logo
Иванов А

3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки

Закономерности и принципы находят свое практическое воплощение в содержании (обоснование компонентов, форм и методов деятельности) и педагогических условиях.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, духовно-нравственного, интерактивно-ком­муникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-пра­вового компонентов.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на организацию процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка. Он решает следующие задачи: участие в

разработке программы развития, образовательных программ об­разовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки (методические и пси­хологические службы), организация повышения профессиональный компетентности педагогов в вопросах социально-педагогичес­кой поддержки детей, разработка программы мониторинга, ма­териально-техническое обеспечение процесса, установление вне­шних связей с социокультурной средой города. В основе этого компонента лежит решение проблем внутренней и внешней ин­теграции. Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий структурных подразделений учреждения для разработки про­граммы развития, ориентированной на социально-педагогичес­кую поддержку ребенка, в создании на основе интеграции детс­ких коллективов (школы, студии, ансамбли и т. п.). Внешняя ин­теграция заключается в установлении постоянного взаимодей­ствия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях достижения учреждением целей социально-педагогичес­кой поддержки. Вариативность состоит в возможности вариан­тов разработки программы развития, внутренней структуры уч­реждения в зависимости от ее целей.

Диагностико-проектировочный компонент ориентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку про­екта в виде программы деятельности коллектива и личности, обеспечивающей успешность процесса социализации школьни­ков. При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности. Под проектированием — деятельность педагога по созданию проекта, представляющего собой прообраз предполагаемого объекта, состояния. Специфика социально-педагогической под­держки в образовательных учреждениях предопределила ин­теграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, ди­агностика дает педагогу прямой материал для разработки про­граммы деятельности, с другой — ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.

Интегративность заключается в объединении видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), видов диагностик (социологической, психологической, педагогической); деятельности психологов, педагогов, методистов с деятельностью ребенка по его диагностике и определению индивидуального пути социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных видов деятельности исходя и потребностей ребенка.

На диагностическом этапе проводится несколько исследований (социологических, психологических, педагогических): позволяющих впоследствии определить содержание, формы и методы работы с детьми.

Таким образом, этот компонент ответственен за изучение потребностей, способностей, возможностей ребенка, а также за процесс их самопознания, результатом которого становится выбор индивидуально-коллективного пути развития в форме; индивидуальной или групповой программы, на содержание которой ребенок имеет право влиять исходя из своих познаватель­ных и творческих потребностей.

Духовно-нравственный компонент — развитие гуманной этической позиции субъектов образовательного учреждения, в том числе доброты, эмпатии, толерантности, готовности прийти на помощь другому, эстетического восприятия жизни и деятель­ности. Духовно-нравственное развитие школьников активно формируется и развивается в процессе деятельности: приня­тия коллективных решения, дискуссий, КВН, театрализован­ных действий, конкурсов, познавательных, ролевых, имитаци­онных игр, благотворительной деятельности и т. д.;

Духовно-нравственный компонент школы включает: миро­воззренческий и эстетический аспекты, этикет школьного со­общества, направленные на формирование мировосприятия; а также познавательную и социализирующую деятельность, на­правленные на формирование миропонимания, которые реали­зуются в работе и общении в урочное и внеурочное время.

Мировоззренческий аспект. На уроках истории, литерату­ры, биологии и других предметов, в процессе лекций, бесед, дискуссий происходит осмысление нравственных поступков исто­рических личностей, литературных героев, ученых, специали­стов по оказанию помощи людям, животным, растениям, памят­никам культуры; тем самым постепенно формируются гумани­стические ценности.

Во внеурочное время организуется совместная деятель­ность по благоустройству школы, помощи престарелым, малы­шам, инвалидам, защите птиц, животных, деревьев, водоемов. Ребята участвуют в очистке парков и лесных зон от мусора, заботятся о детских площадках, скульптурах, архитектурных памятниках, своих домах. Ребята участвуют в обсуждении про­блем современного общества с его конфликтами и катастрофа­ми, стремятся к определению их причин и способов разреше­ния. Участвуют в выработке правил жизнедеятельности шко­лы, в основе которых лежит помощь слабым, новеньким, забота о школьном здании, культурные взаимоотношения мальчиков и девочек и т. д.

Эстетический аспект социально-педагогической поддер­жки школы формируется через предметы, внешний облик ее субъектов, отношения между ними, а также освоение произве­дений искусства. Он должна быть привлекательным и многооб­разным, постоянно находиться в творческом развитии.

Предметы эстетического аспекта социально-педагогичес­кой поддержки — это со вкусом оборудованные помещения шко­лы, ее оформление. Например, в одном профессиональном учи­лище г. Зеленограда был проведен конкурс дизайн-проектов оформления. В результате в фойе здания силами учащихся, их родителей и педагогов был создан зимний сад с фонтаном. В школе № 734 г. Москвы студийцы скульптурной мастерской оборудовали "уголки" русских народных сказок и басен. В шко­ле № 1940 регулярно действует сменная выставка творческих работ учащихся из художественной мастерской, в школе обо­рудованы рекреации по учебным предметам (исторический зал, математический зал, географический зал и т. д.). Важно, чтобы объекты школьных помещений стали объектами постоянного творческого воспроизводства, стимулирования восприятия, раз-

вития эстетических чувств, вкуса, оценивания, творческого пре­образования.

Внешний облик субъектов среды формируется прежде все­го через личность педагога, который создает условия для детс­кого творчества, способствует творческому развитию школьни­ков, совместному и индивидуальному постижению эстетичес­ких свойств и образно-смысловых контекстов эстетического и художественного творения, развивая творческое сознание и творческое воображение (Л.П. Печко).

Учитель совместно с детьми рассматривает особенности моды, стиля одежды, рассматривает понятия "эстетический вкус" и "безвкусица", стремится демонстрировать эстетику сво­ей одежды. Вопросы внешнего вида могут возникать и в учеб­ное время, при обсуждении обликов литературных героев, на уроках мировой художественной культуры при изучении про­изведений искусства, а также во внеурочное время — во время дискуссий на классных часах о моде, ее направлениях, перспек­тивах развития; в клубах общения, художественных кружках.

Эстетический аспект социально-педагогической поддерж­ки должен быть важным фактором гармонического, мажорного стиля взаимоотношений педагогов, школьников и их родителей. Окрики, брань со стороны учителя, а затем призывы к уважи­тельному, гуманному, эстетическому общению школьников вы­зывают у последних только обратную реакцию — неприятие эс­тетических норм взаимодействия, их лживость и нежизнеспо­собность.

Эстетический аспект социально-педагогической поддерж­ки школы призван обогатить учащихся способами вхождения в эстетическую культуру человечества.

Этикет в школе — это не только правила культурного по­ведения, но и осознание его сущности как стремление личности не доставлять другому неудобства и оказывать помощь. Школь­ный этикет включает педагогический и ученический этикет, охватывает аспекты внешнего вида, речевого этикета, манеру поведения. Школьный этикет формируется на специально орга­низованных занятиях в учебное время, на классных часах (тренинги, дискуссии, игры), в практической жизнедеятельности субъектов культурной среды школы, в процессе общения, а так­же путем введения, осмысления и использования норм этикет­ного поведения, закрепленных в правилах для учащихся, уста­ве и законах школы.

Организация познавательной и социализирующей деятель­ности в школе осуществляется на уроках при изучении науч­ных теорий, фактов социальной жизни, общественно-полити­ческого развития в процессе активного включения школьников в их "переоткрытия", осмысления, осознания важности этого знания для себя (технологии мыследеятельностной педагогики, развивающего обучения, саморазвития и др.). Во внеурочное время — участие в предметных кружках и клубах, в проектной деятельности, в ученическом самоуправлении, взаимодействие с внешними учреждениями (другими школами, центрами твор­чества, библиотеками, подростковыми клубами, вузами, обще­ственными и государственными организациями и учреждения­ми), для участия в разнообразных конференциях, семинарах, акциях, играх.

Духовно-нравственный компонент взаимодействует с дру­гими компонентами: путем изучения и принятия субъектами гуманистических ценностей, целей, идей в урочное и внеуроч­ное время, оказания помощи и поддержки в результате освое­ния норм школьного этикета, преобразования эстетического об­лика школы, себя, своих взаимоотношений, бережного отноше­ния к людям, природе, культуре, нравственных поступков.

Духовно-нравственный компонент обладает соответствую­щими ему функциями:

Коммуникативная функция предполагает, что в процессе жизнедеятельности школьников осваиваются нравственный и эстетический элементы общения, закрепленные в этикетных правилах детского сообщества.

Функция помощи и поддержки — это практическая дея­тельность по оказанию помощи слабым, больным, забота о жи­вотных, растениях, культурных памятниках, окружающей среде.

Функция стабильности рассматривается как средство формирования гуманистических убеждений.

Гносеологическая функция — это создание условий для мо­тивации школьников и овладения учащимися научными знани­ями, научными открытиями в сфере естественных, точных, со­циальных наук. Это создание разнообразных предметных клу­бов, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, ис­пользование технологий обучения, направленных саморазвитие обучающихся.

Культурологическая функция предполагает не только ос­воение на уроках истории и объектов культуры, системы обще­ственных отношений, норм и правил жизнедеятельности чело­веческого сообщества, но и активное участие личности в жизни школы, социума (ученическом самоуправлении, трудовых ак­циях, творчестве и т. д.).

Преобразующая функция проявляется в создании условий для стремления школьника к нравственному самосовершенство­ванию, познавательной активности, развитию эстетического вкуса в одежде, эстетического и этического поведения, участия в творческом обновлении себя, предметной сферы школы, свое­го субкультурного пространства.

Духовно-нравственный компонент социально-педагогичес­кой поддержки можно классифицировать по разным основани­ям:

его обсуждение, трудовые акции по благоустройству детской площадки.

Духовно-нравственный компонент может быть рассмотрен с точки зрения содержания (идеи, ценности, знания) и формы (урок, кружки, клубы, организации, органы управления и са­моуправления, правила поведения, праздники, оформление школы и т. д.).

Особенностями духовно-нравственного компонента являются:

точку зрения;

- перманентное обновление содержания и форм работы, поддерживающее школьников в развитии и саморазвитии нрав­ственных, познавательных и эстетических способностей;

- интегративность направлений- и форм развития нрав­ственности (изучение этикета на уроке и использование в прак­тической деятельности влияет на развитие нравственных и эстетических качеств личности).

Интерактивно-коммуникативный компонент включает ребенка в познавательную, творческую деятельность, а также деятельность по решению личностных проблем, способствую­щую его успешной социализации.

Этот компонент предполагает интеграцию разных видов деятельности ребенка (познавательной, творческой, коммуни­кативной); интеграцию внутренней среды учреждения допол­нительного образования с внешней социокультурной средой (высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями и т. п.) для организации исследовательской, творческой работы школьни­ка; интеграцию деятельности педагога, психолога, методиста. Вариативность проявляется в выборе форм, технологий дея­тельности педагога и ребенка.

Задача педагога заключается в организации процесса дея­тельности. Содержание, формы, методы образовательного процесса зависят от его направления. Однако есть общие аспекты! практико-ориентированный характер (преобладание в общем объеме времени практических занятий); личностно ориентиров ванный характер (определение содержания, форм, методов вос­питания исходя из интереса ребенка); разнообразие форм за­нятий (деловые, ролевые игры, экскурсии, занятия-диспуты, дискуссии, лабораторные, практические занятия в архивах, мастерских, творческих студий и т. п.), праздников и иных ме­роприятий; отсутствие оценочной системы. Педагог в образова­тельном процессе выступает как старший, опытный коллега, консультант, партнер в совместной деятельности, что определяет необходимость организации воспитательного процесса с! преобладанием индивидуальных и групповых форм работы.

Таким образом, содержание интерактивного компонента состоит в осуществлении практической деятельности при под­держке педагога через создание продукта самостоятельной ра­боты в избранной им сфере науки, культуры, искусства.

В общении и коммуникации утверждаются гуманные и рав­ноправные отношения между взрослыми и детьми, гуманные, гармонического стиля отношения, основанные на взаимном ин­тересе, уважении к чужому мнению, договоре, демократичес­ких принципах, цивилизованном (правовом) решении конфлик­тных ситуаций.

Интерактивно-коммуникативный компонент социально-педагогической поддержки реализуется и в совместной деятель­ности по оказанию помощи ребенку в решении его проблем.

Рефлексивно-аналитический компонент состоит в анали­зе результатов социально-педагогической поддержки детей на четырех уровнях—деятельности ребенка, коллектива учащих­ся, педагога, учреждения, по итогам которого определяется про­грамма коррекционных мер.

Оценивая деятельность ребенка, социальный педагог опре­деляет результаты его познавательной, творческой деятельно­сти посредством выявления уровня социально-личностной ком­петентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Социальный педагог помогает ученику провести анализ собственной работы, что позволяет развивать рефлексию и самокоррекцию личности.

Анализ деятельности коллектива учащихся осуществляет­ся как самостоятельно социальным педагогом путем анкетиро­вания, беседы, наблюдения, так и самим коллективом учащих­ся, которые в процессе обсуждения не только оценивают свою работу, но и вносят коррективы и предлагает перспективы даль­нейшего развития.

Содержание деятельности педагога в рамках этого компо­нента заключается в анализе и самоанализе степени реализа­ции целей образовательной программы, динамики собственного профессионального развития и, исходя из этого, в определении путей коррекции своей деятельности. На уровне учреждения анализируются результаты реализации программы развития, образовательной, целевых программ; деятельности методичес­кой и психологической служб по повышению профессиональ­ной компетентности педагогов, по разработке и реализации про­граммы мониторинга, его инструментария (экспертиза образо­вательных и воспитательных программ и т. п.). Определяются проблемы, разрабатывается система мер коррекционных мероп­риятий.

Главными задачами в деятельности современного педагога являются обеспечение индивидуального развития и саморазви­тия ребенка, поддержка в решении жизненных проблем, защи­та его достоинства и прав.

А.С. Макаренко в своих работах указывает на необходи­мость соблюдения дисциплины, введения законов о защите сла­бых, младших, "новеньких", обучения детей саморегуляции,

оптимизму.

Такой подход созвучен с нашими представлениями о соци­ально-педагогической поддержке ребенка в коллективе.

Нормативно-правовой компонент—-определение прав ре­бенка в соответствии с законодательной базой самого образова­тельного учреждения, правового положения в школе как учи­телей, родителей, так и учеников; владение нормативно-право­выми документами разного уровня — от законов до распоряжений и приказов на уровне образовательного учреждения, на­правленных на защиту прав ребенка; информирование детей об их правах и обязанностях, организация процесса нормотворче­ства в образовательном процессе, просвещение педагогов и ро­дителей; отстаивание прав ребенка в судебных органах.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4