1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
1.1.1. Социальная педагогика как наука. Социальная педагогика — сравнительно новая область научного знания. Нужно отметить, что она имеет исторически отдаленные научные и практические предпосылки своего возникновения и развития.
Первые научные предпосылки возникновения социальной педагогики возникли в Европе во второй половине XIX в., когда немецкий философ П. Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе. Даже для Европы идея всеобщей пе-дагогизации общества была смелой и опережала развитие научного знания в области социальной педагогики, не говоря об отставании науки от практики в России. Процесс дробления и интеграции наук носит всемирно-исторический характер и не зависит напрямую от общественно-политического устройства стран. Это подтверждается и в частном случае на примере социальной педагогики, процесс оформления которой в раздел научной педагогики начался практически одновременно в Западной Европе и в России в 10-20-е гг. XX в. [Никитина, 2003].
Актуальные потребности общественной практики в Западной Европе, США и в России обусловили возникновение и развитие социальной педагогики как научного знания в системе гуманитарных наук, хотя процесс этот, обусловленный конкретно-историческими условиями, существенно отличался в России и других странах.
Развитие идей социальной педагогики необходимо рассматривать в русле общефилософских идей человечества. Разнонап-равленность жизни человека на Земле предполагает освоение разных форм жизнедеятельности, разных ипостасей существования. Чем больше человек освоит этих форм, тем больше опыта он приобретет в своей жизни, тем насыщеннее будет выполнение им его жизненного предназначения. К таким формам жизнедеятельности можно отнести следующие: личностно-соци-альная идентификация, образ жизни ученика, профессиональное самоопределение и реализация в профессии, становление себя в роли любящего мужчины или женщины, отца или матери, гражданина своей страны, гражданина мира, осознание себя Человеком Вселенной, духовная самоактуализация. Все это и есть жизненная сущность проживания человека на Земле. При этом инструментом реализации своей субъектности являются взаимоотношения и сотрудничество (сотворчество) с другими людьми. Человек осознает себя человеком, только находясь в контакте с другими людьми. Однако любая деятельность и отношения имеют смысл, если человек в процессе жизнедеятельности, продвигаясь по пути своего совершенствования в каждой из вышеперечисленных и иных ипостасей, совершает поступки, осуществляет деятельность во имя других, во имя общего блага, для созидания общего и тем самым своего бытия.
Ориентация людей на удовлетворение только своих жизненных потребностей и их преумножение негативно влияет на духовное и социальное развитие человечества. Все больше требуется миру сил для воспроизводства культурного потенциала личности. Все сложнее выполнять работу, связанную с духовным и нравственным развитием человека.
Понятие социальной педагогики выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами, точно так же, как, с другой стороны, придание человеческого уклада социальной жизни коренным образом зависит от соответствующего такому укладу воспитания индивидуумов, которые должны в этой жизни участвовать. Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни — вот, следовательно, тема этой науки. И ее мы рассматриваем не как две отделимые друг от друга задачи, но как одну единственную. Ибо общность состоит лишь в соединении индивидуумов, а это соединение, в свою очередь, существует только в сознании отдельных членов. Поэтому последний закон для индивидуума и общности по необходимости один и тот же [Наторп, 1911: 75].
Человеческое общество и человеческая природа — вот краеугольные камни, вот основа социальной педагогики. Построенная на этом фундаменте истинная социальная педагогика включает в себя все хорошее и разумное, что содержится в индивидуальной педагогике, и только отбрасывает все неразумное, непростительно антисоциальное, что индивидуальная педагогика внесла в область воспитания. На этом гранитном фундаменте только и возможно поставить цель воспитания [Зейдель, 1919].
Социальная педагогика направлена на экономическое и социокультурное преобразование, считает академик РАО Г.Н. Филонов. Преодоление кризисных ситуаций в целях приближения социума к личности, требует охвата всех областей социальной политики государства, социального управления общественным развитием.
Социальная педагогика как наука разрабатывается современными учеными: В.М. Басовой, В:Г. Бочаровой, СА. Беличе-вой, Ю.В. Васильковой, Б.З. Вульфовым, МА. Галагузовой, И.А. Липским, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, Ф.Р. Мустае-вой, Л.Е. Никитиной, Л.Я. Олиференко, B.C. Торохтием, Г.Н. Шти-новой и др.
Рассмотрим различные определения социальной педагогики.
По мнению И.А. Липского, социальная педагогика рассматривается как наука и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию (т. е. предмет социальной педагогики как практики). Это обусловлено тем, что наука по преимуществу отражает процессы практики. В этом случае ее предметом являются закономерности, противоречия, принципы и методы гармонизации этих взаимоотношений в социальной среде, и становится справедливой следующая формула ее определения: "Социальная педагогика — это педагогика отношений в социуме".
А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).
С точки зрения В.А. Никитина, социальная педагогика представляет собой теорию и практику познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования.
По мнению Л.В. Мардахаева, социальная педагогика — это педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание.
С точки зрения В.М. Басовой, социальная педагогика — это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды.
Социальную педагогику М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова рассматривают как отрасль педагогического знания, исследующую явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает оно в условиях "нормы" либо "отклонения от нормы".
В.Д. Семенов называет социальную педагогику педагогикой среды, интегрирующей научные достижения смежных наук и реализующей их на практике общественного воспитания.
X. Мискес понимает под социальной педагогикой научную дисциплину, раскрывающую социальную функцию общей педагогики и исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах.
Е. Молленхауер раскрывает социальную педагогику как помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения.
Наука — это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности [Мудрик, 2007].
Цель социальной педагогики — обеспечение возможностями и условиями социального становления и социального развития личности и общества, осмысление социальных явлений, процессов, их педагогическое оснащение.
Под целью социальной педагогики как науки И.А. Липский предлагает понимать повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической практики (и образовательного комплекса), что достигается реализацией аналитической, описательной, объяснительной и интегрирующей ее функций, которые в своей совокупности объединены в группу познавательных (исследовательских) функций.
По его рассуждениям, задачи социальной педагогики как науки можно условно объединить в три группы. Первая из них связана с исследованием практической деятельности: выявление закономерностей развития социальной работы и социально-педагогической практики, социально-педагогической деятельности субъектов и институтов социума; поиск противоречий и определение тенденций их разрешения в его разных видах, сферах социальной среды и на различных уровнях их анализа; разработка принципов, способов, методов и форм деятельности социального педагога и социального работника; изучение истории социальной работы (и ее социально-педагогического компонента); анализ и оценка опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и др.
Социальная педагогика как наука изучает социально-педагогические явления в социуме и решает следующие задачи:
- изучение особенностей процесса социализации личности, т. е. изучение условий и результата;
- изучение структуры социально-педагогической деятельности, т. е. профессиональную компетентность, готовность к социально-педагогической деятельности, профессиональное мастерство.
Каждая наука имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает в объекте, в данном случае — в человеке.
Предметом социальной педагогики является изучение закономерностей социального развития личности в процессе социального обучения и социального воспитания. Исследование взаимосвязей индивидуального развития личности и социального развития, индивидуального и социального процессов. Человек как представитель общества является носителем социальных отношений и его целей и задач. Но при этом у него есть свое жизненное предназначение, которое может быть реализовано только в социальном мире. Внести свой вклад в развитие этого мира — значит выполнить свою задачу на Земле.
Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии.
Объектом изучения социальной педагогики, с точки зрения Л.Е. Никитиной, является молодежь и дети, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации; И.А. Липский объектом изучения социальной педагогики считает взаимодействие человека и социальной среды, а академик РАО Г.Н. Филонов — процесс развития человека в социуме на основе совокупности его социальных взаимодействий, т. е. социальное развитие человека.
А.В. Мудрик определяет предмет социальной педагогики как социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, а И.А. Липский, Л.Е. Никитина — закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, ролей, прав и обязанностей. Вопрос о предмете и объекте социальной педагогики остается до сих пор в науке дискуссионным.
Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, философская антропология, современные данные человекознания. Теоретические основы — это цивилизованный и культурологический подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уровень и исследовать вечные проблемы образования людей в разные эпохи и у разных народов во все времена.
Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической [Мустаева, 2001].
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Ведущим процессом социальной педагогики является социально-педагогический процесс. Он включает несколько направлений.
Первое направление — это раскрытие знаний о законах, нормах, правилах, традициях общества.
Второе — руководство процессом культурного развития личности и группы, принятия ценностей общества, видения красоты мира, формирования жизненной устремленности и сози-дательности..
Третье — раскрытие перед человеком возможностей профессионального развития, выбора жизненного пути.
Четвертое — оказание помощи в решении проблем в процессе социализации, саморазвитии, в преодолении негативных качеств, чувств, черт характера.
Пятое — развитие социально активных качеств и чувств, укрепление воли с целью достижения целей и задач в процессе самореализации, создание условий для укрепления здоровья, развития социокультурных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, экологических, эстетических, экономических, физических, трудовых и т. д.).
Шестое — управление социально-педагогическим процессом, включающим технологии работы с конкретным человеком, группой, семьей, социумом, создание системы социально-педагогической поддержки и защиты на уровне школы, социума, города, региона, государства.
Седьмое направление — построение связей и отношений между семьей, организациями, учреждениями, педагогами всех категорий, специалистами социальной педагогики с целью обеспечения социальной защиты, помощи и поддержки.
1.1.2, Основные категории социальной педагогики. Социальная педагогика как любая наука имеет свои научные категории. В параграфе предлагаются наиболее существенные понятия, определяющие сущность социальной,педагогики.
Категории (от греч. kategoria — высказывание, признак) —• это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения явлений действительности и познания.
Развитие личности (реализация внутренне присущих задатков, свойств человека) во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат ее социализации — усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором она живет.
Социализация — процесс "вхождения" ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок, качеств).
Социальный опыт — единство умений, знаний, способов поведения, ценностных ориентации личности.
Поскольку социальное воспитание (и семейное, и конфессиональное) лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, сёла, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.
Социальное воспитание — создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно-полезной деятельности.
Социальное обучение — целенаправленный процесс и результат1 передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей [Мустаева, 2001]. 1
Социальная среда — целостное психосоциальное пространство, образованное определенным кругом лиц и многообразием факторов.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи детям и молодежи в процессе и их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе [Мустаева, 2001].
Социальная помощь —- это система гуманитарных услуг: правоохранительных, образовательных, реабилитационных, консультационных, благотворительных, которые оказываются социально незащищенным людям в целях улучшения их социального положения [Мустаева, 2001].
Социальная поддержка — это комплекс социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизни семьи, детей для удовлетворения их жизненных потребностей и оказание помощи в профессиональном самоопределении [Мустаева, 2001].
Социально-педагогическая поддержка — это оказание помощи личности в процессе социализации и самореализации.
Социальная защита — это система гарантированных государством мер (экономических, правовых, организационных), обеспечивающих гражданам поддержку в сложных жизненных ситуациях [Мустаева, 2001].
Социальный педагог — специалист, который оказывает помощь детям и семье в решении проблем в процессе социализации. Он работает с детьми, подростками, молодежью, родителями, т. е. людьми разного возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности. Объектом деятельности социального педагога может быть: ребенок (подросток, молодежь), семья, группа, организация.
Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, се-мейно-соседском окружении, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности [Мустаева, 2001].
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога