logo
Иванов А

8.3. Педагогическая культура социального педагога

Педагогическая культура существует в единстве своих со­ставляющих:

- укоренившихся в данной культуре представлений о вос­питании и социальной помощи (уровень педагогических взгля­дов и информированности);

- понимания особого содержания педагогической деятель­ности (уровень педагогических мотивов, смыслов, принципов);

- педагогических практических приемов и методов, приня­тых в определенных сообществах, например в учительских кол­лективах разных школ или в разных национально-культурных традициях (уровень владения педагогическими техниками);

- определенного характера педагогического общения и по­ведения (уровень педагогического такта и интуиции);

- реальных практик, опыта педагогической деятельности в их непосредственной организации в семье и в различных сооб­ществах, а также у конкретных профессионалов (учителей, со­циальных педагогов, воспитателей, преподавателей) (уровень педагогического мастерства и особенностей опыта).

Итак, обобщенно выразить суть педагогической культу­ры можно следующим образом: педагогическая культура — это система практически реализуемых норм и ценностных от­ношений к культивированию человека посредством его обра­зования (воспитания и обучения). Она создает и обеспечивает растущему человеку условия для саморазвития и самореали­зации в системе образования и самообразования. Такова педа­гогическая культура в предельно широком, социально-куль­турном смысле слова.

Педагогическая культура социального педагога рассматри­вается как совокупность нравственных, профессиональных по­зиций, подходов, содержания, форм и методов работы, личнос-тно-профессиональных качеств, выработанных на основе опы­та и индивидуальных особенностей личности.

В реализации педагогической культуры социального педа­гога важны следующие компоненты, содержание которых было выделено путем теоретико-методологических размышлений, методом анализа и обобщения теоретических смыслов из вы­шеназванных понятий с учетом специфики их деятельности, взаимообуславливающие друг друга:

- онтологический компонент — это отношение педагога к своей профессии, к выбранному жизненному пути, профессио­нальное самоопределение и потребность профессионального самосовершенствования, принятие позиции помощника и за­щитника ребенка в процессе социализации;

- аксиологический компонент — это совокупность соци­альных и нравственных ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс. Социально-педагогические системы, идеи, концепции, социаль­но-педагогическая деятельность выступают педагогическими ценностями;

- методический компонент — это способы социально-пе­дагогической деятельности, овладение современными социаль­но-педагогическими методиками и технологиями, соответству­ющим содержанием работы, профессиональной деятельностью на операциональном уровне, освоение игровых технологий, про­фессионально-педагогические умения (ставить педагогические задачи, программировать способ педагогического действия, вы­полнять их, изучать результаты решения педагогической зада­чи). В этом компоненте реализуется в большей степени профес­сиональная компетентность.

Компетентность социального педагога складывается из следующих умений:

Аналитические умения складываются из следующих час­тных умений: анализировать педагогические явления (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; находить в пси­холого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно ди­агностировать педагогическое явление; вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оп­тимального решения.

Прогностические умения. Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей информации о результатах действий строится на основе знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастно­го и индивидуального развития учащихся. Состав прогностичес­ких умений можно представить следующим образом: выдвиже­ние педагогических целей и задач; отбор способов достижения педагогических целей; предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений; определение этапов (или стадий) педагогического процесса; распределение времени; пла­нирование вместе с учащимися жизнедеятельности. Умение педагогического прогнозирования требует от педагога овладе­ния такими методами интеллектуальной деятельности, как мо­делирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и т. д.

Рефлексивные умения. Рефлексия не только знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, как его знают другие, его личностные осо­бенности, эмоциональные реакции и когнитивные представле­ния.

Гностические (познавательные) умения — это умения ра­ботать с разными видами информации в решении педагогичес­ких задач: получать, обрабатывать и использовать информацию, умение работать с новыми информационными технологиями, словом, владеть информацией, методологической и научно-ме­тодической культурой.

К организационным умениям относят: мобилизационные (привлечение внимания учащихся и развитие устойчивых ин­тересов к учению, труду, другим видам деятельности; форми­рование потребности в знаниях; актуализация знаний и жиз­ненного опыта воспитанников; создание ситуаций для проявле­ния школьником нравственных поступков, создание атмосфе­ры сопереживания и т. д.), информационные (интерпритирова-ние и адаптация информации к задачам воспитания), развива­ющие (создание проблемных ситуаций, стимулирование позна­вательной самостоятельности и творческого мышления и т. д.) и ориентационные (привитие устойчивого интереса к социально значимой деятельности, организация совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально зна­чимых качеств личности).

Коммуникативные умения. Умение воспринимать и пони­мать учащихся, проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие в процессе обще­ния; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотно­шения педагога с учащимися, коллегами, родителями на фоне непрерывно происходящего педагогического общения педагога и школьника, адекватно разрешать конфликты в педагогической работе. Можно выделить перцептивную составляющую как уме­ние понимать друг друга, информационную как взаимоотноше­ния по поводу знаний, правильного понимания информации, ин­терактивную как активное взаимодействие участников общения.

К прикладным умениям надо отнести очень желательные для классного руководителя умения в области искусства, реме­сел, спорта, досуга: умения рисовать, играть на сцене, петь со­чинять стихи, фотографировать и пр.

К психотехническим умениям относятся культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоя­нием, умения психофизиологической саморегуляции, в частно­сти, с помощью системы аутотренинга;

- личностно-творческий компонент включает: индиви­дуальный стиль, возможности социального педагога, его готов­ность к саморазвитию в процессе своей деятельности, базовое образование, стаж педагогической работы, мотивационно-цен-ностное отношение к педагогической профессии и педагогичес­кая эрудиция, интуиция, импровизация, наблюдательность, такт, эмпатия; готовность к педагогическому целеполаганию, анализу, проектированию и планированию деятельности, к ока­занию помощи ребенку в его развитии и проблемах; педагоги­ческая рефлексия, оптимизм.

К.Д. Ушинский считал, что "главное — это воспитание сер­дца, души, человеческого духа" [Ушинский, 1988: 173].

Научно-организационная модель развития педагогической культуры социального педагога (рис. 4) рассматривает личность специалиста как совокупность его профессионального мировоз­зрения, ценностных ориентации, убеждений, интеллектуальных характеристик, качеств личности, способностей, знаний и уме­ний, деятельности, проблем, решаемых специалистом, выпол­няемых функций.

Рис. 4. Научно-организационная модель развития педагогической культуры социального педагога

Эффективности работы социального педагога по развитию педагогической культуры соответствуют следующие критерии ее сформированности:

1. Ценностно-целевой — направленность личности на ос­мысление и развитие гуманистической позиции в обучении и вос­питании, духовно-нравственного потенциала, потребностно-моти-вационной сферы, на личностно-профессиональное саморазвитие.

2. Деятельностный — стремление к освоению психолого-педагогических знаний в области воспитания и развития лич­ности, осмыслению профессионального опыта и умений, стрем­ление к освоению форм и методов, технологий обучения, мето­дик воспитательной работы, осмыслению и корректировке прак­тической деятельности учителя, классного руководителя.

3. Индивидуальный — развитие индивидуальных особенно­стей педагога, его талантов, творческого потенциала, положитель­ных качеств личности, корректировка отрицательных качеств, совершенствование его личностно-профессиональных качеств.

На основе критериев предлагаем три уровня развития пе­дагогической культуры социального педагога. 1. Творчески-поисковый (высший) уровень:

- ориентирован на гуманистические принципы — приро-досообразность, культуросообразность, детоцетризм, сотрудни­чество, социально-педагогическую поддержку ребенка — и ус­пешно их развивает; защищает права и интересы детей; прояв­ляет уважение к каждому школьнику; готов всегда прийти на помощь ребенку, поддержать в решении жизненных проблем; заботится о здоровье школьников, развивает атмосферу безо­пасности в коллективе, школе; проявляет высокую культуру поведения, способен к нравственно-волевой саморегуляции;

- владеет современными знаниями в области возрастной психологии, психологии общения, педагогики, интересуется на­укой, участвует в научно-исследовательской работе, активно взаимодействует по проблемам развития профессионального уровня с учителями, специалистами;

- применяет разумные требования к организации воспита­ния, умеет анализировать воспитательные ситуации, рефлек­тировать собственную деятельность, активно взаимодействует по проблемам воспитания и развития ребенка с учителями-предметниками, родителями, умеет выбирать и разрабатывать оригинальные методики и способы работы, соответствующие целям и интересам ребят; имеет авторские разработки, распро­страняет свой позитивный опыт работы, создает новые образ­цы педагогической практики;

- совершенствует собственный опыт обучения и воспита­тельной работы, имеет индивидуальный педагогический почерк, развивает собственные индивидуальные интересы как средство актуализации интересов учащихся, обладает педагогическим оптимизмом, совершенствует такие качества и чувства, как эм­патия, детоцентризм, справедливость, доброта, толерантность, чувство юмора с целью воспитания их в детях.

Действенным фактором и стимулом повышения педагоги­ческой культуры является включенность социального педагога в исследовательскую, инновационную, экспериментальную де­ятельность, педагогическое творчество.

2. Репродуктивно-вариативный (средний) уровень характе­ризуется тем, что социальный педагог, ориентируясь на ценности гуманистического воспитания, на оказание помощи и поддержки ребенку в решении его проблем, не создает новые образцы педаго­гической практики; в творческо-поисковой деятельности участвует эпизодически, предпринимает попытки для адаптации новых форм работы и их частичной коррекции в соответствии с особенностями учеников; изменения происходят в основном на практическом уровне; не испытывает потребности в исследовательской деятель­ности, эпизодически участвует в освоении новых знаний, в про­фессиональном и личностном самосовершенствовании.

3. Формалъно-деятелъностный (низший) уровень предпо­лагает отсутствие системы в работе; эпизодическую помощь де­тям в решении их проблем; формальное участие в жизнедеятель­ности учеников, развитии ученического самоуправления, орга­низации мероприятий; использование в своей практике в основ­ном таких методов, как поручение и контроль; не имеет доста­точной опоры на профессиональные знания и умения; не ведет исследовательской работы, не испытывает потребностей в твор­ческо-поисковой деятельности, в овладении новыми знаниями воспитательными технологиями и методиками, в совершенство­вании своего профессионального уровня в области воспитания.

Важный содержательный принцип педагогической культу­ры социального педагога — это социально-педагогическая под­держка ребенка, в систему которой включают:

1) поддержку проявлений в ребенке самости (самоопреде­ления, самопознания, саморазвития, самореализации); консуль­тирование ребенка и семьи; заботу о комфортабельных услови­ях его жизнедеятельности школе; защиту его свобод и прав; по­мощь в решении его индивидуальных проблем;

2) поддержку культурного самоопределения и саморазви­тия ребенка; помощь в проблемных ситуациях общения; под­держку в самостоятельной культурной деятельности и культур­ном саморазвитии; заботу о бесконфликтном включении в муль-тикультурное сообщество; развитие многообразия интересов и интереса к разнообразию; развитие его культурной идентично­сти (независимо от национальности);

3) поддержку самореализации детей в их продуктивной деятельности; создание условий для самостоятельного выбора; поддержку инициативности и сотрудничества, участие педаго­га в социальной работе, которую выполняет школьник; разви­тие в детях потребности помогать и заботиться о конкретных людях; обеспечение свободы социального выбора ребенка.

Таким образом, педагогическая культура является специ­фическим проявлением общей культуры в разнообразных пе­дагогических и образовательных процессах, в частности в струк­туре педагогического общения. Педагогическая культура и об­щая культура соотносятся как часть и целое. Педагогическая культура социального педагога имеет свою специфику, выра­женную в ее профессиональном самоопределении, содержании, формах и методах работы, где социально-педагогическая под­держка выступает ее системообразующим элементом, основным смыслом позиционного взаимодействия с детьми, основной фун­кцией в деятельности социального педагога.

Развитие педагогической культуры в решающей мере зави­сит от внутренней готовности и желания приложить усилия к достижению этой цели, от степени развитости одного из основ­ных профессионально значимых качеств личности педагога — его личностной направленности.

Система развития педагогической культуры социальных педагогов включает:

1. Прохождение курсов повышения квалификации.

Повышение квалификации — это обучение, направленное на углубление знаний и совершенствование педагогической культуры в специально организованных образовательных структурах — институтах повышения квалификации.

Объективная необходимость и значимость организационно-педагогической целостности профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации педагогов обусловле­ны тем, что:

- подготовка и повышение квалификации социальных пе­дагогов являются органичной частью всей системы подготовки и повышения квалификации педагогов школ страны;

- овладение теоретическими основами педагогической культуры социальными педагогами ведется одновременно и в тесной связи с освоением педагогической практики, благодаря чему достигается целостность педагогической подготовки субъектов культурной среды школы;

- в процессе подготовки и повышения квалификации соци­альных педагогов не только совершенствуются и корректиру­ются социально- и психолого-педагогические знания и способ­ности, но и формируются, изменяются в целом личность, ее лич­ностные качества.

2. Организацию специализированной подготовки социальных педагогов в образовательных округах: проведение учебных сессий, посвященных основным сферам их деятельности, семинаров по психологии общения, по изменению педагогической позиции (груп­повая работа, тренинги), по освоению социально-педагогических технологий; клуб общения, индивидуальные консультации.

3. Для повышения эффективности работы по развитию пе­дагогической культуры создаются кафедры или направления в социальной службе школы, целью которых являлась не только методическая работа, обсуждение педагогического опыты, но и интеграция социальных педагогов и иных педагогов для учас­тия в научно-исследовательских проектах.

4. Выполнение заданий в рамках исследовательской дея­тельности социальных педагогов.

5. Научно-исследовательскую деятельность социальных педагогов: поиск и апробация социально-педагогических техно­логий, складывание индивидуальной программы самоорганиза­ции, определение реального объема содержания работы, фик­сация затруднений, разработка программы самообразования, анализ собственной деятельности, творческий отчет, доклады; разработка сценариев, подготовка материалов для обобщения, создание индивидуальной программы работы.

6. Самообразование. Самостоятельный поиск научно-мето­дической литературы, сфер профессионального педагогического общения, адекватных индивидуальным целям и задачам учи­телей-предметников и классного руководителя.

7. Практическая деятельность по освоению современного содержания работы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем особенность современной психологической служ­бы в школе?

2. Перечислите основные личностные характеристики пси­холога.

3. Отметьте основные задачи психологической службы.

4. Покажите отличие требований к социальному педагогу, к его обязанностям.

5. Раскройте основные цели и задачи деятельности соци­ального педагога.

6. Объясните влияние социальных, экономических и дру­гих процессов на развитие жизненного уровня, культурного раз­вития, трудовой занятости этих людей.

7. Проблемы выявления одаренных детей и их поддержки.

8. Необходима ли социально-педагогическая поддержка молодежи со спортивными задатками, рационализаторскими склонностями и почему?

9. Использование интеллектуального потенциала социаль­но перспективного контингента для укрепления нравственной атмосферы в обществе.

Практическое задание.

На основании материала п. 8.1 составьте свой личностный портрет социального педагога. Докажите значимость предло­женных качеств.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выделите группы социально-незащищенных детей и рас­кройте содержание работы с ними.

2. На конкретных примерах раскройте виды помощи раз­ным категориям детей: детям с проблемами в связи с кризис­ными ситуациями жизни и развития; детям с психофизически­ми проблемами в развитии; детям с психосоциальными пробле­мами в развитии; одаренным детям.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском воз­расте. — М., 1968.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

3. Иванов А.В. Детско-взрослое сообщество культурной сре­ды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М., 2006.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 2005.

6. Организация социально-педагогической работы в учреж­дениях образования: учеб.-метод.пособие / Авт.-сост. T.C. Ка-пелевич. — Минск, 2007.

7. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под ред. М.А. Га-лагузовой. — М., 2000.

8. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М., 2001.

Дополнительная:

1. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учеб. по­собие. — М., 1998.

2. Профессия: Социальный педагог: Метод, рекомендации для студентов отделения социальной педагогики. — Магнито­горск, 1994.

3. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К.Д. Педагогичекие соч.: В 6 т. — М., 1988. — Т. 1. — С. 177-193.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4