logo
Иванов А

3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка

Концептуальные идеи педагогической поддержки, сформу­лированные О.С. Газманом в начале 1990-х гг., были затем раз­виты группой его соратников (Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, К. Валстром, М.В. Гусаковский, П. Зваал, А.В. Иванов, Н.В. Иванова, Н.Б. Крылова, ТА. Мерцалова, Н.Н. Ми­хайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, П. Понте, Р. Романо, Т.В. Фролова, И.Д. Фрумин, СМ. Юсфин, И.С. Якиманская и др).

Педагогическая поддержка рассматривается как основа­ние процесса индивидуализации образования, саморазвития личности ребенка; составляющая культурной парадигмы совре­менного образования; принцип личностно ориентированной пе­дагогики; функция участников образовательного процесса; ос­нова современной культуросообразной школы; как организаци­онно-управленческая система.

Педагогическая поддержка — процесс совместного с ре­бенком определения его собственных интересов, целей, воз­можностей и путей преодоления препятствий (проблем), ме­шающих ему сохранить свое человеческое достоинство и са­мостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, са­мовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивиду­альности (О.С. Газман).

Семантический и педагогический смысл понятия "поддер­жка" заключается в том, что поддерживать можно лишь то, по­могать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е- поддерживается развитие "самости", самостоятель­ности человека, саморазвития.

Основные принципы, обеспечивающие педагогическую под­держку: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности ребенка, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, сотрудничество, содействие, конфиденциальность, доброжелательность и безоценочность, безопасность, защита здоровья, прав человеческо­го достоинства, реализация принципа "Не навреди", обучение приемам психологической самозащиты.

Предметом педагогической поддержки становится совме­стное с ребенком определение его собственных интересов, це­лей, возможностей и путей преодоления препятствий (про­блем), мешающих его индивидуальному развитию. Источни­ком препятствия выступает какая-либо недостаточность в са­мом субъекте (Я-препятствия), в социальной среде, в матери­альных условиях.

В педагогической литературе разработано еще одно поня­тие "педагогическая защита" — способ оказания помощи ре­бенку в ситуациях опасности.

Нереализованность потребности в безопасности в школе подтверждают материалы социологического опроса, где более 60% учащихся школы сообщили, что им необходим человек — "защитник их интересов в школе и помощник в решении труд­ных ситуаций".

Защита требуется ребенку, когда он, с одной стороны, не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, с дру­гой стороны, когда он понимает наличие угрозы для себя, но не в состоянии с ней справиться и просит помощи. В этом состоя­нии у него актуализируется потребность в безопасности. Если педагогическая поддержка охватывает весь спектр потребностной сферы человека (от физиологических потребностей до по­требности в самоактуализации, по А. Маслоу), то педагогичес­кая защита направлена на ослабление только потребности в бе­зопасности и выработки у ребенка собственных способов защи­ты себя. Ребенок не всегда осознает меру опасности или сам не знает, как справится с имеющейся угрозой. Угрозы, опасности могут исходить от природы (стихия, наводнения, смерчи, ура­ганы, землетрясение, пожары, селевые потоки и т. д.), от мате­риального мира (взрывы газа в доме, порез стеклом, опасность от материальных объектов — старых домов, испорченной мебе­ли и т. д.), от людей (взрослых, родителей, учителей, сверстни­ков из социального окружения, учащихся), от самого себя. Для этого нужна специфическая педагогическая деятельность — пе­дагогическая защита.

Под "педагогической защитой" мы понимаем систему пе­дагогических действий, обеспечивающих физическую, психи­ческую и социальную безопасность отдельного субъекта (вос­питанника) в образовательном процессе, отстаивание его инте­ресов и прав, создание материальных и нравственных условий для развития его духовных и физических сил. Отсюда следует, что педагогическая защита необходима ребенку в его физиоло­гическом, психическом и социальном развитии.

В научной литературе используется еще одно схожее с пре­дыдущими понятиями — "сопровождение". По мнению различ­ных ученых (М.Р. Битянова, В.А. Горянина, B.C. Мухина), под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровож­дающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жиз­ненных проблем сопровождаемого.

В литературе понимание термина "сопровождение" различ­но в зависимости от решаемых задач в социальной педагогике, педагогике, психологии, социальной работе. С учетом данных факторов выделяют педагогическое, социальное и социально-педагогическое сопровождение.

Социальное сопровождение рассматривается как целенап­равленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий уча­щихся с особыми адаптивными возможностями при активном их участии и обеспечении адекватных для этого условии, в ре­зультате которого происходит включение их во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых людей, а также активное участие в основных направ­лениях жизни и деятельности общества в соответствии с возра­стом и полом, подготавливая их к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности (Е.И. Казакова, Л.М. Шипицина).

Под педагогическим сопровождением понимается помощь личности в ее личностном росте, эмпатийное понимание воспи­танника как открытое общение (И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков), особая сфера деятельности по приобщению личности к соци­альным и нравственным ценностям (А.В. Мудрик), направление деятельности педагога в самоопределении молодежи и создании условий для продуктивного развития личности (С.Н. Чистякова), и, наконец, "целостный комплекс", предполагающий модель под­держки, модель помощи, модель педагогического обеспечения (О.С. Газман).

В социальной педагогике социально-педагогическое со­провождение рассматривается в контексте сопровождения определенной категории — выпускников интернатных уч­реждений — как совместное движение социального педагога (сопровождающего) и воспитанника (сопровождаемого), на основе прогнозирования перспектив поведения последнего и его самопроявления, направленное на стимулирование осмыс­ления возникшей (возникающей) проблемы, ее существа и способов разрешения, а также обеспечение наиболее целесо­образной помощи в самореализации в ситуации развития (Л.В. Соловьева).

Анализ современных научных исследований по проблемам педагогической поддержки позволил сделать вывод, что педа­гогическая поддержка рассматривается учеными как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие инди­видуальности, его самоопределение и самореализацию, в про­цессе образования; ориентированная на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нрав­ственном, эмоционально-волевом, психологическом и физичес­ком развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самосто­ятельно достигать желаемых результатов в различных облас­тях жизнедеятельности. Педагогическая защита требуется ре­бенку, когда он не осознает опасности и, следовательно, пред­полагает активное вмешательство педагога для ее устранения или осознания воспитанником.

Педагогическая поддержка рассматривается как помощь ребенку в процессе индивидуализации. Социально-педагогичес­кая поддержка ребенка может быть рассмотрена в аспекте по­мощи ребенку в процессе социализации. Общим для этих двух педагогических феноменов является оказание помощи ребен­ку, а также пространство взаимосвязи процессов индивидуали­зации и социализации.

Социально-педагогическая поддержка имеет ряд особенно­стей.

В исследованиях российских ученых социально-педагоги­ческая поддержка ребенка рассматривается с позиций ряда научных подходов: системного, процессуального, культуроло­гического, средового, социального, личностно ориентированно­го и деятельностного.

Системный подход применительно к социально-педагоги­ческой поддержке нацеливает на представление о ней как о множестве компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют на основе этого определенную целос­тность и единство. Процессуальный подход рассматривается в виде последовательной смены конкретных явлений, как единство качественно-количественных состояний и изменений в их динамике; как совокупность последовательных действий и взаимодействий для достижения того или иного результата. Культурологический подход подразумевает, что социально-педагогическая поддержка образовательного учреждения является комплексны многоуровневым явлением, включающим весь спектр культур­ных направлений (имеющихся в наличии образовательного уч­реждения), особенности сотворчества в процессе самопознания и самореализации детей с учетом субкультур педагогов, школь­ников и их родителей, уровень их общей культуры (культурный творческий потенциал) и механизмы реализации социально-пе­дагогической поддержки. Средовой подход раскрывает систему действий субъекта управления социально-педагогической под­держки и среды, обеспечивающей диагностику, проектирование и продуцирование воспитательного результата. Личностно ори­ентированный подход детерминирован тем, что субъектами со­циально-педагогической поддержки школы являются личности учителя, школьника и его родителей. Цель социально-педагоги­ческой поддержки в условиях образовательного учреждения — развитие личности. Социальный подход к пониманию социаль­но-педагогической поддержки общеобразовательного учрежде­ния детерминирован тем, что представления о составляющих социально-педагогической поддержки обладают определенной изменчивостью и зависят от идеологии и культуры общества, отношения к ним социальной среды. Деятельностный подход к социально-педагогической поддержке общеобразовательной школы означает, что она формируется, проявляется и развива­ется только в процессе деятельности основных ее участников.

Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и об­разованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. Таким образом, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, — это социально-педаго­гическая деятельность, которая представляет собой разновид­ность педагогической деятельности.

Л.А. Беляева и М.А. Беляева, рассматривают социально-педагогическую деятельность как способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потреб­ности в социокультурной адаптации и самореализации, осуще­ствляемой на основе развития личности, с одной стороны, и пе­дагогической среды — с другой. Особый вид социально-педаго­гической деятельности, направленной на оказание социально-педагогической помощи детям, называется социально-педаго­гической поддержкой (Л.Я. Олиференко).

Социально-педагогическая поддержка предполагает объе­динение усилий общества и педагога (Н.А. Соколова). Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для соци­альной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной си­туации (Л.Я. Олиференко и др.), другие — для помощи в разви­тии индивидуальности, личности ребенка (Р.А. Литвак и др.), третьи — для помощи в процессе самореализации (Н.А. Соко­лова).

Однако социально-педагогическая поддержка может рас­сматриваться и как помощь со стороны педагога и привлечен­ного сообщества личности и группе лиц для решения их про­блем, успешного развития и саморазвития в процессе социали­зации.

В понятии "социализация" важным для понимания соци­ально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т. е. успешно самореализу­ется в обществе. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребен­ку, — педагогов в широком смысле (родителей, учителей, вра­чей, социальных педагогов, общественных организаций и лиц и т. д.). Причем важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения ин­тересов и возможностей, данных от природы, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих та­лантов и способностей. Самореализация в контексте данной ра­боты рассматривается как возможность раскрытия своих индивидуальных способностей, потребностей, замыслов, целей личности через разнообразие видов и форм деятельности в условиях разнообразной социокультурной среды и культурной среде образовательного учреждения.

Итак, социально-педагогическую поддержку можно рас сматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагога и общества в осуществлении процесса социальной адаптации социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально за данных способностей и талантов при условии принятия ребенком интересов и норм общества для участия в его дальнейшее активном преобразовании в деятельности субъекта.

Социально-педагогическая поддержка имеет свои закономерности, раскрытые Н.А. Соколовой и получившие дальней шее развитие.

Внешняя закономерность: социально-педагогическая поддержка зависит от процесса демократизации общества, системы образования, восприятия ребенка обществом как субъекта собственного развития. Этим и объясняется тот факт что педагогическая и социально-педагогическая поддержка явления в отечественной педагогике новые, активно исследуемые лишь последние годы. Их появление в советской педагогике было практически невозможно, поскольку цели, ценностные установки той эпохи отличаются от целей и ценностей требований, предъявляемых личности в настоящее время, что в свою очередь влияет на содержание педагогической деятельности. Данная закономерность раскрывается через принцип демократизации, свободосообразности, гуманности, субъектности.

Сущность принципа демократизации состоит в признании равных прав всех участников процесса образования на обсуждение, принятие и реализацию основных вопросов их жизнедеятельности. Принцип свободосообразности предполагает прав ребенка на свободный выбор жизненного пути, системы ценностей, способов, средств удовлетворения познавательных, творческих потребностей. Принцип гуманности заключается в признании ребенка высшей ценностью образования, обеспечения его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Принцип субъектности заключается в превращении ученика из объекта образовательных воздействий в субъекта собственной деятельности.

Закономерность обусловленности: содержание социально-педагогической поддержки обусловлено целями субъектов совме­стной деятельности: школьника, педагога, образовательного уч-I каждения, его среды. Содержание социально-педагогической под­держки зависит от познавательных, творческих потребностей де­тей, от целей, которые они стремятся достичь в образовании. Прин­цип целенаправленности, с одной стороны, состоит в том, что уси­лия субъектов деятельности должны быть ориентированы на дос­тижение основной цели. С другой стороны, он ориентирован на развитие целеполагания школьника, т. е. его способности и возможности определять цели собственной деятельности. Принцип самоактуализации предполагает ориентацию целей субъектов совме­стной деятельности на развитие мотивации ученика к познанию и творчеству, потребности в актуализации интеллектуального, творчесского, личностного потенциала. Принцип сотрудничества пред­полагает субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребен­ка, их равноправную, активную совместную деятельность по оп­ределению целей, содержания, способов деятельности. Принцип продуктивности деятельности состоит в направленности совмест­ной деятельности на достижение результата социально-педагоги­ческой поддержки — личностно значимого для старшеклассника продукта самостоятельной деятельности.

Закономерность эффективности: эффективность социа­лизации ребенка зависит от системы социально-педагогической поддержки, созданной в образовательном учреждении. Систем­ный характер социально-педагогической поддержки проявля­ется в том, что частичная реализация отдельных мер не обеспе­чивает качественного результата. Эта закономерность раскры­вается через принципы вариативности, выбора, фасилитации, обратной связи, гибкости.

Принцип вариативности рассматривается как способность системы социально-педагогической поддержки предоставлять

многообразие полноценных, разнообразных вариантов индиви­дуальных образовательных траекторий и возможность выбора образовательного пути. Принцип выбора заключается в праве школьника выбирать индивидуальную образовательную траек­торию, содержание и способы получения знаний. Принцип фасилитации предполагает фасилитирующее воздействие систе­мы социально-педагогической поддержки на социализацию школьника. Механизм фасилитации заключается в стимулиру­ющем влиянии деятельности субъектов совместной деятельно­сти друг на друга. Принцип обратной связи — это принцип ре­гуляции системы социально-педагогической поддержки, он предполагает влияние результатов деятельности субъекта (пе­дагога, учреждения) на последующее функционирование вза модействующего с ним субъекта. Принцип гибкости предполагает возможность изменений, обеспечивающих реализацию социально-педагогической поддержки социализации ребенка различных условиях при сохранении системной целостности, что обеспечивает универсальность, а значит, расширяет облает практического применения, обеспечивает комплексное решение проблемы.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4