Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
Основные понятия: социальная педагогика, социальное воспитание, социализация, социальное развитие, социальный опыт, социальная адаптация и дезадаптация, социальная помощь, социально-педагогическая поддержка, социальная адаптация, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогический процесс, социальная интеграция, индивидуализация, интериоризация, импринтинг, рефлексия, подражание, идентификация.
Понятие "социализация" является одним из ключевых в социальной педагогике. Однако первоначально оно было использовано в социологии и "без купюр" взято в социальную педагогику. Задача современных ученых заключается в определении сущности и содержания этого понятия для социальной педагогики. Приведем пример.
Процесс социализации в советский период протекал в основном бескризисно, поскольку была обеспечена сравнительно стабильная жизнь общества. Условия экстенсивного экономического развития страны создавали возможности для адаптации и интеграции человека в сфере образования и производства, что позволяло осуществлять почти беспроблемную трудовую и социальную интеграцию. Изменившаяся ситуация в стране, связанная с экономической дифференциацией населения и разнообразием его политических взглядов, воздействовала на изменение содержания, форм и условий социализации. Воздействие общественных и государственных институтов на процесс социализации личности снизилось, усилились проблемы в периоды адаптации и интеграции личности. У подрастающего поколения расширились рамки социальной автономии, внешних факторов влияния [Воронков, 1993].
В этом абзаце раскрывается социологическое значение социализации. (Однако необходимо выявить социально-педагогический смысл:, который предусматривает влияние государственных, общественных организаций и учреждений, социокультурной среды, профессиональных специалистов, обеспечивающих процесс социализации личности, что требует новых теоретико-методологических и научно-методических исследований.
2.1. Сущность социализации и ее особенности
Автором термина "социализация" применительно к человеку является американский социолог Гиддингс (понимал социализацию как развитие социальной природы или характера индивида), использовавший его в 1887 г. в книге "Теория социализации".
Впервые упоминание о социализации встречается в XVII в. как переход земли из частной собственности в общественное достояние.
К сер. XX в. социализация (от лат. socialis — общественный) превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования. Сегодня проблема социализации или ее отдельные аспекты изучается психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов социализация в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение, социализация в разных обществах и культурах) и педагогикой (воспитание) (И. Кон),
В философии социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему социальных отношений (в том числе в микросоциум, в систему ролей, прав и обязанностей гражданина).
В социологии социализация — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, владение которыми позволяет личности чувствовать себя комфортно.
В политологии социализация направлена на процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и гражданином государства основных элементов соответствующей культуры.
Исследователи культурных процессов в обществе (культурология) рассматривают социализацию как энкультурацию или межпоколенческую трансмиссию культуры, т. е. сохранение и преемственность различных культурных моделей, их трансмиссия из поколения в поколение. Человек должен освоить культурный пласт предыдущего и, восприняв новые культурные тенденции, передать новому поколению. Д.А. Шевченко видит в социализации процесс усвоения индивидом культуры и главенствующих ее ценностей и символов, выработки своего стиля жизнедеятельности. Социализация — это развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
С позиции социальной психологии "социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию" [Шевандрин, 1995]. Социализация — совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (И. Кон).
В теории социализации (в области философии и социологии) есть авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты и т. п. к условиям существования в обществе (фрейдизм), другие ученые видят в личности пассивный продукт социальных влияний. Третьи видят в социализации направленность на развитие активной личности, способной к преобразованию общества (теория интеграции). Марксистская концепция исходит из того, что социализация должна изучаться как в филогенетическом (формирование родовых свойств человечества), так и в онтогенетическом (формирование конкретного типа личности) плане. Социализация — это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат. Содержание, стадии и конкретные механизмы социализации имеют исторический характер, существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ. При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной "формы". Индивид, выступающий как объект социализации, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательской общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки.
Социальная педагогика рассматривает социализацию как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование (А.В. Мудрик).
Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах (А.В. Мудрик). В данном определении автор подчеркивает виды социализации и самостоятельную роль индивида в этом процессе.
Социализация — это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта (Л.В. Мардахаев). Ученый обращает внимание на усвоение и обогащение социального опыта в процессе социализации.
Можно предложить еще одно определение, где указывается собственно социально-педагогический аспект социализации, ее направленность, в том числе на раскрытие индивидуальных возможностей, а также указывается сфера самореализации человека — окружающая среда.
Социализация — это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде.
Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода из нестандартных ситуаций. Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса [Сласте-нин, 1997]. Во втором — она осуществляется как преднамеренный и специально организованный относительно регулируемый процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.
Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Он начинается с появления человека на свет и формирования его сознания, а завершается с его смертью.
Процесс социализации охватывает разнообразные явления общественной жизни. Не скрою, что в момент определения параметров развития человека возникает целая вереница правил и законов, которые определяют движение человека по его жизненной траектории. Однако в судьбе каждого заложен механизм реализации генетических особенностей и возможностей именно здесь, в этом социальном пространстве. Одни думают, что это связано с Божественной Волей, другие — со случайным стечением обстоятельств. В появлении человеческого существа на Земле задействованы многочисленные факторы, которые характерны для данного типа общества и направлены на его движение по пути реализации общественного плана, заложенного в единый код развития мироздания. Таким образом, процесс социализации содержит в себе целевую составляющую, направленную на совершенствование всей общественной жизни. Инструментом выступает человек, который порождает общественные нормы, опираясь на предыдущие, при этом изменяет их или привносит качественно новые. В социализации, таким образом, ведущими становятся отношения, которые порождаются людьми для осуществления личностного развития и реализации своих личностных планов. Если возникает ситуация, когда происходит сбой в отношениях, который приводит к разрушению связей и нарушениям в развитии личности, возникает побочный процесс социализации (дисоциализация), создающий иное социальное пространство, основанное на ложных ценностях, нормах, способах поведения. Неудовлетворенность собой, своим социальным положением является важным стимулом как для дисоциализации, так и ресоциализации, т. е. восстановления прерванных связей с обществом и стремление к движению по пути социализации. Опережение в развитии личности также возникает тогда, когда стимулом становится неудовлетворенность, что подталкивает человека к поиску новых смыслов и определению новых мотивов. Значит, социализация опирается на личностные мотивы, которые, в свою очередь, порождены ею.
В целом каждый член общества в процессе социализации и взросления формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усваивает и интегрирует в себя культуру общества или отдельные ее компоненты. С этой точки зрения каждый человек является носителем общей культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях конкретной социальной общности.
В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность составляющих.
Составляющие социализации (по А.В. Мудрику):
- стихийная социализация (социализация осуществляется во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями);
- относительно направляемая социализация (когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.);
- относительно социально контролируемая социализация (социальное воспитание) — планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
- более или менее сознательное изменение человека в соответствии с объективными условиями жизни или вопреки им.
Социальное формирование личности — это естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.
Развитие — это процесс закономерного преобразования личности в результате ее социализации. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. Социальное развитие личности — это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное, закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.
Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека.
Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т. д. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности (Л.В. Мардахаев).
Основные виды социализации как процессы усвоения личностью социальных ролей: полоролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, этносоциализация, субкультурно-групповая (Н.Ф. Мае лова).
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человек) для естественного социального развития как личности. Как проявление это социальная реакций человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать от своих сверстников или опережать их. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Социальный опыт представляет собой совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей (Л.В. Мардахаев).
Факторы среды — это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека, оказывает прямое или косвенное воздействие на эффективность процесса социализации. Важную роль для развития культурной среды школы играют субъектные факторы, включающие ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям, педагогические способности и качества, взаимодействие субъектов и др. Социокультурные факторы оказывают как прямое, так и косвенное влияние на развитие культурной среды школы. К основным культурно-образовательным факторам по результатам исследования отнесены: государственные решения в области образования; уровень развития науки в стране, свидетельствующий о возможности теоретически обоснованного решения проблемы; уровень материально-технического и методического обеспечения образовательной деятельности; особенности социокультурной среды региона, его культурно-образовательной инфраструктуры (Л.В. Мардахаев).
А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макрофакторы — космос, планета, мир; мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы — институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.
2.2. Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации
Наиболее интенсивный процесс социализации проходит в детский период, затем он уже не имеет таких ярких проявлений в жизнедеятельности человека (смена сферы деятельности, места работы, места жительства и т. д.). Хотя и осуществляется при последовательном прохождении основных фаз социализации: социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции. Поэтому в данном параграфе мы сосредоточим внимание на периодах жизни ребенка от рождения до его совершеннолетия.
Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития человека. Эти периодизации весьма условны, так как ограничены рамками определенного социокультурного и этнокультурного пространства, а также разработаны на разных теоретических основаниях. Существуют возрастные периодизации, разработанные Д.Б. Элькониньш, В.И. Слободич-ковым, А.В. Мудриком, Л. Кольбергом и многими другими.
Условно мы выделяем следующие этапы, которые рассматриваются многими учеными-педагогами:
1) младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности — общение, институт — семья);
2) детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение);
3) отрочество (7-13 лет, учеба, школа, семья);
4) юность (14-20 лет, образование, досуг, общение; товарищеское окружение, отчасти семья);
5) зрелая личность (20-40 лет, высокая активность, раскрытие потенциала, создание семьи);
6) предпенсионный (40-60 лет, семейно-бытовая, профес-сионально-досуговая виды деятельности);
7) пенсионный (60 лет и более, отказ от активной трудовой деятельности, семья).
Фазы социализации. Процесс социализации личности состоит из трех основных фаз. В первой фазе происходит социальная адаптация индивида, т. е., осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, "потерять" на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персонолизации. Для личностного процесса это индивидуализация. Для социально-педагогического процесса это обособление (социальная автономизация). И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою автономность и при этом интегрироваться в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. При этом, в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других — нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других — нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.
1. Социальная адаптация — это приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности.
В процессе адаптации индивид может занимать как актива ную позицию — не только усваивать нормы и правила, но и показывать свое отношение, так и пассивную — молчаливо принимать и подчиняться.
Социализация в фазе социальной адаптации означает прежде всего осознание себя частью сообщества, в котором человек живет. От первых попыток построения отношений с миром через общение с родителями как способа выживания, реализации насущных потребностей в пище, тепле и душевном тепле, к потребности общения, потребности почувствовать себя частью целого. Именно это толкает ребенка к быстрому освоению человеческих норм: речью, правилами поведения (подозвать криком, движением рук, удержать около себя улыбкой или плачем, затем и словами и т. д.). В дальнейшем происходит освоение социальных ролей, приобретение первого социального опыта. Первая фаза социализации, таким образом, большинством ученых называется социальной адаптацией, т. е. освоением способов проживания в человеческом сообществе для удовлетворения витальных потребностей: в безопасности, пище, тепле, жилье, а также общении. Адаптация начинается с момента рождения. В детстве ребенка обучают базовым элементам принятого в данном обществе потребительского поведения: что и как есть, как одеваться, как поддерживать гигиену тела и т. д. В юности культура потребления осваивается уже более детально. К возрасту 18-20 лет большинство индивидов уже знают, как принято потреблять в данном обществе, и вольно или невольно следуют общему направлению. Однако этим адаптация не заканчивается, она продолжается всю жизнь. Появляются все новые и новые объекты, которые надо узнать, научиться ими пользоваться, привыкнуть к ним и т. д. Пока человек живет, он проходит социализацию, хотя по масштабам и по интенсивности она, конечно, существенно отличается от той, которую он проходил в детстве. В зрелом возрасте идет постепенный процесс освоения меняющейся культуры.
Фазу адаптации интересно раскрывает теория научения, суть которой состоит в том, что тем или иным способом, эксплицитно или имплицитно, ребенок целенаправленно обучается определенным реакциям на определенные стимулы и определенным моделям поведения, принятым в его обществе, и постепенно выучивает культуру, в которой ему предстоит жить.
Социальная адаптация включает несколько компонентов:
- накопление социальных образов и способов социально приемлемого поведения, которые позволяют ребенку осваивать социальное пространство;
- приспособление как способ войти в сообщество людей, т. е. освоение социальных ролей — мотивов, социальных потребностей;
- частичное присвоение приемлемых для себя социальных норм (начала социальной интериоризации).
Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального существа и образуются связи с его окружением. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Ребенок улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен, развитие ребенка оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным. Хотя на последующих этапах возможна коррекция при помощи специалистов и желания индивида.
Первый период социальной адаптации начинается от рождения и продолжается до 1 года, для которого характерен импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ тех, с кем он непосредственно связан. В ходе импринтинга ребенок запоминает свою принадлежность к определенным людям, то, как они выглядят, с кем он находится в тесных социальных отношениях.
Второй период социальной адаптации (1-3 года) может смыкаться или перекрываться с первым периодом, когда ребенок начинает выделять себя из мира прочих существ. При всей своей экзистенциальной автономности ребенок стремится к растворению себя в референтной группе, а затем и в более широком социальном пространстве, активно осваивая речь, предметы, нормы. К характерным психологическим механизмам социализации относится экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия с референтной группой (А.В. Мудрик).
В третий период (3-5 лет) ребенок приобретает собственное "Я". Резко возрастают активность и самостоятельность. Усиливается исследовательская активность: ребенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Для этого периода характерно подражание, т. е. следование какому-либо примеру, а также внушение (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин) — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Игровое поведение является преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в детской иерархии. При этом сохраняется открытость миру и желание с ним активно взаимодействовать (доверие). Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям.
Следующий период (6-10 лет) связан не только с идентификацией (отождествление человека с другими людьми), но и с активным познанием мира. В этом периоде социальное окружение постепенно сужается, количество дружественных связей к концу этого периода ограничивается.
Период 10-13 лет характеризуется установлением крепких дружеских связей, поиском коллективных интересов и целей. К концу периода развитие получает рефлексивный механизм — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, принимает, оценивает или отвергает нормы, ценности и т. д.
2. В подростковом возрасте начинается интенсивный процесс социальной автономизации.
В социально-педагогической литературе иногда используют понятие "интериоризация", которое и определяет вхождение ребенка в фазу "обособления" (по А.В. Мудрику). А.В. Петровский предложил рассмотреть процесс социализации от социальной адаптации к индивидуализации, а затем к социальной интеграции. Однако процессы индивидуализации и социализации — это противоположные процессы. Поэтому корректно было бы использовать в социально-педагогическом поле понятие "социальной автономизации". Для индивида — это период активной индивидуализации. Для личности — это период обособления себя в социокультурном пространстве.
Для того чтобы не смешивать психологические понятия с социально-педагогическими, необходимо предложить новый термин, схожий с психологическим процессом интериоризации, но характеризующий переходный период социализации от социальной адаптации к социальной автономизации — эндорио-ризация (от греч. endon — внутри).
Интериоризация (от франц. interiorisation и лат. interior — внутренний) — психологический процесс преобразования ряда внешних факторов во внутренние состояния и в форму психологических структур. Интериоризация осуществляется в процессе осуществления любой деятельности: умственной или физической, в процессе жизнедеятельности. Тогда как эндориоризация — это социальный процесс усвоения внешних для индивида норм культуры как внутренней потребности, собственной нормы, принципа, это отбор личностно значимых социальных целей, ценностей, смыслов, интересов, способов поведения. Человек, эндориоризировавший потребительские модели данного общества или группы, делает совершенно свободный выбор из того, что предлагает среда. Он поступает, как все, и чувствует себя свободным.
Эндориоризация есть важнейший процесс вхождения личности из фазы социальной адаптации в пространство обособления. Принятие социальных смыслов и норм, имеющих значение для конкретного индивида, является важным этапом выявления себя из общей категории "мы". Если в период адаптации доминирующими смыслами было вхождение в сообщество людей, иногда вплоть до "растворения" себя в нем, то в период эндориоризации возникает потребность уже дифференцировано отбирать социальные смыслы, соответствующие индивидуальным особенностям личности, что подготавливает переход в деятельностную фазу социальной автономизации. Это период часто бывает кризисным для подростка, так как осознание своей "особости" приводит к стремлению разрушения старых связей и отношений. Поэтому на этом этапе ребенку необходима помощь со стороны взрослого, педагога. Педагогическое сопровождение самопознания (а это, именно, и есть процесс активного самопознания) предполагает организацию самодиагностики, самонаблюдения, проведение игр, тренингов и дискуссий, позволяющих подростку адекватно познавать себя, "не ломая" связей с окружающим миром.
3. Социальная автономизации как следующая фаза социализации позволяет человеку активно выявлять в себе то особенное, которое в освоенном пространстве не дает возможности раствориться. Индивидуальность характеризует уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств, демонстрирует его единичность и своеобразие этой единичности. Однако выделение себя как своеобразной единичности возможно только через процесс единения с общим и целым, затем осуществление постепенной взаимосвязи со множеством и только потом выявление себя из него, при этом не отвергая взаимосвязей, а создавая новые. Другими словами, человек, придя в мир как "случайный индивид" (К. Маркс), старается растворить себя в социальном окружении (социальный индивид), затем выступает как представитель социальной группы и только потом стремится выделить себя как персонофицированную личность, а в дальнейшем предъявить себя миру как социальную личность, т. е. быть для общества необходимым. Для данной фазы характерен процесс самоидентификации. Самоидентификация человека заключается в осознании собственной уникальности, определении своих возможностей, интересов, талантов, способностей. Выстраивается иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело. В своих контактах человек стремится понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой особого уважения, дружбы, любви. Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями.
Именно в фазе социальной автономизации подросток стремится включиться во взрослую систему иерархии, приобрести определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей, как с одногодками, так и с другими, более взрослыми подростками. Фаза автономизации охватывает как подростковый период, так и период юности, в зависимости от уровня социализированности человека.
Если в фазе адаптации ребенок стремится "вписаться" в сообщество, интуитивно зная, чего он хочет, то в фазе социальной автономизации он стремиться сообщить миру о своей автономии. А.В. Мудрик выделяет эту фазу как фазу обособления, включающую ценностную, эмоциональную и поведенческую автономии. "Обособление — процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса — потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление — это процесс и результат становления человеческой индивидуальности" [Мудрик, 2005].
Для индивида характерным становится процесс самоопределения и самореализации, когда он после некоторого накопления представлений о себе, своих интересах, потребностях (самопознание) выдвигает личностные цели и пытается их реализовать для самоутверждения в окружающем его сообществе. Одновременно он постигает и основы самоорганизации и самореабилитации как процессов, обеспечивающих успешную жизнедеятельность. Однако в подростковом возрасте это приводит часто к игнорированию общепринятых общественных норм. Подросток всячески пытается себя обособить от них, чтобы продемонстрировать свою исключительность. Накопление социального опыта, связанного с позитивными и негативными последствиями осуществляемой деятельности, приводит к тому, что происходит качественный скачок в психологическом образе личности.
В конце фазы социальной автономизации возникает еще один процесс, который может быть назван экзориоризация, схожий с психологическим понятием экстериоризации (от лат. exterior — наружный, внешний) — психологический процесс преобразования ряда внутренних психологических структур и состояний в форму внешнего изъявления, в некие внешние действия и высказывания, но не используемый нами по тем же основаниям, что и понятие "интериоризация". Экзориоризация (от греч. ехо — снаружи, вне, пишется в начале сложных слов, означает "внешний", "имеющий место вне чего-либо") — социальный процесс, являющийся переходом из фазы социальной автономизации в фазу социальной интеграции, характеризующийся осознанным желанием привнести личностные смыслы, потребности и мотивы, интересы и качества в социально одобряемую деятельность. На этом этапе для подростка характерным является выбор интересов, связанных с профессиональной ориентацией, выбором профессиональной сферы деятельности. Помощь социального педагога очевидна. Это организация профориентационной работы (диагностика интересов; пропаганда разнообразных профессий, проведение тренингов, игр, дискуссий и т.д.).
4. Этот момент характеризует переход в следующую фазу социализации — социальную интеграцию (А.В. Петровский). Социальная интеграция — осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, заявление о своей принадлежности общностям, в определении приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными. Иначе говоря, происходит преобразование предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания: превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой), использование социального опыта в соответствии с социальными правилами с целью обеспечения успешности своего бытия.
Такого рода преобразования способствуют критической оценке собственного поведения индивида и отношений в социуме, что, в свою очередь, побуждает к корректировке своих действий и преобразованию реальной действительности.
Социальная интеграция предполагает не только раскрытие своей индивидуальности (понимание генетически заданных способностей и талантов, взглядов), но и личностно значимых социальных и профессиональных компетенций, которые могут быть реализованы в обществе. Например, землепашец по призванию и умениям не сможет быть успешным в городском мегаполисе. Он будет искать бреду, где его труд и способности будут востребованы. Происходит преобразующее воспроизводство личностных мотивов, целей в адекватной социальной среде. Человек, используя накопленный социальный опыт и индивидуальные возможности и способности, активно воздействует на социальную среду, изменяет ее, но при этом обогащает себя новыми смыслами, целями и тем самым стимулирует развитие себя, свое преобразование. Однако использование новых личностно значимых мотивов, которые как бы вырастают из предыдущих (но не равнозначных), не гарантирует реализации целей. Достижение первоначально принятой цели необходимо, но еще недостаточно для достижения вновь поставленной цели. Это требует новых адаптационных усилий и развития индивидуальных новообразований, обеспечивающих дальнейшую успешную социализацию. Отсутствие необходимых социальных условий, соответствующей культурной (целенаправленно развиваемой) и социокультурной (стихийной по отношению к личности), бесспорно, тормозит развитие личности и требует дополнительных усилий (знаний, умений и т. д.) для реализации его целей. Сочетание накопленных количественных и качественных преобразований и изменений, а также благоприятные социальная, культурная и социокультурная среды могут привести к качественному витку в развитии личности, что обеспечит ему социальный успех в обществе. Для данного периода характерными социально-психологическими механизмами являются как социальная рефлексия, так и конформность (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин) — осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении в оценках и мнениях или пассивное принятие ориентации группы.
Каждый воспринимает, думает, составляет суждения и контролирует себя согласно рамкам представления группы, в которой он задействован. Так как он определяет объекты, других людей, мир и себя с перспективы, которой он обладает вместе с другими, он может представлять свою линию действия со своей обобщенной точки зрения, предсказывать реакции других, сдерживать нежелательные импульсы и, таким образом, контролировать свое поведение. Социализированная личность — это общество в миниатюре; она устанавливает для себя такие же стандарты поведения, как и для других, и судит себя с той же самой точки зрения.
По мнению И. Кона, фаза социальной интеграции охватывает как период юности, так и взрослого человека. Хотя это характерно уже и для старшего подросткового возраста. Человек раскрывает для себя свои профессиональные потребности и интересы, стремится достичь конкретной карьеры (профессиональное самоопределение и самореализация) и завязывать продолжительные близкие — дружеские и любовные отношения, привносить свой творческий потенциал на благо своего общества и себя лично.
При этом сохраняется его, как назвал А.В. Мудрик, эмоциональная, ценностная и поведенческая автономии (человек уже не стремится к "растворению" себя среди других), которые подталкивают личность к расширенному воспроизводству деятельности (мотивов, целей, средств, психического образа, опосредующего течение деятельности — А.В. Петровский), к новым, качественно иным формам деятельности. В дальнейшей жизнедеятельности личность, накопив в своем социальном опыте особенности прохождения фаз социализации, в новых жизненных обстоятельствах пройдет эти этапы по-другому, они уже не будут иметь столь яркое выражение.
Процесс социализации от рождения ребенка до его становления как личности сопряжен с серьезными проблемами и трудностями. Ребенку, подростку, юноше в процессе социализации требуется помощь со стороны взрослых. Особенно она необходима в критические периоды перехода из одной фазы в другую, а также в фазах социальной автономизации и социальной интеграции. Такая помощь в процессе социально-педагогической деятельности называется социально-педагогической поддержкой, которая является сущностным понятием социального воспитания, основанного на гуманистических ценностях.
Механизмы социализации. Можно предложить следующие социально-педагогические механизмы социализации:
Традиционный (стихийный). Представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, социальных стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (А.В. Мудрик).
Институциональный. Действует в процессе взаимодействия человека с образовательными учреждениями, общественными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний, опыта, социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или безконфликтного избегания выполнения социальных норм (А.В. Мудрик).
Информационный (печать, телевидение, кино, радио, Интернет). Влияет на социализацию человека путем трансляции информации и демонстрации определенных образцов поведения героев кино, книг и т. д. как непосредственно (образовательно-воспитательные программы, кинофильмы), так и опосредованно (все многообразие средств массовой коммуникации (СМК)).
Межличностное общение — это взаимодействие человека с референтной группой благодаря эмпатии, идентификации и т.д. (А.В. Мудрик).
Зеркальный механизм как ориентация человека на других (А.В. Мудрик). Схожим можно назвать механизм дифференциального усиления, когда приемлемое поведение поощряется, а неприемлемое — наказывается социальным неодобрением.
Субкультурный механизм. Действует в рамках определенной субкультуры как совокупности норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом; осуществляется в формах самоорганизации общения и культурной жизни в таком сообществе (А.В. Мудрик).
Агенты социализации. В процессе социализации основными социализирующими агентами являются социальные группы и контексты: семья, сверстники, образовательные учреждения, общины, добровольные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, клубы по интересам, церковь, общественные организации и политические партии, государственные учреждения и т. д.
2.3. Сущность и содержание социального воспитания
2.3.1. История развития социального воспитания. Педагогика вплоть до сер. XIX в. рассматривалось как наука о воспитании. Однако представление о нем изменялось в зависимости от экономико-политического и культурного развития обществ, определялось целями, задачами и средствами педагогической деятельности.
Первый период становления И развития социальной педагогики как научно-практической области приходится на Х-ХIХ вв. Этот период определяется как скрытое развитие социальной педагогики, как движение педагогического знания о поддержке, воспитании и образовании навстречу социологическому знанию, которое завершилось рождением социальной педагогики как науки в начале XX в. в связи с выходом в свет одноименной работы П. Наторпа (С. Расчетина).
Второй период истории становления социальной педагогики связан с кардинальными изменениями жизнедеятельности российского общества в XX в.. Его начало совпадает с революционной ситуацией 1917 г., характеризующейся заострением социальных противоречий, активным развитием педагогического и социологического знания, их интенсивной интеграцией. Развитие социальной педагогики было, однако, задержано в 1930-е гг. в связи с ориентацией на реализацию принципа классового подхода и партийности науки. Научное осмысление процессов воспитания и образования с социологических позиций было заторможено, но не остановлено. Социальная педагогика после интенсивного развития в 20-30-е гг. XX в. стала растворяться в других науках в 40-80-е гг. и получила импульс к самостоятельному развитию в 90-е гг. XX в.
В отечественной истории образования существование этнокультурной модели воспитания находит подтверждение в традициях, сказания, былинах, предметах древнеславянской культуры. С принятием христианства в Древнерусском государстве складывается постепенно система просвещения, возникшая под влиянием церкви и распространившаяся в виде церковных и светских училищ. Дошедшие до нас летописи, поучения и другие документы дают представление о сущности и содержании воспитания Древней Руси. Особое значение воспитание приобрело в период татаро-монгольского ига, когда главной целью общества было сохранить православную веру как основу национальной культуры. Суть воспитания заключалась в формировании добродетелей, что принципиально отличало отечественное воспитание от системы просвещения в западных странах, где основное внимание уделялось освоению знаний. В XVII в. Россия выбрала западный цивилизационный путь развития, что не замедлило сказаться на негативном поведении подрастающего поколения.
В связи с этим в сер. XVIII в. в период правления Екатерины II в дворянской среде усиливается интерес к проблемам воспитания. На смену старинных педагогических наставлений, основанных на зубрежке и подчинении, появляется новый гуманитарный идеал воспитания, во многом сходный с евангелистс-ким в выводах. Именно религия выступала в роли хранительницы общечеловеческих ценностей. Поэтому христианская мораль лежала в основе воспитания вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Большую роль в осуществлении планов Екатерины II сыграла деятельность И.И. Бецкого, который пытался реализовать идеи либерализации образования в России. В период правления Александра I были подтверждены цели воспитания, выдвинутые при Екатерине П. С этого момента в России начинают существовать планомерно и законно средние государственные учебные заведения, задачами которых становится не только обучение наукам, но и воспитание нравственное, гражданское, "воспитание духа и тела". Осуществлялось это воспитание всеми социальными институтами: семьей, школой, церковью и др. В конце XIX — начале XX в. общественный интерес к проблемам воспитания открыл новые пути привлечения родителей и разнообразных организаций к воспитанию детей.
Коренной поворот в изменении целей и содержания воспитания был сделан после революции 1917 г., когда произошло искоренение христианских норм из теории и практики отечественной педагогики.
Социальное воспитание зародилось еще в античные времена, но научное обоснование этот термин получил только в конце XIX - начале XX в. О социальном воспитании и его влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе высказывались русские педагоги, философы, писатели — К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.
Ученые-исследователи и педагоги-практики, профессио-наль-но сложившиеся под влиянием идей русской прогрессивной педагогической мысли XIX в., уже в послереволюционный период продолжали отстаивать интересы ребенка ("гуманистическая" научная школа: П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.).
А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин и другие педагоги в вопросах социального воспитания следовали от интересов общества ("социологизаторская" научная школа).
Это явление породило у ученых-педагогов многочисленные дискуссии: что является предметом педагогической науки, какая должна быть взаимосвязь между обществом и школой, какова роль школы в воспитании подрастающего поколения, может ли школа повлиять на социальную среду и др. В эти годы прочно утвердился термин "социальное воспитание". В первые годы советской власти проблема социального воспитания была одной из ведущих в педагогике. Это обусловлено по крайней мере двумя факторами: тяжелым социальным положением детей в России (сиротство, беспризорность и др.) и активными поисками в развитии отечественной педагогической науки.
Советский ученый-педагог Н.Н. Иорданский в 1923 г. опубликовал книгу "Основы и практика социального воспитания", в которой он выделил четыре взгляда на сущность социального воспитания: 1) вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за их здоровьем, личность учителя и др.); 2) воспитание как общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни; 3) воспитание социальных инстинктов, навыков, создание социальной жизни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на основе самоуправления; 4) связан с социальной педагогикой как научной и практической дисциплиной.
В Советском Союзе в 20-е гг. особое значение приобрело "социологизаторское" направление, отраженное в теории и практике взаимодействия личности и среды, которая тогда рассматривалась как проблема взаимообусловленности педагогической цели и воспитательного средства, т. е. возможности активного развития личности нового типа в условиях пролетарского государства. В результате большинство ученых начинают придерживаться идеи приоритетности развития общества над отдельным человеком, соответствующим образом определялась и функция среды—она должна была оказывать формирующее действие на детей.
Идеология социального воспитания в Советской России разрабатывалась руководителями Наркомата просвещения, придававшими первостепенное значение организации среды. "Надо изучить среду "во всех ее особенностях, — указывал А.В. Луначарский, — ...как объекта нашего воздействия и... как действующей рядом силы. Школа должна найти в окружающей среде и объединить вокруг себя все положительные силы, организовать их и направить на воспитание детей, на борьбу с тем, что этому воспитанию мешает" [Луначарский, 1985: 86].
Однако такие ученые, как П.П. Блонский, СЛ. Рубинштейн, СТ. Шацкий (в своих воззрениях примерно до 1929 г.) и другие, опиравшиеся на идеи антропологической педагогики XIX в., "свободного воспитания" с его гуманистическими идеалами, предлагали в вопросах социального воспитания идти "от ребенка".
В результате, в конце 30-х гг. политехнизация школьного образования приостановила развитие этого направления, и постепенно всеобщий интерес к данной проблеме угас. Теоретические представления о всеобъемлющей (тотальной) детерминации индивидуальной жизни, в том числе и воспитания, оказали влияние на формирование советской педагогики 30-х гг. после разгрома педологии и дореволюционного педагогического корпуса России. Были прекращены все исследования в области социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики.
Таким образом, в России в связи с изменившимися социальными условиями происходит переход от христианского воспитания к социальному, который в конце 30-х гг. был запрещен.
М.А. Галагузова считает, что на смену социальному воспитанию пришел термин "коммунистическое воспитание". В этот период закрепилась трактовка понятия воспитания в широком и узком смысле слова. В первом случае воспитание включало в себя образование и обучение и охватывало работу всех социальных институтов воспитания. Вторая трактовка была связана с воспитанием у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности.
В конце 80-х гг. XX в. ученые, такие как О.С. Газман, Л.А. Бондаревская, Л.И. Новикова и другие, привносят новые смыслы в понимание воспитания. Появляется новое понятие — "гуманистическое воспитание". В этом смысле воспитание — это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач социальной деятельности, т. е. духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. При таком подходе процесс воспитания начинается с совместной выработки целей, актуализации идеалов, осмысления способов самоопределения в жизненной практике [Газман, 1996].
Возрождение интереса к феномену социального воспитания в педагогической науке в 70~90-х гг. XX в. связано с актуализацией проблем социализации и социальной адаптации (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др.), этнопедагогики (Д.М. Абдуразакова, Г.Н. Волков), теории воспитательных систем (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Семенов и др.), развития социально-педагогических функций школы (В.А. Мясников). В это время появились исследования структуры среды, управления процессом взаимодействия детей со средой, интеграции и педагогизации воспитательного потенциала среды (Ю.С. Бродский, А.Т. Куракин, Л.Й7Нови-кова, В.Д. Семенов). Наряду с исследованиями общего характера стали накапливаться знания о конкретных составляющих социального воспитания в работах В.Г. Бочаровой, А.М. Мудрика, М.М. Плоткина и др.
В мировой системе образования не существует как такового понятия "воспитание" или "социальное воспитание", хотя широко известен термин "гайденс". В широком смысле "гайденс" — помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле — процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей. Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, "гайденс" активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов.
В Америке в содержание понятия guidance включается и classroom environment, что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.
В Англии суть социального воспитания наиболее точно выражается в следующих понятиях: pastoral care — пасторская забота; tutoring — опекунство.
В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через англ. scool counselling and guidance and carer counselling, что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант — pedagogical support (педагогическая поддержка).
Совершенствование содержания деятельности специалистов системы counselling and guidance привело в Англии к тому, что в настоящий момент, употребляя guidance, имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, совётование, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, поддержку, опекунство.
В США употребление guidance больше связывают с превентивной работой, a counselling — с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей [Анохина, 1996: 72-74].
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога