logo
Иванов А

Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России

Основные понятия: социальная защита детства, система соци­альной защиты, управление социальной защитой детства.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими фак­торами: во-первых, уровнем материального обеспечения и со­циальных возможностей детей в современной России; во-вто­рых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в облас­ти социальной защиты детства и, в-третьих, опытом социаль­ной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России.

Система социальной защиты детства — это интегрирован­ная совокупность основных направлений и принципов, субъек­тов и объектов, форм, методов и материальной базы националь­ной защиты российских детей.

В 1990-е гг. в результате проведения реформ в России проблемы социальной защиты детства значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее сниже­ние роли государства в системе социальной защиты детства, лик­видация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизнен­ного уровня населения России, серьезное сокращение государ­ственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей.

Важным компонентом системы социальной защиты детства является защита прав детей в области образования. Конститу­ция и бесплатность дошкольного, основного общего, т. е. непол­ного среднего, и среднего профессионального образования в го­сударственных, муниципальных образовательных учреждени­ях и на предприятиях. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми.

В настоящее время в России еще только формируется ме­ханизм реализации государственной политики в области защи­ты прав и социальных интересов детей, обеспечения их выжи­вания и развития.

К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

1. Декларация прав ребенка (1959).

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, за-! щиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международ­ным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призывают к признанию и соблюдению прав детей путем зако­нодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозг­лашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понима­ние, материальное обеспечение, социальную защиту и предос­тавление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях сво­боды и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Так, впервые в Декларации были сформулированы прин­ципы, на которых должна базироваться государственная поли­тика по обеспечению прав ребенка.

Очевидно, что гуманистические принципы Декларации прав ребенка не утратили своего значения и сейчас. Но значение этого документа состоит в том, что она явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа — Конвенции о правах ребенка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в об­ласти защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рас­сматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пяти­десяти четырех статей, детализирующих индивидуальные пра­ва каждого человека в возрасте до восемнадцати лет и возмож­ности в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального проис­хождения юридическое право на воспитание, развитие, защи­ту, активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого, записанные во Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважа­ют права ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст. 13, п.1); ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать инфор­мацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, пись­менной или печатной форме (ст. 13, п. 1); государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходи­мый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п. 1); принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просвети­тельные меры с целью защиты ребенка от всех форм физическо­го или психологического насилия, оскорбления или злоупотреб­ления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со сто­роны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19, п. 1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных ме­роприятиях (ст. 31, п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или слу­жить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1); ст. 37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут "унижающим его дос­тоинство видам обращения или наказания".

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, вос­питывающие ребенка, несут основную ответственность за обес­печение в пределах своих способностей и финансовых возмож­ностей условии жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27, п. 2).

Особо следует отметить выдвигаемые Конвенцией требо­вания к образовательным процессам. Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено:

а) на развитие личности, талантов и умственных и физи­ческих способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным сво­бодам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Органи­зации Объединенных Наций;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культур­ной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценнос­тям страны, в которой ребенок проживает, страны его проис­хождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этничес­кими, национальными и религиозными группами, а также ли­цами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать, как взрослых, так и детей, о принципах и положениях Конвен­ции, (ст. 42).

Конвенция о правах ребенка признана во всем мире доку­ментом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит еще в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международ­ный механизм контроля — Комитет по правам ребенка. Этот Ко­митет уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады го­сударств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Очевидно, что реализация такого контроля возможна толь­ко при наличии определенного механизма, позволяющего на уровне семьи ребенка или образовательного учреждения конт­ролировать положение с соблюдением его прав. При этом оче­видно, что такой контроль может и должен сопровождаться воз­можностью воздействия на семью с целью устранения как ре­альных, так и возможных нарушений прав ребенка.

Конвенция не является документом прямого действия. Она выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

После ратификации Конвенции ООН о правах ребенка в нашей стране были предприняты определенные меры, способ­ствующие претворению в жизнь положений и принципов, кото­рые заложены в международных актах, посвященных защите детей, обеспечению их интересов и прав в приоритетном поряд­ке. В результате этих действий, в течение 1995-1997 гг., в на­шем государстве продолжалась законотворческая деятельность, направленная на осуществление намеченной социальной поли­тики в интересах детей, на выполнение Конституции Российс­кой Федерации в части защиты семьи и детства, прав и свобод граждан, на обеспечение соответствия национального законо­дательства требованиям международно-правовых документов.

Так, в целях практической реализации принципа приори­тетности проблем детства в социальной политике был принят Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696, в котором программа "Дети России" утверждена в качестве Президентской.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.1994 г. № 275 определены меры по организации летнего отдыха детей и под­ростков в 1994 г.

Существенным вкладом в законотворчестве по проблеме прав детей являются принятие 29.12.1995 г. Семейного кодекса РФ, федеральных законов от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ "Об обще­ственных объединениях", от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ "О государ­ственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".

Семейный кодекс РФ предусматривает существенное уси­ление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответ­ствии с требованиями Конвенции ООН о правах детей. В кодексе выделена специальная глава "Права несовершеннолетних". В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возра­ста 14 лет. Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его инте­ресы, а также судебного и административного разбирательства.

Вместе с тем в государственном докладе "О положении де­тей в Российской Федерации 1997 г." отмечается, что состояние социально-правовой защиты детства на сегодняшний день нельзя признать удовлетворительным. Продолжают оставать­ся невыполненными многие важные статьи Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, требования статей, где закрепле­но "...право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и со­циального развития ребенка" (ст. 27); "Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей" (ст. 42), ст. 24 Конвенции об охране здоровья детей.

Объект социальной защиты — все дети по общим пробле­мам их правового положения, материального обеспечения, об­разования, здравоохранения, нравственного и физического раз­вития и досуга.

Субъект социальной защиты — государство и создавае­мые им институты, политические партии и общественные орга­низации, церковь, средства массовой информации, семья, шко­ла, другие детские учреждения.

Цели государственной политики в области защиты детей — обеспечение конституционных прав, формирование правовых основ прав и законных интересов ребенка, содействие разносто­роннему развитию ребенка, реализация личности ребенка.

Принципы государственной политики: законодательное обеспечение прав и интересов ребенка, государственная поддер­жка семьи, установление и соблюдение государственных мини­мальных социальных стандартов, ответственность должностных лиц, государственная поддержка органов местного самоуправ­ления и других организаций в области социальной защиты дет­ства.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функциони­рующей социальной системы являются: социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная защита — стратегия государственной полити­ки по поддержке и защите наиболее незащищенных слоев на­селения — детей, женщин, стариков; система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

В широком смысле слова социальная защита — это поли­тика государства по обеспечению конституционных прав и ми­нимальных гарантий человеку независимо от его места житель­ства, пола, возраста, национальности.

В более узком смысле социальная защита — это соответ­ствующая политика государства по обеспечению прав и гаран­тий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей че­ловека.

Главная цель социальной защиты — оказание необходимой помощи конкретному человеку (ребенку) в сложной жизненной ситуации.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими фак­торами:

1) уровнем материального обеспечения и социальными воз­можностями детей современной России;

2) обязательствами перёд международными организация­ми, в частности перед ООН, в области социальной защиты дет­ства;

3) опытом социальной защиты детства в истории России.

В настоящее время политика государства в области соци­альной защиты детства проявилась: в выплате ежемесячных пособий, в создании новых учреждений защиты семьи и дет­ства, в обеспечении государственных гарантий в области об­разования.

Единая государственная система социальной защиты вклю­чает в себя органы управления социальной защиты и подведом­ственные им предприятия, территориальные органы социаль­ной защиты.

Содержание социально-педагогической деятельности в Рос­сии определено в документах разных уровней.

1. Международный уровень.

а) Декларация прав ребенка (1959);

б) минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пе­кинские правила) (1985);

в) Конвенция о правах ребенка (1989);

г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей (1990).

2. Федеральный уровень.

а) Законы "Об образовании" (1992), Семейный кодекс РФ (1996), "О дополнительных гарантиях по социальной поддерж­ке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе­дерации" (1998), "Об основах системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних" (1999);

б) указы и распоряжения Президента РФ, например "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (1992);

в) постановления Правительства РФ — "О правительствен­ной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".

г) федеральные программы: "Дети России", "Молодежь России".

3. Региональный уровень (например):

а) Закон "О правах ребенка" (Псковская область);

б) Закон "О защите прав ребенка" (Свердловская область).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы содержание системы социальной защиты детства и основные направления, определяющие ее развитие?

2. Что такое объект и субъект социальной защиты?

3. Расскажите о видах, формах, методах социальной защи­ты детства.

4. Составьте сравнительную таблицу видов и форм соци­альной защиты.

5. Какие посягательства на личность ребенка сформулиро­ваны в Конвенции о правах ребенка?

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика РФ и правовой механизм ее реализации: учеб. пособие для студен­тов вузов. — М., 2008.

2. Варывдин К.С., Клемантович Н.А. Управление системой социальной защиты детства. — М., 2003.

3. Рыбинский ЕМ. Управление системой социальной защи­ты детства. — М., 2003.

4. Шеденков С.А. От социальной защиты к социально-за­щищенному человеку // Российский журнал социальной рабо­ты. — 1996. — № 1.

5. Шипицына Л.М. Старое и новое: социальная защита в России. — СПб., 1997.

6. Якушев Л.П. Социальная защита: Учеб. пособие. — М., 1998.

Дополнительная:

1. Асеев В.Г. Нормативное управление социальным разви­тием. — М., 1989.

2. Долотин Б. Для детей России // Социальное обеспече­ние.— 1995.—№ 5.

3. Конвенция ООН о правах ребенка.

4. Нечаева A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государ­ство). — М., 2000.

5. О положении детей в Российской Федерации: государ­ственный доклад. — Калуга, 1997.

6. Организационно-правовой механизм социального обеспе­чения населения // Теория и методика социальной работы. Часть 2 / Под ред. В.И. Жукова. — М., 1994.

7. Семейный кодекс РФ.

8. Спесивцева ОМ. Права ребенка в РФ относительно Кон­венции ООН о правах ребенка. — Челябинск, 1999.

9. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. — М., 1997.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4