logo
Иванов А

6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений

Современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изме­няются образцы тендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и в семье, системы ценностей. Развитие института семьи в России на современном этапе частично повторяет путь развитых в эко­номическом отношении стран: увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развитие альтернативных форм семьи (монородительские семьи, незарегистрированный брак), умень­шение количества детей в семьях, эмансипация женщин и де­тей. Эти процессы на сегодняшний день характеризуют разви­тие института семьи в большинстве стран мира. В нашей стране ситуация осложняется тяжелым экономическим положением многих семей, а также трудностями политического, социально­го и нравственного порядка.

Опросы общественного мнения на Западе, в России пока­зывают, что семья воспринимается в качестве одной из глав­ных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья — одно из условий дег­радации общества. В условиях экономической трансформации общества за два последних десятилетия большинство российс­ких семей оказались социально не защищенными государством. Наиболее уязвимыми оказались семьи с детьми, а также слабо-защищенные категории семей (многодетные семьи, семьи с деть­ми-инвалидами, монородительские семьи). Стрессы, связанные с падением жизненного уровня и имущественной дифференци­ацией, переменой места жительства, сказались на семейном благополучии, стали новыми причинами семейных конфликтов между супругами и представителями различных поколений. Такая ситуация отрицательно влияет на качество семейной жизни, что отражается на процессе развития брачно-семейных отношений.

Современные законодательство и практика отчуждают отца от семьи. Система льгот в связи с рождением ребенка, ухода за ним, воспитанием предоставляется только матерям, а отцам — лишь в случае смерти матери, ее длительного отъезда или болезни. В слу­чае развода, как правило, ребенок остается с матерью. У мужчин складывается представление о том, что ребенок—это прежде всего проблема женская.

В силу экономической независимости, которую обрела жен­щина на рубеже XX-XXI вв., изменился ее статус в семье. Структура семьи стала двух- либо одноглавой, но, как и во вре­мена матриархата, главенствующую роль занимает женщина. Мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения де­тей к социуму.

По мере развития общества центр тяжести в сфере воспита­ния все более уходит в сторону социальных структур: ясли, детс­кий сад, школа, высшая школа, производственные коллективы. Чем более активно общество занимается воспитанием своих граж­дан, тем более активно оно отнимает эти функции у семьи.

Женщина все меньше времени уделяет семье и воспитанию ребенка. Воспитательные функции постепенно передаются либо государству, либо няне, гувернантке. Репродукция ставится в зависимое положение от карьерной доминанты.

Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях на протяжении XX в. и ряд других причин привели к изменениям мотивации деторождения и формирова­ния в России нового типа рождаемости, основанного на мало-детности, позднем вступлении в брак или осознанном безбра­чии и ослаблении чадолюбия.

По мнению В.В. Абраменковой, последствия этих процес­сов сказываются в настоящее время. Это, с одной стороны, уменьшение количества браков, осознанно бездетные браки, увеличение числа разводов, а также рост количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях, рост детской беспризорности и безнадзорности в семьях и пр., а с другой, как ни парадоксально, — формирование у части роди­телей особой эмоциональной связи с ребенком — детоцентризм как основа репродуктивной мотивации нового типа, где дети за­нимают центральное положение, превращаясь в стержень, вок­руг которого организовывается вся жизнь семьи. В результате: ценность детей становится самостоятельным фактором, моти­вирующим ограничение рождаемости.

Нарушение традиционной иерархии отношений в системе "ребенок — взрослый" в семье приводит к углублению конф­ликта поколений, падению авторитета взрослых, снижению цен­ности семьи и формированию социального инфантилизма у под­растающего поколения.

Важнейшими факторами растущего психологического ду­ховного неблагополучия ребенка являются разрушение суще­ствовавших на протяжении тысячелетий естественных инсти­тутов социализации — прежде всего семьи, изменение нрав­ственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. Информационное поле современно­го ребенка существенно расширилось. Посредством компьютер­ных технологий он получил доступ практически к любой инфор­мации. Основным источником формирования детской субкуль­туры, эмоционально-познавательной сферы личности стали СМИ. Собственный социальный опыт и способность к критичес­кому осмыслению реальности у детей существенно ограниче­ны, поэтому картина, представленная средствами массовой ин­формации, значительно влияет на мировоззренческие установ­ки ребенка. Во Многих случаях она оказывается доминирующей. Влияние телевидения как ведущего средства среди СМИ мень­ше всего поддается противодействию со стороны других воспи­тательных средств. Ослабление педагогического потенциала средств культуры и массовой информации провоцирует ребен­ка на принятие конфронтационной модели поведения.

На протяжении XX в. патриархально-традиционный образ семейной жизни, характеризующийся подчиненным положени­ем женщины и выраженным главенством мужа, почти нерегу­лируемым уровнем рождаемости и наличием нескольких поко­лений в семье, постепенно заменяется на эгалитарный. В эгали­тарной семье отношения между супругами, родителями и деть­ми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, при­знания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и прав на автономию, инициативу и сво­боду. Новая структура семьи обуславливается четко проявля­ющимся процессом ее нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны, это благотворно сказывается на молодой семье, так как в ней быстро идет адаптация к новым ролям, условиям жизни, мень­шая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны, отсутствие контактов с прародителями нарушает преемственность поколений. В совре­менных условиях многие пожилые члены семьи вынуждены работать. Те, кто не занят в общественном производстве, ока­зываются либо территориально удалены, либо психологически не готовы к воспитанию внуков. Молодые родители зачастую, относясь к прародителям с предубеждением, не доверяют им воспитание внуков.

Главная функция старшего поколения — сохранение и пе­редача семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок и т. п., что призвано способствовать духовно-нравственному развитию младшего, да и среднего поколений, укреплению самой семьи.

Сегодня связь между поколениями все также важна в трансляции и эволюции культуры, но в силу доминирующего значения институтов образования, коммуникации, науки отно­шения между поколениями становятся симметричными. Совре­менная молодежь не просто воспринимает эстафету культур­ной преемственности, но она первая, как правило, испытывает на себе многие культурные новшества, а затем передает их ро­дителям. В связи с тем, что включение молодого поколения в культурную традицию переданы обществу и государству, воз­никли проблемы преемственности культуры отношений различ­ных субкультур, сегодня эти проблемы стали не просто акту­альными, но трудно разрешимыми.

Изменения в семье как союзе родителей и детей шли по нескольким направлениям: ослабление непререкаемой роди­тельской власти над детьми; утрата директивной учительско-воспитательной роли родителей; снижение опекунской функ­ции взрослых детей по отношению к престарелым родителям. Эти процессы характерны как для семьи вообще, так и для рос­сийской семьи в частности [Абраменкова, http://semyarossii.ru/ content/view/131 /2 24].

Нуклеаризация и малодетность семьи, увеличивая долю одиноких пожилых людей в населении, делают неизбежным развитие системы социального обеспечения вначале в городе, а затем, как следствие миграции и индустриализации сельского хозяйства, и на селе.

В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом пла­не по сравнению с традиционной семьей, считает А.П. Ощепко-ва. И мужу и жене в силу необходимости удовлетворения эмо­циональных потребностей личности требуется понимание, ува­жение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношени­ях друг к другу. Справедливое равенство в семье между супру­гами (биархатная семья) становится непременным условием благополучия и счастья ее членов.

Демократизация супружеских отношений быстрее осуще­ствляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семь­ях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными.

Наряду с существующими эгалитарными семьями намеча­ется тенденция возврата к патриархальной семье. За женщи­ной закрепляется роль хранительницы домашнего очага, мате­ри, а за отцом — роль кормильца, добытчика. Это связано, во­ первых, с появлением в обществе состоятельных мужчин спо­собных содержать безбедно свою семью, где жена становится лишь хозяйкой дома. Во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются материнским уходом, дороговизна сферы обслужи­вания компенсируется все расширяющимися домашними обя­занностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая все сво­бодное время. Однако возврат традиционных ролей мужчине и женщине осуществляется совершенно на новом социальном фоне. Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как преж­де. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообраз­ные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рам­ки брака. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.

Такая традиционализация носит вынужденный характер и не всегда и не во всем соответствует потребностям как женщин, так и мужчин и даже в целом всего общества.

Отмечается и некоторая формализация семейных отноше­ний: семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, акценты смещаются на материальные проблемы, в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Фор­мализация отношений сопровождается эмоциональным отторже­нием родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей. Дефицит роди­тельского внимания компенсируется деньгами, вещами.

Многие исследователи считают, что проявления подрост­ковой и юношеской жестокости — это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения. Дети, ли­шенные родительской любви, испытавшие ее недостаток, ком­пенсируют это ранними половыми связями. Самым же сильным выражением нравственно-эмоционального отторжения являют­ся участившиеся случаи убийства детьми своих родителей.

Многие семьи столкнулись с проблемой потери работы. Не имея возможности содержать семью, родители теряют автори­тет у детей. У ребенка разрушается чувство безопасности, ко­торое ему необходимо для нормального роста и развития. В се­мье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом.

Для развития современной семьи характерен рост разво­дов. Общественное мнение стало воспринимать развод как яв­ление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В первой половине XX в. неполные семьи были главным обра­зом результатом овдовения, со второй половины — развода. Про­цент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тен­денция подтверждает новые особенности семейной жизни — на­личие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из родителей. В результате разлад между супругами дополняется кризисом родительства.

Внебрачные рождения растут более быстро, чем брачные. Наибольшее и увеличившееся распространение материнская семья получила среди 15-19-летних подростков и женщин пос­ле 35 лет.

В последнее время широкое распространение получили альтернативные браки.

Внебрачное сожительство. Супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может появиться ребенок или уже появился. Этот вид брака больше свойственен молодым парам в возрасте до 25-30. В более позднем возрасте идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения по отноше­нию к сожительству обуславливает взгляд на него как на нор­мальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.

Годвин-брак предполагает раздельное проживание супру­гов. У. Годвин — английский анархо-социалист — утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершен­ства людей и различия их склонностей и потребностей. Такая форма супружеских отношений — это попытка разрешить на­пряжение, возникшее между мужем и женой путем их времен­ного дистанцирования. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид сознает себя как индивидуальность и тем более высока его потребность в обособлении. В связи с процессом становления и развития ин­дивидуальности, самостоятельности, особенно современной женщины, такая форма семейной жизни вполне реальна, осо­бенно у людей, имеющих высокие доходы. С ней связывается возможность равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.

Семья-конкубинат (термин принадлежит сербскому юри­сту М. Босанац) означает возможность мужчины жить в офи­циальном браке и при этом параллельно иметь союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка. Либо, сохра­нив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубинатной женой. При этом мужчина вы­полняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Семейные отношения в данной семье чреваты непредс­казуемыми эмоциональными и психологическими стрессами.

Семья-содружество способствует индивидуальному раз­витию, которое осуществляется через раскрытие индивиду­ального своеобразия каждого из супругов. В такой семье отно­шения между супругами определяются не родством (как в пат­риархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентри-стском типе), а свойством. Муж и жена не безоговорочно под­чиняют свои интересы интересам детей, в супружеские отно­шения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают бо­гатые и разнообразные отношения между полами и поколени­ями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

Психологический дискомфорт, испытываемый семьей се­годня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отноше­ниями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформи­руют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на ее воспитательный потенциал.

В вопросах воспитания еще многие родители придержива­ются директивных методов. Жизнь ребенка строится на деталь­ном расписании всех его дел и даже интересов, жестком конт­роле. У ребенка отсутствует минимальная свобода, возможность самовыражения.

Некоторые современные мамы признают, что не испыты­вают любви к своим детям, они руководствуются необходимос­тью как-то выстраивать свои отношения с детьми. Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми по причине либо незнания, либо отсутствия умения налаживать контакты с ребенком. Появились матери, которые продают своих детей, отправляют на заработки, оставляют в роддоме, а иногда идут и на убийство. Растет детская беспризорность, число отказных детей, обуславливая сиротство при живых родителях. Материн­ская любовь по своей сути жертвенна. Мать маленького ребен­ка, любящая его, жертвует ради него своим отдыхом, своими интересами и желаниями. Для обозначения не полноценного, частичного материнства появился специальный термин — "уклоняющееся материнство".

Отношение "мать-дитя" является первичной детерминан-той человеческой нравственности, человеколюбия. В отношени­ях с матерью закладывается в ребенке первичный нравствен­ный опыт, первичные нравственные представления и отноше­ния. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ре­бенка. Дефицит материнской любви, а тем более ее отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление [Ощепкова, 2002: 35].

По прогнозам ученых, в ближайшие годы нормой станут дистантные и гостевые браки, редкость — вступление в брак до 30 лет. Это означает наступление революции в брачно-семей-ной сфере, сопровождающейся кардинальными изменениями норм полового поведения и реформированием морали, что по­влияет на воспитание как общенациональную систему.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4