3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
Закономерности и принципы находят свое практическое воплощение в содержании (обоснование компонентов, форм и методов деятельности) и педагогических условиях.
Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, духовно-нравственного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов.
Организационно-управленческий компонент ориентирован на организацию процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка. Он решает следующие задачи: участие в
разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки (методические и психологические службы), организация повышения профессиональный компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга, материально-техническое обеспечение процесса, установление внешних связей с социокультурной средой города. В основе этого компонента лежит решение проблем внутренней и внешней интеграции. Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий структурных подразделений учреждения для разработки программы развития, ориентированной на социально-педагогическую поддержку ребенка, в создании на основе интеграции детских коллективов (школы, студии, ансамбли и т. п.). Внешняя интеграция заключается в установлении постоянного взаимодействия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях достижения учреждением целей социально-педагогической поддержки. Вариативность состоит в возможности вариантов разработки программы развития, внутренней структуры учреждения в зависимости от ее целей.
Диагностико-проектировочный компонент ориентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, обеспечивающей успешность процесса социализации школьников. При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности. Под проектированием — деятельность педагога по созданию проекта, представляющего собой прообраз предполагаемого объекта, состояния. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, диагностика дает педагогу прямой материал для разработки программы деятельности, с другой — ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.
Интегративность заключается в объединении видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), видов диагностик (социологической, психологической, педагогической); деятельности психологов, педагогов, методистов с деятельностью ребенка по его диагностике и определению индивидуального пути социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных видов деятельности исходя и потребностей ребенка.
На диагностическом этапе проводится несколько исследований (социологических, психологических, педагогических): позволяющих впоследствии определить содержание, формы и методы работы с детьми.
Таким образом, этот компонент ответственен за изучение потребностей, способностей, возможностей ребенка, а также за процесс их самопознания, результатом которого становится выбор индивидуально-коллективного пути развития в форме; индивидуальной или групповой программы, на содержание которой ребенок имеет право влиять исходя из своих познавательных и творческих потребностей.
Духовно-нравственный компонент — развитие гуманной этической позиции субъектов образовательного учреждения, в том числе доброты, эмпатии, толерантности, готовности прийти на помощь другому, эстетического восприятия жизни и деятельности. Духовно-нравственное развитие школьников активно формируется и развивается в процессе деятельности: принятия коллективных решения, дискуссий, КВН, театрализованных действий, конкурсов, познавательных, ролевых, имитационных игр, благотворительной деятельности и т. д.;
Духовно-нравственный компонент школы включает: мировоззренческий и эстетический аспекты, этикет школьного сообщества, направленные на формирование мировосприятия; а также познавательную и социализирующую деятельность, направленные на формирование миропонимания, которые реализуются в работе и общении в урочное и внеурочное время.
Мировоззренческий аспект. На уроках истории, литературы, биологии и других предметов, в процессе лекций, бесед, дискуссий происходит осмысление нравственных поступков исторических личностей, литературных героев, ученых, специалистов по оказанию помощи людям, животным, растениям, памятникам культуры; тем самым постепенно формируются гуманистические ценности.
Во внеурочное время организуется совместная деятельность по благоустройству школы, помощи престарелым, малышам, инвалидам, защите птиц, животных, деревьев, водоемов. Ребята участвуют в очистке парков и лесных зон от мусора, заботятся о детских площадках, скульптурах, архитектурных памятниках, своих домах. Ребята участвуют в обсуждении проблем современного общества с его конфликтами и катастрофами, стремятся к определению их причин и способов разрешения. Участвуют в выработке правил жизнедеятельности школы, в основе которых лежит помощь слабым, новеньким, забота о школьном здании, культурные взаимоотношения мальчиков и девочек и т. д.
Эстетический аспект социально-педагогической поддержки школы формируется через предметы, внешний облик ее субъектов, отношения между ними, а также освоение произведений искусства. Он должна быть привлекательным и многообразным, постоянно находиться в творческом развитии.
Предметы эстетического аспекта социально-педагогической поддержки — это со вкусом оборудованные помещения школы, ее оформление. Например, в одном профессиональном училище г. Зеленограда был проведен конкурс дизайн-проектов оформления. В результате в фойе здания силами учащихся, их родителей и педагогов был создан зимний сад с фонтаном. В школе № 734 г. Москвы студийцы скульптурной мастерской оборудовали "уголки" русских народных сказок и басен. В школе № 1940 регулярно действует сменная выставка творческих работ учащихся из художественной мастерской, в школе оборудованы рекреации по учебным предметам (исторический зал, математический зал, географический зал и т. д.). Важно, чтобы объекты школьных помещений стали объектами постоянного творческого воспроизводства, стимулирования восприятия, раз-
вития эстетических чувств, вкуса, оценивания, творческого преобразования.
Внешний облик субъектов среды формируется прежде всего через личность педагога, который создает условия для детского творчества, способствует творческому развитию школьников, совместному и индивидуальному постижению эстетических свойств и образно-смысловых контекстов эстетического и художественного творения, развивая творческое сознание и творческое воображение (Л.П. Печко).
Учитель совместно с детьми рассматривает особенности моды, стиля одежды, рассматривает понятия "эстетический вкус" и "безвкусица", стремится демонстрировать эстетику своей одежды. Вопросы внешнего вида могут возникать и в учебное время, при обсуждении обликов литературных героев, на уроках мировой художественной культуры при изучении произведений искусства, а также во внеурочное время — во время дискуссий на классных часах о моде, ее направлениях, перспективах развития; в клубах общения, художественных кружках.
Эстетический аспект социально-педагогической поддержки должен быть важным фактором гармонического, мажорного стиля взаимоотношений педагогов, школьников и их родителей. Окрики, брань со стороны учителя, а затем призывы к уважительному, гуманному, эстетическому общению школьников вызывают у последних только обратную реакцию — неприятие эстетических норм взаимодействия, их лживость и нежизнеспособность.
Эстетический аспект социально-педагогической поддержки школы призван обогатить учащихся способами вхождения в эстетическую культуру человечества.
Этикет в школе — это не только правила культурного поведения, но и осознание его сущности как стремление личности не доставлять другому неудобства и оказывать помощь. Школьный этикет включает педагогический и ученический этикет, охватывает аспекты внешнего вида, речевого этикета, манеру поведения. Школьный этикет формируется на специально организованных занятиях в учебное время, на классных часах (тренинги, дискуссии, игры), в практической жизнедеятельности субъектов культурной среды школы, в процессе общения, а также путем введения, осмысления и использования норм этикетного поведения, закрепленных в правилах для учащихся, уставе и законах школы.
Организация познавательной и социализирующей деятельности в школе осуществляется на уроках при изучении научных теорий, фактов социальной жизни, общественно-политического развития в процессе активного включения школьников в их "переоткрытия", осмысления, осознания важности этого знания для себя (технологии мыследеятельностной педагогики, развивающего обучения, саморазвития и др.). Во внеурочное время — участие в предметных кружках и клубах, в проектной деятельности, в ученическом самоуправлении, взаимодействие с внешними учреждениями (другими школами, центрами творчества, библиотеками, подростковыми клубами, вузами, общественными и государственными организациями и учреждениями), для участия в разнообразных конференциях, семинарах, акциях, играх.
Духовно-нравственный компонент взаимодействует с другими компонентами: путем изучения и принятия субъектами гуманистических ценностей, целей, идей в урочное и внеурочное время, оказания помощи и поддержки в результате освоения норм школьного этикета, преобразования эстетического облика школы, себя, своих взаимоотношений, бережного отношения к людям, природе, культуре, нравственных поступков.
Духовно-нравственный компонент обладает соответствующими ему функциями:
Коммуникативная функция предполагает, что в процессе жизнедеятельности школьников осваиваются нравственный и эстетический элементы общения, закрепленные в этикетных правилах детского сообщества.
Функция помощи и поддержки — это практическая деятельность по оказанию помощи слабым, больным, забота о животных, растениях, культурных памятниках, окружающей среде.
Функция стабильности рассматривается как средство формирования гуманистических убеждений.
Гносеологическая функция — это создание условий для мотивации школьников и овладения учащимися научными знаниями, научными открытиями в сфере естественных, точных, социальных наук. Это создание разнообразных предметных клубов, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, использование технологий обучения, направленных саморазвитие обучающихся.
Культурологическая функция предполагает не только освоение на уроках истории и объектов культуры, системы общественных отношений, норм и правил жизнедеятельности человеческого сообщества, но и активное участие личности в жизни школы, социума (ученическом самоуправлении, трудовых акциях, творчестве и т. д.).
Преобразующая функция проявляется в создании условий для стремления школьника к нравственному самосовершенствованию, познавательной активности, развитию эстетического вкуса в одежде, эстетического и этического поведения, участия в творческом обновлении себя, предметной сферы школы, своего субкультурного пространства.
Духовно-нравственный компонент социально-педагогической поддержки можно классифицировать по разным основаниям:
по направлениям воспитательной работы педагога (эстетическое, нравственное, патриотическое, интеллектуальное);
по методам воспитания — методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности (этикет, практическая деятельность по оказанию помощи нуждающимся); методы формирования нравственного сознания (осмысление нравственных поступков, подвигов на уроках); методы поощрения и личной ответственности (вербальные и невербальные поощрения, создание условий для осмысления школьником своего безнравственного поступка как его личной проблемы);
по средствам воспитания (словесные и практические по принципу доминирования), например, просмотр кинофильма и
его обсуждение, трудовые акции по благоустройству детской площадки.
Духовно-нравственный компонент может быть рассмотрен с точки зрения содержания (идеи, ценности, знания) и формы (урок, кружки, клубы, организации, органы управления и самоуправления, правила поведения, праздники, оформление школы и т. д.).
Особенностями духовно-нравственного компонента являются:
взаимосвязь нравственных и эстетических норм школы с семейными, региональными, государственными, общечеловеческими;
толерантность, т. е. поддержка права каждого иметь свою
точку зрения;
- перманентное обновление содержания и форм работы, поддерживающее школьников в развитии и саморазвитии нравственных, познавательных и эстетических способностей;
- интегративность направлений- и форм развития нравственности (изучение этикета на уроке и использование в практической деятельности влияет на развитие нравственных и эстетических качеств личности).
Интерактивно-коммуникативный компонент включает ребенка в познавательную, творческую деятельность, а также деятельность по решению личностных проблем, способствующую его успешной социализации.
Этот компонент предполагает интеграцию разных видов деятельности ребенка (познавательной, творческой, коммуникативной); интеграцию внутренней среды учреждения дополнительного образования с внешней социокультурной средой (высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями и т. п.) для организации исследовательской, творческой работы школьника; интеграцию деятельности педагога, психолога, методиста. Вариативность проявляется в выборе форм, технологий деятельности педагога и ребенка.
Задача педагога заключается в организации процесса деятельности. Содержание, формы, методы образовательного процесса зависят от его направления. Однако есть общие аспекты! практико-ориентированный характер (преобладание в общем объеме времени практических занятий); личностно ориентиров ванный характер (определение содержания, форм, методов воспитания исходя из интереса ребенка); разнообразие форм занятий (деловые, ролевые игры, экскурсии, занятия-диспуты, дискуссии, лабораторные, практические занятия в архивах, мастерских, творческих студий и т. п.), праздников и иных мероприятий; отсутствие оценочной системы. Педагог в образовательном процессе выступает как старший, опытный коллега, консультант, партнер в совместной деятельности, что определяет необходимость организации воспитательного процесса с! преобладанием индивидуальных и групповых форм работы.
Таким образом, содержание интерактивного компонента состоит в осуществлении практической деятельности при поддержке педагога через создание продукта самостоятельной работы в избранной им сфере науки, культуры, искусства.
В общении и коммуникации утверждаются гуманные и равноправные отношения между взрослыми и детьми, гуманные, гармонического стиля отношения, основанные на взаимном интересе, уважении к чужому мнению, договоре, демократических принципах, цивилизованном (правовом) решении конфликтных ситуаций.
Интерактивно-коммуникативный компонент социально-педагогической поддержки реализуется и в совместной деятельности по оказанию помощи ребенку в решении его проблем.
Рефлексивно-аналитический компонент состоит в анализе результатов социально-педагогической поддержки детей на четырех уровнях—деятельности ребенка, коллектива учащихся, педагога, учреждения, по итогам которого определяется программа коррекционных мер.
Оценивая деятельность ребенка, социальный педагог определяет результаты его познавательной, творческой деятельности посредством выявления уровня социально-личностной компетентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Социальный педагог помогает ученику провести анализ собственной работы, что позволяет развивать рефлексию и самокоррекцию личности.
Анализ деятельности коллектива учащихся осуществляется как самостоятельно социальным педагогом путем анкетирования, беседы, наблюдения, так и самим коллективом учащихся, которые в процессе обсуждения не только оценивают свою работу, но и вносят коррективы и предлагает перспективы дальнейшего развития.
Содержание деятельности педагога в рамках этого компонента заключается в анализе и самоанализе степени реализации целей образовательной программы, динамики собственного профессионального развития и, исходя из этого, в определении путей коррекции своей деятельности. На уровне учреждения анализируются результаты реализации программы развития, образовательной, целевых программ; деятельности методической и психологической служб по повышению профессиональной компетентности педагогов, по разработке и реализации программы мониторинга, его инструментария (экспертиза образовательных и воспитательных программ и т. п.). Определяются проблемы, разрабатывается система мер коррекционных мероприятий.
Главными задачами в деятельности современного педагога являются обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка, поддержка в решении жизненных проблем, защита его достоинства и прав.
А.С. Макаренко в своих работах указывает на необходимость соблюдения дисциплины, введения законов о защите слабых, младших, "новеньких", обучения детей саморегуляции,
оптимизму.
Такой подход созвучен с нашими представлениями о социально-педагогической поддержке ребенка в коллективе.
Нормативно-правовой компонент—-определение прав ребенка в соответствии с законодательной базой самого образовательного учреждения, правового положения в школе как учителей, родителей, так и учеников; владение нормативно-правовыми документами разного уровня — от законов до распоряжений и приказов на уровне образовательного учреждения, направленных на защиту прав ребенка; информирование детей об их правах и обязанностях, организация процесса нормотворчества в образовательном процессе, просвещение педагогов и родителей; отстаивание прав ребенка в судебных органах.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога