы без нарушения педагогического процесса. Такой тип эксперимента избирается исследователем, когда необходимо проверить гипотезу в реальных условиях целостного педагогического процесса; более того, его ход и результат не будет иметь негативных последствий для его участников.
Лабораторный эксперимент предполагает создание специальных условий для проверки авторских предположений, обеспечивает тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), точное измерение исследуемого явления.
В технике проведения эксперимента чаще всего выделяют две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая — контрольной. В первой группе реализуется новое решение, во второй исследовательские задачи решаются традиционно. Экспериментатор получает возможность сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих его гипотезу.
Успешное проведение эксперимента зависит от его тщательного планирования и организации. План эксперимента включает следующие компоненты:
- цель и задачи эксперимента;
- место и время проведения эксперимента и его объем;
- характеристика участвующих в эксперименте;
- описание условий, в которых проходит эксперимент;
- описание методики проведения эксперимента;
- описание методики наблюдения за ходом эксперимента;
- описание методики обработки результатов эксперимента;
- описание методики интерпретации результатов эксперимента.
Кроме того, следует помнить исследователю и о том, что в эксперименте участвуют школьники, поэтому план эксперимента должен включать и меры по компенсации возможных негативных для учащихся последствий проводимого исследования.
Метод социального проектирования — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В современном образовательном учреждении (ОУ) метод социального проектирования используется при разработки программ развития ОУ, программ по конкретным направления деятельности, в том числе и по социально-педагогической. Проектирование социальных процессов направлено на изменение социокультурной среды жизнедеятельности человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые затем будут осуществлены при реализации проекта.
Разрабатывая методику исследования, педагог отбирает такое сочетание методов и приемов, в рамках которого они дополняли бы друг друга, полнее и глубже раскрывали предмет исследования и перепроверяли полученные с помощью одного метода данные другими.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога