6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
Современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изменяются образцы тендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и в семье, системы ценностей. Развитие института семьи в России на современном этапе частично повторяет путь развитых в экономическом отношении стран: увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развитие альтернативных форм семьи (монородительские семьи, незарегистрированный брак), уменьшение количества детей в семьях, эмансипация женщин и детей. Эти процессы на сегодняшний день характеризуют развитие института семьи в большинстве стран мира. В нашей стране ситуация осложняется тяжелым экономическим положением многих семей, а также трудностями политического, социального и нравственного порядка.
Опросы общественного мнения на Западе, в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья — одно из условий деградации общества. В условиях экономической трансформации общества за два последних десятилетия большинство российских семей оказались социально не защищенными государством. Наиболее уязвимыми оказались семьи с детьми, а также слабо-защищенные категории семей (многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, монородительские семьи). Стрессы, связанные с падением жизненного уровня и имущественной дифференциацией, переменой места жительства, сказались на семейном благополучии, стали новыми причинами семейных конфликтов между супругами и представителями различных поколений. Такая ситуация отрицательно влияет на качество семейной жизни, что отражается на процессе развития брачно-семейных отношений.
Современные законодательство и практика отчуждают отца от семьи. Система льгот в связи с рождением ребенка, ухода за ним, воспитанием предоставляется только матерям, а отцам — лишь в случае смерти матери, ее длительного отъезда или болезни. В случае развода, как правило, ребенок остается с матерью. У мужчин складывается представление о том, что ребенок—это прежде всего проблема женская.
В силу экономической независимости, которую обрела женщина на рубеже XX-XXI вв., изменился ее статус в семье. Структура семьи стала двух- либо одноглавой, но, как и во времена матриархата, главенствующую роль занимает женщина. Мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму.
По мере развития общества центр тяжести в сфере воспитания все более уходит в сторону социальных структур: ясли, детский сад, школа, высшая школа, производственные коллективы. Чем более активно общество занимается воспитанием своих граждан, тем более активно оно отнимает эти функции у семьи.
Женщина все меньше времени уделяет семье и воспитанию ребенка. Воспитательные функции постепенно передаются либо государству, либо няне, гувернантке. Репродукция ставится в зависимое положение от карьерной доминанты.
Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях на протяжении XX в. и ряд других причин привели к изменениям мотивации деторождения и формирования в России нового типа рождаемости, основанного на мало-детности, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии и ослаблении чадолюбия.
По мнению В.В. Абраменковой, последствия этих процессов сказываются в настоящее время. Это, с одной стороны, уменьшение количества браков, осознанно бездетные браки, увеличение числа разводов, а также рост количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях, рост детской беспризорности и безнадзорности в семьях и пр., а с другой, как ни парадоксально, — формирование у части родителей особой эмоциональной связи с ребенком — детоцентризм как основа репродуктивной мотивации нового типа, где дети занимают центральное положение, превращаясь в стержень, вокруг которого организовывается вся жизнь семьи. В результате: ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости.
Нарушение традиционной иерархии отношений в системе "ребенок — взрослый" в семье приводит к углублению конфликта поколений, падению авторитета взрослых, снижению ценности семьи и формированию социального инфантилизма у подрастающего поколения.
Важнейшими факторами растущего психологического духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации — прежде всего семьи, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. Информационное поле современного ребенка существенно расширилось. Посредством компьютерных технологий он получил доступ практически к любой информации. Основным источником формирования детской субкультуры, эмоционально-познавательной сферы личности стали СМИ. Собственный социальный опыт и способность к критическому осмыслению реальности у детей существенно ограничены, поэтому картина, представленная средствами массовой информации, значительно влияет на мировоззренческие установки ребенка. Во Многих случаях она оказывается доминирующей. Влияние телевидения как ведущего средства среди СМИ меньше всего поддается противодействию со стороны других воспитательных средств. Ослабление педагогического потенциала средств культуры и массовой информации провоцирует ребенка на принятие конфронтационной модели поведения.
На протяжении XX в. патриархально-традиционный образ семейной жизни, характеризующийся подчиненным положением женщины и выраженным главенством мужа, почти нерегулируемым уровнем рождаемости и наличием нескольких поколений в семье, постепенно заменяется на эгалитарный. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и прав на автономию, инициативу и свободу. Новая структура семьи обуславливается четко проявляющимся процессом ее нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны, это благотворно сказывается на молодой семье, так как в ней быстро идет адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны, отсутствие контактов с прародителями нарушает преемственность поколений. В современных условиях многие пожилые члены семьи вынуждены работать. Те, кто не занят в общественном производстве, оказываются либо территориально удалены, либо психологически не готовы к воспитанию внуков. Молодые родители зачастую, относясь к прародителям с предубеждением, не доверяют им воспитание внуков.
Главная функция старшего поколения — сохранение и передача семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок и т. п., что призвано способствовать духовно-нравственному развитию младшего, да и среднего поколений, укреплению самой семьи.
Сегодня связь между поколениями все также важна в трансляции и эволюции культуры, но в силу доминирующего значения институтов образования, коммуникации, науки отношения между поколениями становятся симметричными. Современная молодежь не просто воспринимает эстафету культурной преемственности, но она первая, как правило, испытывает на себе многие культурные новшества, а затем передает их родителям. В связи с тем, что включение молодого поколения в культурную традицию переданы обществу и государству, возникли проблемы преемственности культуры отношений различных субкультур, сегодня эти проблемы стали не просто актуальными, но трудно разрешимыми.
Изменения в семье как союзе родителей и детей шли по нескольким направлениям: ослабление непререкаемой родительской власти над детьми; утрата директивной учительско-воспитательной роли родителей; снижение опекунской функции взрослых детей по отношению к престарелым родителям. Эти процессы характерны как для семьи вообще, так и для российской семьи в частности [Абраменкова, http://semyarossii.ru/ content/view/131 /2 24].
Нуклеаризация и малодетность семьи, увеличивая долю одиноких пожилых людей в населении, делают неизбежным развитие системы социального обеспечения вначале в городе, а затем, как следствие миграции и индустриализации сельского хозяйства, и на селе.
В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей, считает А.П. Ощепко-ва. И мужу и жене в силу необходимости удовлетворения эмоциональных потребностей личности требуется понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу. Справедливое равенство в семье между супругами (биархатная семья) становится непременным условием благополучия и счастья ее членов.
Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными.
Наряду с существующими эгалитарными семьями намечается тенденция возврата к патриархальной семье. За женщиной закрепляется роль хранительницы домашнего очага, матери, а за отцом — роль кормильца, добытчика. Это связано, во первых, с появлением в обществе состоятельных мужчин способных содержать безбедно свою семью, где жена становится лишь хозяйкой дома. Во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются материнским уходом, дороговизна сферы обслуживания компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая все свободное время. Однако возврат традиционных ролей мужчине и женщине осуществляется совершенно на новом социальном фоне. Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как прежде. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообразные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рамки брака. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.
Такая традиционализация носит вынужденный характер и не всегда и не во всем соответствует потребностям как женщин, так и мужчин и даже в целом всего общества.
Отмечается и некоторая формализация семейных отношений: семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, акценты смещаются на материальные проблемы, в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей. Дефицит родительского внимания компенсируется деньгами, вещами.
Многие исследователи считают, что проявления подростковой и юношеской жестокости — это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения. Дети, лишенные родительской любви, испытавшие ее недостаток, компенсируют это ранними половыми связями. Самым же сильным выражением нравственно-эмоционального отторжения являются участившиеся случаи убийства детьми своих родителей.
Многие семьи столкнулись с проблемой потери работы. Не имея возможности содержать семью, родители теряют авторитет у детей. У ребенка разрушается чувство безопасности, которое ему необходимо для нормального роста и развития. В семье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом.
Для развития современной семьи характерен рост разводов. Общественное мнение стало воспринимать развод как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В первой половине XX в. неполные семьи были главным образом результатом овдовения, со второй половины — развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни — наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из родителей. В результате разлад между супругами дополняется кризисом родительства.
Внебрачные рождения растут более быстро, чем брачные. Наибольшее и увеличившееся распространение материнская семья получила среди 15-19-летних подростков и женщин после 35 лет.
В последнее время широкое распространение получили альтернативные браки.
Внебрачное сожительство. Супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может появиться ребенок или уже появился. Этот вид брака больше свойственен молодым парам в возрасте до 25-30. В более позднем возрасте идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения по отношению к сожительству обуславливает взгляд на него как на нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.
Годвин-брак предполагает раздельное проживание супругов. У. Годвин — английский анархо-социалист — утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей. Такая форма супружеских отношений — это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного дистанцирования. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид сознает себя как индивидуальность и тем более высока его потребность в обособлении. В связи с процессом становления и развития индивидуальности, самостоятельности, особенно современной женщины, такая форма семейной жизни вполне реальна, особенно у людей, имеющих высокие доходы. С ней связывается возможность равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.
Семья-конкубинат (термин принадлежит сербскому юристу М. Босанац) означает возможность мужчины жить в официальном браке и при этом параллельно иметь союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка. Либо, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубинатной женой. При этом мужчина выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Семейные отношения в данной семье чреваты непредсказуемыми эмоциональными и психологическими стрессами.
Семья-содружество способствует индивидуальному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. В такой семье отношения между супругами определяются не родством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентри-стском типе), а свойством. Муж и жена не безоговорочно подчиняют свои интересы интересам детей, в супружеские отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.
Психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отношениями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформируют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на ее воспитательный потенциал.
В вопросах воспитания еще многие родители придерживаются директивных методов. Жизнь ребенка строится на детальном расписании всех его дел и даже интересов, жестком контроле. У ребенка отсутствует минимальная свобода, возможность самовыражения.
Некоторые современные мамы признают, что не испытывают любви к своим детям, они руководствуются необходимостью как-то выстраивать свои отношения с детьми. Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми по причине либо незнания, либо отсутствия умения налаживать контакты с ребенком. Появились матери, которые продают своих детей, отправляют на заработки, оставляют в роддоме, а иногда идут и на убийство. Растет детская беспризорность, число отказных детей, обуславливая сиротство при живых родителях. Материнская любовь по своей сути жертвенна. Мать маленького ребенка, любящая его, жертвует ради него своим отдыхом, своими интересами и желаниями. Для обозначения не полноценного, частичного материнства появился специальный термин — "уклоняющееся материнство".
Отношение "мать-дитя" является первичной детерминан-той человеческой нравственности, человеколюбия. В отношениях с матерью закладывается в ребенке первичный нравственный опыт, первичные нравственные представления и отношения. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ребенка. Дефицит материнской любви, а тем более ее отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление [Ощепкова, 2002: 35].
По прогнозам ученых, в ближайшие годы нормой станут дистантные и гостевые браки, редкость — вступление в брак до 30 лет. Это означает наступление революции в брачно-семей-ной сфере, сопровождающейся кардинальными изменениями норм полового поведения и реформированием морали, что повлияет на воспитание как общенациональную систему.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога