8.3. Педагогическая культура социального педагога
Педагогическая культура существует в единстве своих составляющих:
- укоренившихся в данной культуре представлений о воспитании и социальной помощи (уровень педагогических взглядов и информированности);
- понимания особого содержания педагогической деятельности (уровень педагогических мотивов, смыслов, принципов);
- педагогических практических приемов и методов, принятых в определенных сообществах, например в учительских коллективах разных школ или в разных национально-культурных традициях (уровень владения педагогическими техниками);
- определенного характера педагогического общения и поведения (уровень педагогического такта и интуиции);
- реальных практик, опыта педагогической деятельности в их непосредственной организации в семье и в различных сообществах, а также у конкретных профессионалов (учителей, социальных педагогов, воспитателей, преподавателей) (уровень педагогического мастерства и особенностей опыта).
Итак, обобщенно выразить суть педагогической культуры можно следующим образом: педагогическая культура — это система практически реализуемых норм и ценностных отношений к культивированию человека посредством его образования (воспитания и обучения). Она создает и обеспечивает растущему человеку условия для саморазвития и самореализации в системе образования и самообразования. Такова педагогическая культура в предельно широком, социально-культурном смысле слова.
Педагогическая культура социального педагога рассматривается как совокупность нравственных, профессиональных позиций, подходов, содержания, форм и методов работы, личнос-тно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности.
В реализации педагогической культуры социального педагога важны следующие компоненты, содержание которых было выделено путем теоретико-методологических размышлений, методом анализа и обобщения теоретических смыслов из вышеназванных понятий с учетом специфики их деятельности, взаимообуславливающие друг друга:
- онтологический компонент — это отношение педагога к своей профессии, к выбранному жизненному пути, профессиональное самоопределение и потребность профессионального самосовершенствования, принятие позиции помощника и защитника ребенка в процессе социализации;
- аксиологический компонент — это совокупность социальных и нравственных ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс. Социально-педагогические системы, идеи, концепции, социально-педагогическая деятельность выступают педагогическими ценностями;
- методический компонент — это способы социально-педагогической деятельности, овладение современными социально-педагогическими методиками и технологиями, соответствующим содержанием работы, профессиональной деятельностью на операциональном уровне, освоение игровых технологий, профессионально-педагогические умения (ставить педагогические задачи, программировать способ педагогического действия, выполнять их, изучать результаты решения педагогической задачи). В этом компоненте реализуется в большей степени профессиональная компетентность.
Компетентность социального педагога складывается из следующих умений:
Аналитические умения складываются из следующих частных умений: анализировать педагогические явления (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление; вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
Прогностические умения. Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей информации о результатах действий строится на основе знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Состав прогностических умений можно представить следующим образом: выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достижения педагогических целей; предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений; определение этапов (или стадий) педагогического процесса; распределение времени; планирование вместе с учащимися жизнедеятельности. Умение педагогического прогнозирования требует от педагога овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и т. д.
Рефлексивные умения. Рефлексия не только знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, как его знают другие, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Гностические (познавательные) умения — это умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач: получать, обрабатывать и использовать информацию, умение работать с новыми информационными технологиями, словом, владеть информацией, методологической и научно-методической культурой.
К организационным умениям относят: мобилизационные (привлечение внимания учащихся и развитие устойчивых интересов к учению, труду, другим видам деятельности; формирование потребности в знаниях; актуализация знаний и жизненного опыта воспитанников; создание ситуаций для проявления школьником нравственных поступков, создание атмосферы сопереживания и т. д.), информационные (интерпритирова-ние и адаптация информации к задачам воспитания), развивающие (создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления и т. д.) и ориентационные (привитие устойчивого интереса к социально значимой деятельности, организация совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности).
Коммуникативные умения. Умение воспринимать и понимать учащихся, проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие в процессе общения; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, коллегами, родителями на фоне непрерывно происходящего педагогического общения педагога и школьника, адекватно разрешать конфликты в педагогической работе. Можно выделить перцептивную составляющую как умение понимать друг друга, информационную как взаимоотношения по поводу знаний, правильного понимания информации, интерактивную как активное взаимодействие участников общения.
К прикладным умениям надо отнести очень желательные для классного руководителя умения в области искусства, ремесел, спорта, досуга: умения рисовать, играть на сцене, петь сочинять стихи, фотографировать и пр.
К психотехническим умениям относятся культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизиологической саморегуляции, в частности, с помощью системы аутотренинга;
- личностно-творческий компонент включает: индивидуальный стиль, возможности социального педагога, его готовность к саморазвитию в процессе своей деятельности, базовое образование, стаж педагогической работы, мотивационно-цен-ностное отношение к педагогической профессии и педагогическая эрудиция, интуиция, импровизация, наблюдательность, такт, эмпатия; готовность к педагогическому целеполаганию, анализу, проектированию и планированию деятельности, к оказанию помощи ребенку в его развитии и проблемах; педагогическая рефлексия, оптимизм.
К.Д. Ушинский считал, что "главное — это воспитание сердца, души, человеческого духа" [Ушинский, 1988: 173].
Научно-организационная модель развития педагогической культуры социального педагога (рис. 4) рассматривает личность специалиста как совокупность его профессионального мировоззрения, ценностных ориентации, убеждений, интеллектуальных характеристик, качеств личности, способностей, знаний и умений, деятельности, проблем, решаемых специалистом, выполняемых функций.
Рис. 4. Научно-организационная модель развития педагогической культуры социального педагога
Эффективности работы социального педагога по развитию педагогической культуры соответствуют следующие критерии ее сформированности:
1. Ценностно-целевой — направленность личности на осмысление и развитие гуманистической позиции в обучении и воспитании, духовно-нравственного потенциала, потребностно-моти-вационной сферы, на личностно-профессиональное саморазвитие.
2. Деятельностный — стремление к освоению психолого-педагогических знаний в области воспитания и развития личности, осмыслению профессионального опыта и умений, стремление к освоению форм и методов, технологий обучения, методик воспитательной работы, осмыслению и корректировке практической деятельности учителя, классного руководителя.
3. Индивидуальный — развитие индивидуальных особенностей педагога, его талантов, творческого потенциала, положительных качеств личности, корректировка отрицательных качеств, совершенствование его личностно-профессиональных качеств.
На основе критериев предлагаем три уровня развития педагогической культуры социального педагога. 1. Творчески-поисковый (высший) уровень:
- ориентирован на гуманистические принципы — приро-досообразность, культуросообразность, детоцетризм, сотрудничество, социально-педагогическую поддержку ребенка — и успешно их развивает; защищает права и интересы детей; проявляет уважение к каждому школьнику; готов всегда прийти на помощь ребенку, поддержать в решении жизненных проблем; заботится о здоровье школьников, развивает атмосферу безопасности в коллективе, школе; проявляет высокую культуру поведения, способен к нравственно-волевой саморегуляции;
- владеет современными знаниями в области возрастной психологии, психологии общения, педагогики, интересуется наукой, участвует в научно-исследовательской работе, активно взаимодействует по проблемам развития профессионального уровня с учителями, специалистами;
- применяет разумные требования к организации воспитания, умеет анализировать воспитательные ситуации, рефлектировать собственную деятельность, активно взаимодействует по проблемам воспитания и развития ребенка с учителями-предметниками, родителями, умеет выбирать и разрабатывать оригинальные методики и способы работы, соответствующие целям и интересам ребят; имеет авторские разработки, распространяет свой позитивный опыт работы, создает новые образцы педагогической практики;
- совершенствует собственный опыт обучения и воспитательной работы, имеет индивидуальный педагогический почерк, развивает собственные индивидуальные интересы как средство актуализации интересов учащихся, обладает педагогическим оптимизмом, совершенствует такие качества и чувства, как эмпатия, детоцентризм, справедливость, доброта, толерантность, чувство юмора с целью воспитания их в детях.
Действенным фактором и стимулом повышения педагогической культуры является включенность социального педагога в исследовательскую, инновационную, экспериментальную деятельность, педагогическое творчество.
2. Репродуктивно-вариативный (средний) уровень характеризуется тем, что социальный педагог, ориентируясь на ценности гуманистического воспитания, на оказание помощи и поддержки ребенку в решении его проблем, не создает новые образцы педагогической практики; в творческо-поисковой деятельности участвует эпизодически, предпринимает попытки для адаптации новых форм работы и их частичной коррекции в соответствии с особенностями учеников; изменения происходят в основном на практическом уровне; не испытывает потребности в исследовательской деятельности, эпизодически участвует в освоении новых знаний, в профессиональном и личностном самосовершенствовании.
3. Формалъно-деятелъностный (низший) уровень предполагает отсутствие системы в работе; эпизодическую помощь детям в решении их проблем; формальное участие в жизнедеятельности учеников, развитии ученического самоуправления, организации мероприятий; использование в своей практике в основном таких методов, как поручение и контроль; не имеет достаточной опоры на профессиональные знания и умения; не ведет исследовательской работы, не испытывает потребностей в творческо-поисковой деятельности, в овладении новыми знаниями воспитательными технологиями и методиками, в совершенствовании своего профессионального уровня в области воспитания.
Важный содержательный принцип педагогической культуры социального педагога — это социально-педагогическая поддержка ребенка, в систему которой включают:
1) поддержку проявлений в ребенке самости (самоопределения, самопознания, саморазвития, самореализации); консультирование ребенка и семьи; заботу о комфортабельных условиях его жизнедеятельности школе; защиту его свобод и прав; помощь в решении его индивидуальных проблем;
2) поддержку культурного самоопределения и саморазвития ребенка; помощь в проблемных ситуациях общения; поддержку в самостоятельной культурной деятельности и культурном саморазвитии; заботу о бесконфликтном включении в муль-тикультурное сообщество; развитие многообразия интересов и интереса к разнообразию; развитие его культурной идентичности (независимо от национальности);
3) поддержку самореализации детей в их продуктивной деятельности; создание условий для самостоятельного выбора; поддержку инициативности и сотрудничества, участие педагога в социальной работе, которую выполняет школьник; развитие в детях потребности помогать и заботиться о конкретных людях; обеспечение свободы социального выбора ребенка.
Таким образом, педагогическая культура является специфическим проявлением общей культуры в разнообразных педагогических и образовательных процессах, в частности в структуре педагогического общения. Педагогическая культура и общая культура соотносятся как часть и целое. Педагогическая культура социального педагога имеет свою специфику, выраженную в ее профессиональном самоопределении, содержании, формах и методах работы, где социально-педагогическая поддержка выступает ее системообразующим элементом, основным смыслом позиционного взаимодействия с детьми, основной функцией в деятельности социального педагога.
Развитие педагогической культуры в решающей мере зависит от внутренней готовности и желания приложить усилия к достижению этой цели, от степени развитости одного из основных профессионально значимых качеств личности педагога — его личностной направленности.
Система развития педагогической культуры социальных педагогов включает:
1. Прохождение курсов повышения квалификации.
Повышение квалификации — это обучение, направленное на углубление знаний и совершенствование педагогической культуры в специально организованных образовательных структурах — институтах повышения квалификации.
Объективная необходимость и значимость организационно-педагогической целостности профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации педагогов обусловлены тем, что:
- подготовка и повышение квалификации социальных педагогов являются органичной частью всей системы подготовки и повышения квалификации педагогов школ страны;
- овладение теоретическими основами педагогической культуры социальными педагогами ведется одновременно и в тесной связи с освоением педагогической практики, благодаря чему достигается целостность педагогической подготовки субъектов культурной среды школы;
- в процессе подготовки и повышения квалификации социальных педагогов не только совершенствуются и корректируются социально- и психолого-педагогические знания и способности, но и формируются, изменяются в целом личность, ее личностные качества.
2. Организацию специализированной подготовки социальных педагогов в образовательных округах: проведение учебных сессий, посвященных основным сферам их деятельности, семинаров по психологии общения, по изменению педагогической позиции (групповая работа, тренинги), по освоению социально-педагогических технологий; клуб общения, индивидуальные консультации.
3. Для повышения эффективности работы по развитию педагогической культуры создаются кафедры или направления в социальной службе школы, целью которых являлась не только методическая работа, обсуждение педагогического опыты, но и интеграция социальных педагогов и иных педагогов для участия в научно-исследовательских проектах.
4. Выполнение заданий в рамках исследовательской деятельности социальных педагогов.
5. Научно-исследовательскую деятельность социальных педагогов: поиск и апробация социально-педагогических технологий, складывание индивидуальной программы самоорганизации, определение реального объема содержания работы, фиксация затруднений, разработка программы самообразования, анализ собственной деятельности, творческий отчет, доклады; разработка сценариев, подготовка материалов для обобщения, создание индивидуальной программы работы.
6. Самообразование. Самостоятельный поиск научно-методической литературы, сфер профессионального педагогического общения, адекватных индивидуальным целям и задачам учителей-предметников и классного руководителя.
7. Практическая деятельность по освоению современного содержания работы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем особенность современной психологической службы в школе?
2. Перечислите основные личностные характеристики психолога.
3. Отметьте основные задачи психологической службы.
4. Покажите отличие требований к социальному педагогу, к его обязанностям.
5. Раскройте основные цели и задачи деятельности социального педагога.
6. Объясните влияние социальных, экономических и других процессов на развитие жизненного уровня, культурного развития, трудовой занятости этих людей.
7. Проблемы выявления одаренных детей и их поддержки.
8. Необходима ли социально-педагогическая поддержка молодежи со спортивными задатками, рационализаторскими склонностями и почему?
9. Использование интеллектуального потенциала социально перспективного контингента для укрепления нравственной атмосферы в обществе.
Практическое задание.
На основании материала п. 8.1 составьте свой личностный портрет социального педагога. Докажите значимость предложенных качеств.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выделите группы социально-незащищенных детей и раскройте содержание работы с ними.
2. На конкретных примерах раскройте виды помощи разным категориям детей: детям с проблемами в связи с кризисными ситуациями жизни и развития; детям с психофизическими проблемами в развитии; детям с психосоциальными проблемами в развитии; одаренным детям.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.
3. Иванов А.В. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М., 2006.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 2005.
6. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования: учеб.-метод.пособие / Авт.-сост. T.C. Ка-пелевич. — Минск, 2007.
7. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под ред. М.А. Га-лагузовой. — М., 2000.
8. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М., 2001.
Дополнительная:
1. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учеб. пособие. — М., 1998.
2. Профессия: Социальный педагог: Метод, рекомендации для студентов отделения социальной педагогики. — Магнитогорск, 1994.
3. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К.Д. Педагогичекие соч.: В 6 т. — М., 1988. — Т. 1. — С. 177-193.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога