1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
Цели социальной педагогики определяются в соответствии с особенностями развития общества.
Цель социальной педагогики сегодня — способствовать социальному формированию и социальному развитию личности для осуществления самореализации в соответствии с ее особенностями и социокультурным своеобразием общества.
Закономерности отражают объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами, в данном случае культурной среды школы. К.Д. Ушинский в первом томе "Педагогической антропологии" отмечал, что закономерности воспитания дают необходимую теоретическую основу для осуществления практических мер по успешному воспитанию и управлению этим процессом. Знание закономерностей создает условия для прогнозирования осуществляемой деятельности.
Социальная педагогика имеет свои закономерности: закономерность гармонизации взаимоотношений человека и общества, закономерность деятельностной активности, закономерность социально-педагогической поддержки личности в процессе социализации и самореализации, закономерность поступательного социального развития личности, закономерность многообразия путей социализации и способов помощи личности в этом процессе.
Закономерность гармонизации взаимоотношений человека и общества, вскрытая И.А. Липским, обусловливается тем, что социально-педагогическая деятельность осуществляется прежде всего для успешной социальной адаптации ребенка, т. е. для того, чтобы ребенок мог освоить нормы, ценности, правила жизнедеятельности и взаимоотношений в обществе в соответствии с его социокультурными, этнокультурными особенностями. Однако педагог должен творчески осмыслять и современные тенденции культуры, чтобы помочь ребенку не только осваивать нормы и ценности общества, но и активно участвовать в его развитии и изменении. Гармонизация взаимоотношений человека и общества способствует как эффективности социального развития личности, так и поступательному прогрессу социальной среды.
Закономерность деятельностной активности, высказанная П.И. Пидкасистым, И.Ф. Харламовым и другими учеными, в рамках данного исследования имеет свою специфику и обусловливается тем, что воспитание и развитие ребенка как формирование в его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Любая воспитательная задача по развитию социального опыта осуществляется через инициирование активности самой личности (П.П. Блонский, Л.В. Мардахаев и др.). Поэтому социальному педагогу необходимо создавать разнообразные условия и использовать различные формы работы, которые бы мотивировали ребенка к активному освоению социальных знаний и социокультурных способностей. Это, например, использование игровых и проектных технологий, тренингов, дискуссий, имеющих социальную значимость и привлекательность для ребенка.
Закономерность социально-педагогической поддержки личности в процессе социализации и самореализации. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о необходимости обеспечения витальных потребностей ребенка, прежде всего потребности в защите (А. Маслоу, К. Роджерс). Биологически наследуемая программа развития ребенка разворачивается последовательно и требует соответствующих изменений в содержании организуемой воспитателем жизни ребенка (П.И. Пидкасистый). Поэтому педагогу необходимо строить свою деятельность в соответствии с актуальными потребностями ребенка (Д.Б. Эльконин), создавая условия для обеспечения помощи и поддержки на всех возрастных этапах его развития, в процессе возникновения проблем, с которыми он сам не может справиться. Только в атмосфере безопасности и поддержки может осуществляться успешное развитие ребенка и его эффективное социальное воспитание.
Закономерность поступательного социального развития личности. Суть этой закономерности заключается в том, что процесс социального воспитания должен осуществляться в соответствии с возрастными особенностями ребенка, учетом его уровня социального развития. Поэтому социально-педагогическая деятельность имеет свою специфику содержания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), начальной, средней и старшей школе, в вузе. В случае десоциализации личности социальный педагог должен помочь человеку в решении его проблем и обеспечить его дальнейшее успешное социальное развитие.
Закономерность многообразия путей социализации и способов помощи личности в этом процессе. Сутью этой закономерности является то, что социализация человека осуществляется под влиянием разнообразных факторов. Поэтому педагогу нужно внимательно наблюдать, диагностировать процесс социального развития ребенка с тем, чтобы выявить наиболее адекватные пути и способы оказания помощи в социальном становлении личности. Например, появление интереса ребят к какой-нибудь молодежной субкультуре, при всей ее асоциальности, может стать важным стимулом социального развития путем глубинного осмысления сущности этого феномена, выявления неудовлетворенности реальностью, использования потребностей детей в коллективной жизнедеятельности для развития сотрудничества и сотворчества в процессе коллективной творческой деятельности (КТД).
Закономерности, сосуществующие и дополняющие друг друга, влекут за собой в ходе их осознания ряд требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку, которая выражается педагогическими принципами (от лат. principum — основа, начало).
Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.
Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.
Принцип природосообразности — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты.
Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я.А. Коменским в его главном сочинении "Великая дидактика". Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Я.А. Ко-менский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвинул, обосновал и построил свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей. Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий.
Французский философ Ж.-Ж. Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Он придавал большое значение воспитанию самой природой. По его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку человека к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных, природных условиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.
Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания — развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И.Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем, в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима помощь. По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы. Он утверждал, что любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути.
Немецкий ученый-педагог А. Дистервег вслед за И.Г. Песталоцци также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утверждал, что принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества.
Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К.Д. Ушинский в своем главном психолого-педагогическом сочинении "Человек как предмет воспитания" писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и вооружиться также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Разрабатывая программу по педагогике, К.Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физиологии, гигиены и психологии (внимание, память, воображение, "рассудочный процесс", чувства, воля), на основе которого можно переходить к изучению дара слова, нравственных, эстетических и религиозных чувств, дидактики.
Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в России был писатель Л.Н. Толстой. Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.-Ж- Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, его природе, то у Л.Н. Толстого воспитание — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.
Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П.П. Блонского, СТ. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной, Т.И. Ильиной и др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Особо следует выделить в России деятельность В.П. Кащенко, создавшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который сочетал в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. был организован дом изучения ребенка. Развивая принцип природосообразности, В.П. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании "исключительных" (с отклонениями в развитии) детей.
Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:
- учет возрастных особенностей детей;
- учет половых особенностей детей;
- учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;
- опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
- развитие инициативы и самостоятельности ребенка. Принцип культуросообразности является продолжением
принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры — это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобщения молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.
Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры — это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек — продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков.
В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К.Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры. В произведениях К.Д. Ушинского, а также других наших соотечественников (М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского) эта идея осмысляется как идея народности. Под народностью К.Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.
К.Д. Ушинский, изучая системы воспитания передовых стран того времени, пришел к выводу, что система воспитания каждой страны (в большей или меньшей степени) есть выражение характера самого народа. Отсюда он делает вывод: воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем. По утверждению К.Д. Ушинского, народ и его культура создали идеал человека, которому нужно следовать в воспитании. Поэтому он выдвигал требование воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется.
Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечеловеческие ценности полагают признание человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта.
Приобщение ребенка к различным культурам общества: бытовой, физической, сексуальной, интеллектуальной, политической, духовной — весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, различных учреждений и объединений (школа, детские сады, внешкольные учреждения, молодежные организации и др.), в которых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Если ребенок развивается нормально, то он усваивает культуру общества и естественным путем интегрируется в общество.
Если же ребенок имеет отклонения в физическом, психическом или социальном развитии, то проблема приобщения его к культурным ценностям народа значительно осложняется. Например, если ребенок лишен зрения, слуха или он слепоглухонемой, тогда возникают очень большие сложности в приобщении детей к культуре, формировании у них культурного опыта. Поэтому для этих детей разработана своя методика и технология приобщения детей к ценностям культуры.
Однако восприятие культуры ребенком не происходит пассивно, он сам становится творцом этой культуры. Детские ансамбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре. Развитие творческих способностей детей, имеющих недостатки в развитии или воспитании, — особая задача. Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьютером. Но пока это явление не норма, а скорее исключение. И развитие таких детей — заслуга энтузиастов-педагогов.
Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил:
— учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур;
- развитие творчества детей с отклонениями в развитии.
Принцип гуманизма. Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе.
Гуманность, человечность — идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.
Понятие "гуманизация", широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием "человек". В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н.И. Бердяев, B.C. Соловьев, В.И. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.
Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике получили свое развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).
Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Т. Мора, Ф. Рабле, М. Монтеня и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания.
Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание.
По мнению М. Монтеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просвещенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.
Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения выдающихся классиков педагогики и социальной педагогики проникнуты любовью к детям.
И.Г. Песталоцци в письме одному из своих друзей писал: "Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они".
Я. Корчак, воспитатель сиротского дома в варшавском гетто во время Второй мировой войны, совершил героический подвиг. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Я. Корчаку предложили выбрать: жизнь без детей или смерть вместе с ними, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Когда ему гестаповец сказал, что они знают его как хорошего врача и ему не обязательно идти в Треблинку, Я. Корчак ответил: "Я не торгую совестью". Он пошел на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь о том, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Смерть во имя любви к детям — изумительной нравственной силы подвиг, совершенный Я. Корчаком.
Любовь к детям — основной смысл жизни такого выдающегося педагога, как В.А. Сухомлинский, не случайно его славный труд жизни называется "Сердце отдаю детям"; вниманием, заботой, любовью проникнуты произведения Ш.А. Амонаш-вили "Гуманная педагогика", "Педагогическая симфония".
Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов.
Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие — это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность — деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.
Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.
Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:
- достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;
- признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;
- помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;
- понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;
- стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослыми и детьми.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте определения социальной педагогики, предложенные разными авторами. Сравните их между собой.
2. Назовите основные категории социальной педагогики.
3. Дайте определение социальной педагогике: как науке; как учебной дисциплине; как профессиональной деятельности.
4. Назовите современных ученых, занимающихся вопросами методологии, теорией, методами, принципами, функциями социальной педагогики.
5. Раскройте методы социальной педагогики как науки.
6. Рассмотрите соотношение особенностей предмета, объекта, задач, методов социальной педагогики с другими науками: социология, социальная психология; коррекционная педагогика; семейная педагогика; философия; социальная работа.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Учебник / Под ред. МА. Галагузовой. — М., 2008.
2. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ. — М., 2004.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций. — М., 2002.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник / Под ред. ВА. Сластенина. — М., 2007.
5. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. — М., 2001.
6. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учеб. пособие. — М., 1998.
7. Предмет и функции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова. — Тюмень, 1998.
8. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. МА. Галагузовой. — М., 2000.
9. Социальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. — М., 2002.
Дополнительная:
1. Зейделъ Р. Цели воспитания // Интернациональные проблемы социальной педагогики: сб. статей. Сер. 1-я / Под ред. С.А. Левитана. — Л., 1919.
2. История социальной педагогики: Хрестоматия / Под ред. М.А. Галагузовой. — Ж, 2000.
3. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1962.
4. Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.
5. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. — М., 2003.
6. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. — Екатеринбург, 1993.
7. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М., 2002.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога