logo
Иванов А

3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки раз­вития способностей.

  1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответ­ствие способов работы целям и полученному результату: наблю­дение; коллективный анализ деятельности, размышления; реф­лексия — самопознание своей роли и отношения к произошед­шим событиям, делам; сравнительные характеристики; ин­тервью; тестирование и анкетирование.

  2. Методы поддержки развития интеллекту альных способ­ностей, метод "мозгового штурма" — при снижении самокри­тичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверен­ность в себе пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям; метод "сократовской беседы" — развитие диалогического мышления, творческих способностей; метод мыследеятелъности — созда­ние учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам дол­жен выйти на решение новой задачи путем использования но-

вых способов ее решения; метод деловой игры — при снижения •; психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социаль­ного опыта; метод развития интуиции (игры: "Почувствуй состояние другого", "Кто стоит за дверью?", "Холодно-горячо", "В какой руке?" и т. д.); метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок.

  1. Методы поддержки развития организаторских способно­стей: метод творческого выполнения задач; метод игры—творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества; метод поручения — регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки); метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.

  2. Методы поддержки развития коммуникативных способностей: метод создания воспитывающих ситуаций — ситуаций свободного выбора поведения; метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным па­раметрам — "активное слушание", "прием на работу", тренинг по этикету, "Кораблекрушение", "Необитаемый остров" и т. д.); метод творческого поиска.