logo
Иванов А

2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.

Воспитание в современных научных исследованиях рассматривается как це­ленаправленный процесс, обеспечивающий процесс развития и саморазвития личности. Современная педагогика должна исхо­дить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих им реализовать себя как существо сугубо обще­ственное и как неповторимую личность, со своими специфичес­кими запросами и индивидуальными способами социальной са­мореализации.

Социальное воспитание направлено прежде всего на ус­пешную социализацию личности, где раскрытие индивидуаль­ных возможностей необходимо для наиболее полной реализа­ции себя в обществе.

Социальное воспитание — целенаправленный процесс фор­мирования социально значимых качеств личности ребенка, не­обходимых ему для успешной социализации [Мудрик, 2005]. М.А. Галагузова поддерживает данное определение.

В исследованиях В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и других ученых можно най­ти различные определения социального воспитания как кате­гории социальной педагогики.

Очевидно, как пишет М.А. Галагузова, что специфика со­циального воспитания по сравнению с воспитанием вообще оп­ределяется прилагательным "социальное". И с этой точки зре­ния выделяет два основных его толкования в зависимости от того, какой смысл вкладывается в слово "социальное".

В одном понимании это прилагательное отражает специфи­ку субъекта воспитания, т. е. того, кто его осуществляет. С этой точки зрения социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конк­ретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором со­циального воспитания, осуществляя его через различные ор­ганизации — как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией [Мудрик, 2005: 176]. При этом социальное воспита­ние выделяется среди других видов воспитания, осуществляе­мых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществ­ляет семья, религиозное (конфессиональное воспитание — кон­фессия и т. д.

В другом понимании слово "социальное" отражает содержа­тельную направленность воспитания, и в таком толковании* со­циальное воспитание означает "целенаправленную воспита­тельную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе" [Мардахаев, 2006:91]. Социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и орга­низации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.

Таким образом, социальное воспитание как одна из основ­ных категорий социальной педагогики, делает вывод М.А. Глагузова, является видовым понятием по отношению к категории "воспитание", которая изучается многими науками: педагоги­кой, социологией, психологией и др. Входит эта межнаучная категория и в категориальную систему социальной педагогики. Однако основной, базовой категорией она выступает в педаго­гике.

Социальное воспитание — это составная часть процесса со­циализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности по­средством включения ее в различные виды социальных отно­шений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятель­ности.

Педагогическая деятельность тогда отвечает принципам со­циального воспитания, когда она направлена на раскрытие спо­собностей, творческих дарований каждого ребенка как субъекта формирования личности, находящейся в тесной связи или явля­ющейся частью социума. Именно эти положения раскрываются в трудах А.В. Луначарского, П.П. Блонского, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

В психологическом плане социальное воспитание представ­ляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемо­го (в том числе социальных институтов и индивида), в резуль­тате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, общим и профессиональным образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием.

Эффективность социального воспитания зависит от уров­ня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего от взаимодействия семьи, образовательно-воспи­тательных учреждений и социальных служб.

Задачи социального воспитания:

1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной ав­тономизации и социальной интеграции.

2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситу­ации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.

3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.

4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.

5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятель­ных решений в организации своей жизни.

Результатом социального воспитания личности является воспитанность ребенка (подростка). Воспитанность — это ре­зультат влияния не только воспитания, но и относительно на­правляемой и стихийной социализации. К.Д. Ушинский отмечал, что воспитанность — это "образование в человеке такого харак­тера, который противостоял бы напору всех случайностей жиз­ни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только доб­рые результаты".

Однако социальное воспитание может осуществляться на разной ценностной основе. Целенаправленная деятельность вос­питателя или общества по формированию социально значимых качеств личности ребенка может осуществляться как автори­тарно — давление, насильственное требование по принятию об­щественных норм, так и гуманно — уважительное и доброже­лательное отношение к ребенку, создание культурной среды, обеспечивающей оказание ненасильственного влияния на про­цесс социализации личности.

Социальные ценности рассматриваются в широком и уз­ком смысле. В широком смысле они определяют наиболее зна­чимые общественные явления и факты реальной действитель­ности с точки зрения их соответствия или несоответствия по­требностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являю­щиеся продуктами общественного сознания. Важнейшим воп­росом воспитательной деятельности является вопрос о ценнос­тной позиции ее участников. Ценностями называют такие ха­рактеристики объектов и процессов, которые имеют позитив­ное значение для людей. Ценности — это регулятивные компо­ненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне.

Ценности не только управляют действиями, но и являются целями сами по себе (Э. Кант) или играют роль смыслов челове­ческой жизни: ценности творчества (в том числе труда), ценно­сти переживания (прежде всего любви) и ценности отношения (В. Франкл).

Гуманистические ценности в современном образовании ус­ловно можно разделить на две группы (как это было предложе­но Н.Б. Крыловой):

1. "Ценности добродетели" — базовые ценности, составля­ющие содержание нравственной культуры, основу личностных нравственных качеств. Эти ценности выражают ориентацию на практическое применение того, что считается Добром и Благом. К ним отнесены альтруизм (направленность на интересы дру­гих, заинтересованность в высокой пользе своего служения, тем самым удовлетворяются собственные интересы), другодоминантность (стремление к сотрудничеству с другим и принятие его как суверенной личности), толерантность, эмпатия (сочувствие, сострадание другому, готовность прийти к нему на помощь).

2. "Ценности жизнедеятельности" составляют мотивационную основу социального поведения и творческой активности, выражающую безусловную ориентацию на социально значимую самореализацию человека, включают нормы и эталоны долж­ного. К ним отнесены самореализация (стремление наиболее полно проявить свои способности в жизни), свобода (возмож­ность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных интересов и целей, при этом неся ответственность за принятые решения), интерес (форма проявления потребностей, выражения активности, которая обеспечивает направленность личности и помогает становлению ориентиров поведения), взаимопонимание (готовность постигать индивидуальные особенности других и ожидание, что он сам будет адекватно идентифицирован другими), сотрудничество (согласованная, совместная и ценностно значимая для участни­ков деятельность) «поддержка (помощь ребенку в раскрытии своей индивидуальности и решении жизненных проблем).

Рассматривая воспитание как составную часть социализа­ции и исходя из понимания социального воспитания как плано­мерного создания условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентации человека, воспитан­ность только условно выделяется из социализированности, ко­торая определяется как достижение человеком определенного баланса адаптированности, обособления и интеграции в общество.

Современная культурная парадигма российского общества характеризуется изменением отношения детей к готовым зна­ниям. Современному ребенку, подростку необходимо априори знать цель и смысл предстоящей деятельности (Ю.В. Громыко). Например, зачем он лично должен ходить в школу, ведь можно получить знания и другим путем? Почему он должен изучать именно такие предметы, а не другие? Современные дети осоз­нают также и то, что являются носителями новых идей (особен­но им это заметно в процессе освоения информационных техно­логий в сравнении со взрослыми).

Информационная культурная парадигма образования ха­рактеризуется не только развитием информационных техноло­гий, средств массовой коммуникации и информационной тех­ники, но и принципиальным отличием от других культурных эпох. Это — постепенное массовое понимание (принятие) роли информационных полей (энергий), которые влияют на психи­ческое и физическое здоровье человека, профессиональное и индивидуальное развитие, поведение в процессе деятельности и общения.

Какими тогда являются направления современного соци­ального воспитания? Если в общих чертах представить, что не­обходимо сделать педагогам для подготовки ребенка к взрослой жизни, то наиболее важными элементами являются: здоровье, нравственные качества, разнообразные способности (интеллек­туальные, организационные, физические, трудовые, эстетичес­кие и т. д.). Поэтому мы предлагаем следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокуль­турное воспитание, умственное воспитание. При этом направ­ление "воспитание жизненной активности", включающее вос­питание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых ка­честв и способностей личности, является необходимым для ре­ализации вышеперечисленных направлений воспитания.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зре­ния социального воспитания, целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него способностей всесторон­него и методичного развития всех частей организма, двигатель­ной активности, контроля и дисциплины за поддержанием орга­низма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или по­являющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном со­стоянии требует выполнения правил, выработки положитель­ных привычек, усердия, дисциплины, способности к преодоле­нию трудностей, энергичности, что необходимо для иных соци­альных качеств и культурных способностей личности. В процес­се физического воспитания дети учатся совместно играть, чув­ствовать другого, сопереживать и т. д. Поэтому физическое вос­питание является основой для успешного социального развития личности.

Социокультурное воспитание — это целенаправленное со­здание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных (в данном контексте нравственные способности рассматриваются от слова "нравы", т. е. усвоение норм и ценно­стей данного общества) и иных социальных способностей. Ус­пешность социокультурного воспитания помогает развить ка­чества, которые рождают поступки и поведение и в конечном счете формируют характер человека. Чем больше социокуль­турных способностей и качеств приобретет ребенок, тем боль­ше у него возможностей для успешной социальной интеграции.

Педагогика рассматривает воспитание детей как целена­правленный процесс формирования нравственных качеств лич­ности.

В педагогических исследованиях качества личности рассматриваются как постоянно закрепившиеся отношения че­ловека к природе, обществ1!» продуктам деятельности челове­ка, самому себе; как определенная система мотивов, форм и способов поведения, в которых эти отношения реализуются. Инте­ресно раскрывает роль качеств в социальном воспитании лично­сти М.А. Галагузова: "Из качеств выбирают доминирующие, которые составляют конкретную программу воспитания, учи­тывающую индивидуальные качества личности, помогающую ребенку реализовать их. Необходимо не только назвать эти ка­чества, но и уяснить, что собой представляет каждое из них, как они между собой взаимосвязаны, какие структурные элементы отражаются или не отражаются в реальной действительности, а также уметь владеть методикой формирования этих качеств.

Качества личности проявляются в действии, которое рож­дает поступок, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и задачами. Поступки же в конеч­ном итоге формируют поведение человека.

В основе нравственного воспитания ребенка лежит форми­рование нравственных убеждений — знаний, бесспорных для человека, в истинности которых он уверен, которые проявля­ются в поведении человека и становятся его руководством к дей­ствию. Следующим элементом нравственного воспитания явля­ется формирование нравственного поведения и нравственных чувств.

Нравственные убеждения, поведение регулируются в об­ществе нравственностью — совокупностью принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Гарантом нравственных требований, объектом социального кон­троля выступает общественное мнение.

Таким образом, нравственное воспитание ребенка — одна из важнейших и сложнейших задач педагогической деятельности.

Однако этот процесс не всегда бывает достаточно эффективным. Рассматривая выше назначение социального обу­чения, мы показали, что у ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения и навыки. Процесс их формирования связан и с формированием отношения, напри­мер к отцу, матери — заботливое, внимательное, любовное и др. Если по какой-либо причине у ребенка не сформированы соци­альные знания, значит, и не сформированы отношения, т. е. не сформированы и какие-то необходимые ему в социализации качества личности. Поэтому в процессе социально-педагогичес­кой деятельности такие социально значимые качества у ребен­ка должны быть сформированы — это и есть задача социально­го воспитания" [Штинова, 2008: 193-194].

При всем многообразии социокультурных способностей и качеств, уровень развития которых зависит от потребностей стратовых субкультур, ведущими являются духовные качества, определяющие на уровне сознания поведение личности через разнообразные виды деятельности и общение. Речь идет о раз­витии таких качеств, как верность, доброта, готовность прийти на помощь другому, честность, преданность Родине, любовь, уважение, стремление к Истине, к Красоте и др., которые опре­деляют духовный образ человека, независимо от его уровня до­статка, положения в обществе, сферы деятельности. Развитие духовных качеств может осуществляться в уже существующих формах: играх, тренингах, дискуссиях, коллективной творчес­кой и трудовой деятельности. Воспитатель не дает конкретных указаний способов жизнедеятельности, а поддерживает ребен­ка в поиске понимания духовных ценностей, где критерием вы­ступает максима: "Делай другому человеку то, что бы ты хотел, чтобы сделали тебе".

Умственное воспитание — это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности ребенка с целью формирования созидательного и твор­ческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремя­щегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума предполагается начинать с мотивации к учению, поиска интересов ребенка к познанию и ин­теллектуальному развитию, что поможет в реализации первой программы — развитию внимания ребенка. Второй программой является расширение кругозора и познавательной активности де­тей, развитие способности к участию в постоянно усложняющей­ся умственной деятельности, к рефлексии, а также аналитичес­ких, обобщающих, различительных и иных интеллектуальных способностей. Третья программа нацелена на систематизацию полученных знаний, подчинение их возвышенному идеалу, включе­ние их в комплекс мыслей, связанных с профессиональным инте­ресом ребенка. При этом — умение контролировать свою умствен­ную деятельность, соизмеряя со своим идеалом, удаляя все низ­менные мысли, тем самым, подчиняя ум своей воли.

Воспитание жизненной активности. Важнейшими спосо­бами развития человека, его сознания являются процессы по­знания мира и самопознание, творчество, деятельность, обще­ние. В творчестве, например, важным элементом являются фан­тазии ребенка. Однако педагоги констатируют, что усиливает­ся тенденция фантазирования ребенка на уровне созерцания своих мыслеобразов и отсутствие потребности перехода их в план творческой деятельности, когда требуются усилия в ее осу­ществлении.

Для творчества, разнообразной деятельности необходимы познавательный интерес ребенка, оптимизм, воля (волевые ка­чества), усердие. Особое значение приобретает развитие воле­вых качеств личности: инициативности (умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину), самостоятельности (проявление самостоятельной собственной воли), решительно­сти (быстрота и уверенность в принятие решения), настойчиво­сти (неослабность энергии, невзирая на трудности), а также са­моконтроля (контроль за собственными действиями и поступ­ками) и др.

Однако деятельность социального педагога, в соответствий с должностной характеристикой, направлена на оказание по­мощи и защиту ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации или имеющего проблемы в развитии. Какое отноше­ние имеют к его профессиональной деятельности вышеперечис­ленные направления воспитания? Ответ заключается в том, что социальный педагог должен представлять дальнейшие цели со­циального развития ребенка. Оказав помощь ребенку в реше­нии его проблем, важно поддержать его в построении перспек­тив своего развития; показать ближайшие цели и способы их достижения; помочь в развитии личностных качеств и способ­ностей; в процессе профилактической работы с детьми осуще­ствлять воспитательную деятельность с учетом тех направле­ний, которые были заявлены выше; установить контакт с дру­гими воспитателями, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию этих направлений воспитания.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что понимается под социализацией?

2. В чем особенность составляющих социализации?

3. Дайте характеристику социализации как процессу, ре­зультату проявлению.

4. Каково влияние наследственных и врожденных особен­ностей человека на его социализацию?

5. Каковы возможности управления процессом социализа­ции человека?

6. Каковы педагогические аспекты социализации человека?

7. Каковы основные факторы среды, обусловливающие со­циализацию человека?

8. Каковы научные подходы к периодизации социализации?

9. Дайте характеристику задачи процесса социализации.

10. Назовите и дайте характеристику основных этапов со­циализации человека.

11. Каковы проблемы социализации человека на различных этапах возрастного развития?

12. Расскажите об агентах и средствах социализации.

13. Назовите социально-педагогические механизмы социа­лизации.

14. Определите социально-психологические механизмы в фазе социальной адаптации.

15. Определите социально-психологические механизмы в фазе индивидуализации.

16. Определите социально-психологические механизмы в фазе социальной адаптации.

17. Раскройте социально-педагогические механизмы соци­ализации в разных фазах социализации.

18. В чем сущность социального воспитания? Как задачи социального воспитания отражают его цель?

19. Всегда ли социальное воспитание положительно сказы­вается на процессе социализации личности? Почему?

20. Опишите примеры социального воспитания в случаях проблем адаптации детей.

21. Раскройте стратегию поведения социального педагога в зависимости от той или иной модели воспитания личности.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегод­ня (в описаниях их авторов и исследователей / Под ред. Н.Л. Селивановой. — М., 1998.

2. Загвязинский В.И., Зайцев МЛ. и др. Основы социальной педагогики. — М., 2002.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М., 2006.

49

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 2005.

5. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для ву­зов. — М., 2003.

6. Нагавкина Л.С., Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Со­циальный педагог: введение в должность. — СПб., 2003.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1996. -

8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

9. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мар-дахаев. — М., 2002.

10. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

Дополнительная:

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. — 1996. —Вып. 6.

2. Воронков С.Г., Иваненков СП., Кустанова А.Ж. Социа­лизация молодежи: проблемы и перспективы. — Оренбург, 1993.

3. Гагман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистичес­кую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: ин-новатор. — 1996. — Вып. 6.

4. Дюркгейм Э. Социология образования. — М., 1996.

5. Луначарский А.В. О народном образовании. — М., 1958.

6. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учеб. по­собие.—М., 1998.

7. Сластенин В.А. Педагогика. — М., 1997.

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании^ — М., 1995.

9. Шевченко Д.А. Социализация личности. — М., 2003.

10. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Соци­альная педагогика. — М., 2008.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4