3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
Концептуальные идеи педагогической поддержки, сформулированные О.С. Газманом в начале 1990-х гг., были затем развиты группой его соратников (Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, К. Валстром, М.В. Гусаковский, П. Зваал, А.В. Иванов, Н.В. Иванова, Н.Б. Крылова, ТА. Мерцалова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, П. Понте, Р. Романо, Т.В. Фролова, И.Д. Фрумин, СМ. Юсфин, И.С. Якиманская и др).
Педагогическая поддержка рассматривается как основание процесса индивидуализации образования, саморазвития личности ребенка; составляющая культурной парадигмы современного образования; принцип личностно ориентированной педагогики; функция участников образовательного процесса; основа современной культуросообразной школы; как организационно-управленческая система.
Педагогическая поддержка — процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности (О.С. Газман).
Семантический и педагогический смысл понятия "поддержка" заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е- поддерживается развитие "самости", самостоятельности человека, саморазвития.
Основные принципы, обеспечивающие педагогическую поддержку: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности ребенка, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, сотрудничество, содействие, конфиденциальность, доброжелательность и безоценочность, безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства, реализация принципа "Не навреди", обучение приемам психологической самозащиты.
Предметом педагогической поддержки становится совместное с ребенком определение его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих его индивидуальному развитию. Источником препятствия выступает какая-либо недостаточность в самом субъекте (Я-препятствия), в социальной среде, в материальных условиях.
В педагогической литературе разработано еще одно понятие "педагогическая защита" — способ оказания помощи ребенку в ситуациях опасности.
Нереализованность потребности в безопасности в школе подтверждают материалы социологического опроса, где более 60% учащихся школы сообщили, что им необходим человек — "защитник их интересов в школе и помощник в решении трудных ситуаций".
Защита требуется ребенку, когда он, с одной стороны, не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, с другой стороны, когда он понимает наличие угрозы для себя, но не в состоянии с ней справиться и просит помощи. В этом состоянии у него актуализируется потребность в безопасности. Если педагогическая поддержка охватывает весь спектр потребностной сферы человека (от физиологических потребностей до потребности в самоактуализации, по А. Маслоу), то педагогическая защита направлена на ослабление только потребности в безопасности и выработки у ребенка собственных способов защиты себя. Ребенок не всегда осознает меру опасности или сам не знает, как справится с имеющейся угрозой. Угрозы, опасности могут исходить от природы (стихия, наводнения, смерчи, ураганы, землетрясение, пожары, селевые потоки и т. д.), от материального мира (взрывы газа в доме, порез стеклом, опасность от материальных объектов — старых домов, испорченной мебели и т. д.), от людей (взрослых, родителей, учителей, сверстников из социального окружения, учащихся), от самого себя. Для этого нужна специфическая педагогическая деятельность — педагогическая защита.
Под "педагогической защитой" мы понимаем систему педагогических действий, обеспечивающих физическую, психическую и социальную безопасность отдельного субъекта (воспитанника) в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для развития его духовных и физических сил. Отсюда следует, что педагогическая защита необходима ребенку в его физиологическом, психическом и социальном развитии.
В научной литературе используется еще одно схожее с предыдущими понятиями — "сопровождение". По мнению различных ученых (М.Р. Битянова, В.А. Горянина, B.C. Мухина), под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого.
В литературе понимание термина "сопровождение" различно в зависимости от решаемых задач в социальной педагогике, педагогике, психологии, социальной работе. С учетом данных факторов выделяют педагогическое, социальное и социально-педагогическое сопровождение.
Социальное сопровождение рассматривается как целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий учащихся с особыми адаптивными возможностями при активном их участии и обеспечении адекватных для этого условии, в результате которого происходит включение их во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых людей, а также активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности (Е.И. Казакова, Л.М. Шипицина).
Под педагогическим сопровождением понимается помощь личности в ее личностном росте, эмпатийное понимание воспитанника как открытое общение (И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков), особая сфера деятельности по приобщению личности к социальным и нравственным ценностям (А.В. Мудрик), направление деятельности педагога в самоопределении молодежи и создании условий для продуктивного развития личности (С.Н. Чистякова), и, наконец, "целостный комплекс", предполагающий модель поддержки, модель помощи, модель педагогического обеспечения (О.С. Газман).
В социальной педагогике социально-педагогическое сопровождение рассматривается в контексте сопровождения определенной категории — выпускников интернатных учреждений — как совместное движение социального педагога (сопровождающего) и воспитанника (сопровождаемого), на основе прогнозирования перспектив поведения последнего и его самопроявления, направленное на стимулирование осмысления возникшей (возникающей) проблемы, ее существа и способов разрешения, а также обеспечение наиболее целесообразной помощи в самореализации в ситуации развития (Л.В. Соловьева).
Анализ современных научных исследований по проблемам педагогической поддержки позволил сделать вывод, что педагогическая поддержка рассматривается учеными как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, его самоопределение и самореализацию, в процессе образования; ориентированная на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом, психологическом и физическом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности. Педагогическая защита требуется ребенку, когда он не осознает опасности и, следовательно, предполагает активное вмешательство педагога для ее устранения или осознания воспитанником.
Педагогическая поддержка рассматривается как помощь ребенку в процессе индивидуализации. Социально-педагогическая поддержка ребенка может быть рассмотрена в аспекте помощи ребенку в процессе социализации. Общим для этих двух педагогических феноменов является оказание помощи ребенку, а также пространство взаимосвязи процессов индивидуализации и социализации.
Социально-педагогическая поддержка имеет ряд особенностей.
В исследованиях российских ученых социально-педагогическая поддержка ребенка рассматривается с позиций ряда научных подходов: системного, процессуального, культурологического, средового, социального, личностно ориентированного и деятельностного.
Системный подход применительно к социально-педагогической поддержке нацеливает на представление о ней как о множестве компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют на основе этого определенную целостность и единство. Процессуальный подход рассматривается в виде последовательной смены конкретных явлений, как единство качественно-количественных состояний и изменений в их динамике; как совокупность последовательных действий и взаимодействий для достижения того или иного результата. Культурологический подход подразумевает, что социально-педагогическая поддержка образовательного учреждения является комплексны многоуровневым явлением, включающим весь спектр культурных направлений (имеющихся в наличии образовательного учреждения), особенности сотворчества в процессе самопознания и самореализации детей с учетом субкультур педагогов, школьников и их родителей, уровень их общей культуры (культурный творческий потенциал) и механизмы реализации социально-педагогической поддержки. Средовой подход раскрывает систему действий субъекта управления социально-педагогической поддержки и среды, обеспечивающей диагностику, проектирование и продуцирование воспитательного результата. Личностно ориентированный подход детерминирован тем, что субъектами социально-педагогической поддержки школы являются личности учителя, школьника и его родителей. Цель социально-педагогической поддержки в условиях образовательного учреждения — развитие личности. Социальный подход к пониманию социально-педагогической поддержки общеобразовательного учреждения детерминирован тем, что представления о составляющих социально-педагогической поддержки обладают определенной изменчивостью и зависят от идеологии и культуры общества, отношения к ним социальной среды. Деятельностный подход к социально-педагогической поддержке общеобразовательной школы означает, что она формируется, проявляется и развивается только в процессе деятельности основных ее участников.
Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. Таким образом, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, — это социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.
Л.А. Беляева и М.А. Беляева, рассматривают социально-педагогическую деятельность как способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды — с другой. Особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание социально-педагогической помощи детям, называется социально-педагогической поддержкой (Л.Я. Олиференко).
Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога (Н.А. Соколова). Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (Л.Я. Олиференко и др.), другие — для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка (Р.А. Литвак и др.), третьи — для помощи в процессе самореализации (Н.А. Соколова).
Однако социально-педагогическая поддержка может рассматриваться и как помощь со стороны педагога и привлеченного сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного развития и саморазвития в процессе социализации.
В понятии "социализация" важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т. е. успешно самореализуется в обществе. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенку, — педагогов в широком смысле (родителей, учителей, врачей, социальных педагогов, общественных организаций и лиц и т. д.). Причем важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения интересов и возможностей, данных от природы, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих талантов и способностей. Самореализация в контексте данной работы рассматривается как возможность раскрытия своих индивидуальных способностей, потребностей, замыслов, целей личности через разнообразие видов и форм деятельности в условиях разнообразной социокультурной среды и культурной среде образовательного учреждения.
Итак, социально-педагогическую поддержку можно рас сматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагога и общества в осуществлении процесса социальной адаптации социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально за данных способностей и талантов при условии принятия ребенком интересов и норм общества для участия в его дальнейшее активном преобразовании в деятельности субъекта.
Социально-педагогическая поддержка имеет свои закономерности, раскрытые Н.А. Соколовой и получившие дальней шее развитие.
Внешняя закономерность: социально-педагогическая поддержка зависит от процесса демократизации общества, системы образования, восприятия ребенка обществом как субъекта собственного развития. Этим и объясняется тот факт что педагогическая и социально-педагогическая поддержка явления в отечественной педагогике новые, активно исследуемые лишь последние годы. Их появление в советской педагогике было практически невозможно, поскольку цели, ценностные установки той эпохи отличаются от целей и ценностей требований, предъявляемых личности в настоящее время, что в свою очередь влияет на содержание педагогической деятельности. Данная закономерность раскрывается через принцип демократизации, свободосообразности, гуманности, субъектности.
Сущность принципа демократизации состоит в признании равных прав всех участников процесса образования на обсуждение, принятие и реализацию основных вопросов их жизнедеятельности. Принцип свободосообразности предполагает прав ребенка на свободный выбор жизненного пути, системы ценностей, способов, средств удовлетворения познавательных, творческих потребностей. Принцип гуманности заключается в признании ребенка высшей ценностью образования, обеспечения его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Принцип субъектности заключается в превращении ученика из объекта образовательных воздействий в субъекта собственной деятельности.
Закономерность обусловленности: содержание социально-педагогической поддержки обусловлено целями субъектов совместной деятельности: школьника, педагога, образовательного уч-I каждения, его среды. Содержание социально-педагогической поддержки зависит от познавательных, творческих потребностей детей, от целей, которые они стремятся достичь в образовании. Принцип целенаправленности, с одной стороны, состоит в том, что усилия субъектов деятельности должны быть ориентированы на достижение основной цели. С другой стороны, он ориентирован на развитие целеполагания школьника, т. е. его способности и возможности определять цели собственной деятельности. Принцип самоактуализации предполагает ориентацию целей субъектов совместной деятельности на развитие мотивации ученика к познанию и творчеству, потребности в актуализации интеллектуального, творчесского, личностного потенциала. Принцип сотрудничества предполагает субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка, их равноправную, активную совместную деятельность по определению целей, содержания, способов деятельности. Принцип продуктивности деятельности состоит в направленности совместной деятельности на достижение результата социально-педагогической поддержки — личностно значимого для старшеклассника продукта самостоятельной деятельности.
Закономерность эффективности: эффективность социализации ребенка зависит от системы социально-педагогической поддержки, созданной в образовательном учреждении. Системный характер социально-педагогической поддержки проявляется в том, что частичная реализация отдельных мер не обеспечивает качественного результата. Эта закономерность раскрывается через принципы вариативности, выбора, фасилитации, обратной связи, гибкости.
Принцип вариативности рассматривается как способность системы социально-педагогической поддержки предоставлять
многообразие полноценных, разнообразных вариантов индивидуальных образовательных траекторий и возможность выбора образовательного пути. Принцип выбора заключается в праве школьника выбирать индивидуальную образовательную траекторию, содержание и способы получения знаний. Принцип фасилитации предполагает фасилитирующее воздействие системы социально-педагогической поддержки на социализацию школьника. Механизм фасилитации заключается в стимулирующем влиянии деятельности субъектов совместной деятельности друг на друга. Принцип обратной связи — это принцип регуляции системы социально-педагогической поддержки, он предполагает влияние результатов деятельности субъекта (педагога, учреждения) на последующее функционирование вза модействующего с ним субъекта. Принцип гибкости предполагает возможность изменений, обеспечивающих реализацию социально-педагогической поддержки социализации ребенка различных условиях при сохранении системной целостности, что обеспечивает универсальность, а значит, расширяет облает практического применения, обеспечивает комплексное решение проблемы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога