logo
Иванов А

8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Квалификационная характеристика социального педагога была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г. Характеристика состоит из трех частей: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Квали­фикационные требования". В первой части характеристики опре­делены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку; во второй части представлена совокупность тео­ретических знаний и умений, необходимых для качественной про­фессиональной деятельности социального педагога; третья часть "Квалификационные требования" включает в себя механизм по­лучения категорий и необходимые требования, которые предъяв­ляются педагогу для получения определенной категории.

Квалификационная характеристика социального педаго­га по ГОСу 2000 г.:

Специфика деятельности: осуществлять комплекс мероп­риятий по воспитанию, образованию и социальной защите лич­ности; изучать особенности личности и социума; выявлять ин­тересы и проблемы личности; выступать посредником между личностью и семьей, школой, социальными службами, ведом­ствами и административными органами.

Подготовлен к выполнению следующих обязанностей: фор­мированию общей культуры личности и ее социализации; ис­пользованию разнообразных приемов и методов обучения и вос­питания; осознанию необходимости соблюдения прав учащих­ся; выполнению норм и правил охраны труда, техники безопас­ности и противопожарной защите; обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Должен знать: нормативные документы по образованию и правам ребенка; общую и социальную педагогику; основы обще­теоретических дисциплин, педагогику, педагогическую, соци­альную, возрастную и детскую психологию; основы валеологии и социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; основные направления и перспективы развития обра­зования и педагогической науки; требования к оснащению и обо­рудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности; правила и нормы ох­раны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должен уметь выполнять следующие виды деятельности: научно-методическую, социально-педагогическую; воспита­тельную; культурно-просветительскую; коррекционно-разви-вающую; управленческую.

В своей деятельности социальный педагог руководствует­ся Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ "Об образовании", основами социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; Региональной образовательной программой; при условии работы в образовательном учрежде­нии — Уставом школы, Программой развития образовательно­го учреждения, "Образовательной программой школы".

Социальный педагог должен иметь педагогическое образо­вание: высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу педагогической работы (пе­дагогические курсы для специалистов с высшим непедагогичес­ким образованием).

Деятельность социального педагога можно рассматривать как особый вид взаимодействия ребенка и взрослого. По мне­нию С.А. Расчетиной, особенность цели деятельности социаль­ного педагога заключается в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но и как эмоциональ­ное переживание проблемности ситуации социального развития ребенка. Эмоции сопереживания ребенку предвосхищают цель, формируя потребность заботы, защиты, помощи. Как известно, цель — это идеальный образ будущего результата деятельнос­ти. Она формируется на двух уровнях:

1) как цель-идеал (стратегическая цель). Стратегической це­лью деятельности социального педагога является социально-педа­гогическая поддержка в самореализации, физическом и духовном развитии ребенка и разрешении проблем его социальной жизни;

2) как цель — ожидаемый результат деятельности (такти­ческая цель). Тактической целью деятельности социального педагога является помощь ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, в распознании, формулировании и совме­стном разрешении проблемы его социальной жизни. Причем цель как ожидаемый результат деятельности по отношению к цели-идеалу может выступать в качестве задачи деятельнос­ти. Цель может быть конкретизирована как по "вертикали" (ис­ходные, промежуточные и конечные цели), так и по "горизон­тали" (в зависимости от места работы социального педагога, его специализации и характера профессиональных проблем).

Примерные задачи деятельности социального педагога:

1. Изучать и анализировать условия социального окруже­ния ребенка (школа, семья, улица).

2. Анализировать причины социальной дезадаптации уча­щихся через изучение психолого-медико-педагогических осо­бенностей детей.

3. Способствовать созданию педагогически целесообразной среды, создавать условия для развития положительного соци­ального опыта.

4. Привлекать к разрешению возникших проблем как спе­циалистов, так и самих детей.

5. Оказывать психолого-педагогическую помощь родите­лям, привлекая их в союзники в воспитании детей.

6. Способствовать изменению отношения взрослых к про­цессу социального взросления детей.

Работа социального педагога — это не только и не столько профессия, но и потребность души, особое призвание, требую­щее определенных личностных качеств. Он добровольно при­нимает моральную ответственность за улучшение качества жизни ребенка, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии. Обязательные личностные качества этого специали­ста — гуманность, эмпатийность, деликатность и тактичность, социальная зрелость, терпимость к иным взглядам, нравам, при­вычкам. Социальный педагог должен обладать хорошим физи­ческим и психическим здоровьем, эмоциональной устойчивос­тью, коммуникативными и организаторскими способностями, высокой нравственной и общей культурой, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав ребенка на достойную жизнь. (В.Г. Бочарова).

Профессиональный уровень социально-педагогической деятельности заявляет особые требования к людям, ее избрав­шим, так как она базируется на этически допустимом вмеша­тельстве в процесс оказания социальной и психолого-педаго­гической помощи ребенку. В июле 1994 г. в г. Коломбо (Шри-Ланка) состоялся съезд Международной федерации соци­альных работников, который принял документ "Этика соци­альной работы: принципы и стандарты". Представители раз­ных стран, входящих в эту организацию, с различными рели­гиозными и политическими взглядами, культурными традици­ями, провозгласили единые этические принципы и стандарты социальной работы. Руководствуясь положениями данного международного документа, был разработан этический кодекс социального педагога. (Кодекс от лат. codex — совокупность правил, норм, убеждений.)

Социальный педагог должен:

1. Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициа­тиве, творчеству, уважая достоинство и уникальность личнос­ти.

2. Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять дели­катность, чувство такта.

3. Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нуж­ным, интересным для окружающих.

4. Быть связующим звеном между ребенком и его окруже­нием, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.

5. Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоот­ношения на основе диалога.

6. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему.

7. Соблюдать нравственные нормы поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.

8. Вести работу только в рамках своей компетентности, ве­сти персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.

9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ре­бенком.

10. Стремиться к постоянному повышению уровня квали­фикации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профес­сии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаи­модействия, соблюдать деликатность и справедливость.

Своеобразие функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, высокой образованности и компетентности. Этим во многом объясняется; сложность применения единого подхода к оценке эффективности профессиональной деятельности социальных педагогов.

В основе деятельности социального педагога лежит выпил нение функциональных обязанностей, которые определяются спецификой жизнедеятельности образовательного учрежде! сил Должность социального педагога введена в штатное расписа i [ие шести типов образовательных учреждений, сеть которых ди­намично развивается: дошкольные образовательные учрежде­ния; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специаль­ные учебно-воспитательные учреждения для детей и подрост­ков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Функциональные обязанности социального педагога в кон­кретном учреждении определяются индивидуально с учетом особенностей данного учреждения и социально-педагогической ситуацией.

Образовательно-воспитательная. В нее включается прове­дение лекций и семинаров по профессиональной ориентации с учащимися; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, стрем­ление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного про­цесса; проведение социально-педагогической работы с родите­лями, руководство взаимодействием родителей, педагогов и вос­питанников; проведение консультаций, лекций и практических занятий для педагогов и родителей по вопросам социальной пе­дагогики.

Диагностическая. Изучение медико-психологических и воз­растных особенностей и способностей учащегося; вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявление пози­тивных и негативных влияний, проблем; изучение условий жиз­ни ребенка, особенностей его семьи, микросреды; выявление детей, требующих особого социально-педагогического внимания, составление диагностических карт на учащихся и их родите­лей, разработка различных документов для работы с родите­лями; определение интересов, запросов и потребностей детей и подростков, проблемных ситуаций на разных стадиях развития с целью предотвращения девиаций; изучение психолого-меди­ко-педагогических особенностей несовершеннолетних в преде­лах своей компетентности, диагностика социальных отклонений; организация диагностической работы по вопросам социальной педагогики и анализ документов, материалов по работе с роди­телями и результатов диагностических исследований; анализ востребованности досуговых объединений в среде несовершен­нолетних микрорайона; установление продуктивных отношений с другими образовательными учреждениями; обеспечение ин­формацией родителей учащихся по вопросам воспитания; ока­зание эмоциональной поддержки детям; оказание посредничес­ких услуг детям и членам их семей в воспитании.

Организаторская. Данная функция заключается в органи­зации разносторонней социально значимой культурно-досуго-вой деятельности детей и подростков в образовательном учреж­дении, организация клубной работы; активизирует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициати­ву, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в воп­росе трудоустройства, профессиональной ориентации и адап­тации, осуществляет взаимодействие медицинских, обра­зовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе.

Прогностическая. Участвует в программировании, про­гнозировании и проектировании процесса социально-педагоги­ческого развития конкретного образовательного учреждения с учетом специфических особенностей, деятельности различных институтов, занимающихся социально-педагогической деятель­ностью.

Предупредительно-профилактическая и социально-тера­певтическая. Приведение в действие социально-правовых, юри­дических и психологических механизмов предупреждения и ■преодоления негативных влияний на ребенка окружающей сре­ды; организует оказание социально-терапевтической помощи нуждающимся детям, обеспечивает защиту их прав и интере­сов; проведение профилактической работы по предотвращению отклонений от норм социального развития детей и подростков, различных негативных явлений в социуме (профилактика без­надзорности несовершеннолетних в микрорайоне, учреждени­ях дополнительного образования и др.); социально-педагогичес­кая коррекция и реабилитация личности, межличностных от­ношений в образовательном учреждении; осуществление мер по восстановлению психологического, морального, эмоциональ­ного состояния и здоровья детей и подростков.

Организационно-коммуникативная. Способствует вклю­чению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает ин­формацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями; обеспечивает взаимодействие различных специалис­тов образовательных, медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе; при­влекает добровольных помощников и координирует их участия в социально-педагогических проектах; проводит педагогичес­кую работу по взаимодействию различных культур, выявлению основных сходств и различий между религиями и конфессия­ми, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, формированию основ этнотолерантности.

Охранно-защитная. Используя имеющийся арсенал пра­вовых норм, защищает права и интересы личности, содейству­ет применению мер государственного принуждения и реализа­ции юридической ответственности в отношении лиц, допускаю­щих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога; проводит правовое воспи­тание несовершеннолетних; обеспечивает информацией роди­телей воспитанников и лиц, их заменяющих, по вопросам соци­альной защиты, помощи и поддержки.

Методическая. Большое значение в деятельности социаль­ного педагога отводится разработке материалов по проблемам воспитания; документов, обеспечивающих реализацию образо­вательных программ, с учетом современных требований соци­альной педагогики. Совместно с администрацией школы уча­ствует в создании документов, влияющих на реализацию обра­зовательно-воспитательных программ. Проводит образователь­ные мероприятия среди учителей и администрации школы по социально-педагогическим проблемам, возникающими в дея­тельности образовательного учреждения.

Специфика деятельности социального педагога направле­на на социализацию ребенка в обществе и оказание ему помо­щи, если у него возникают какие-либо проблемы.

Общественная миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Соци­альный педагог осуществляет координацию усилий педаго­гического коллектива по реализации социально-педагогичес­кой функции в деятельности современного ОУ, являясь спе­циалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог выступает для своих воспитанников в различных, професси­ональных ролях: в качестве посредника между растущей лич­ностью и различными службами, организациями и учрежде­ниями; в качестве защитника интересов и прав ребенка; в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды; в качестве наставника, осу­ществляющего социальную поддержку социального станов­ления детей и подростков, находящихся в сложных жизнен­ных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем со­циального развития детей. Деятельность социального педа­гога является важным компонентом воспитательной системы ОУ, основным средством организации индивидуального под­хода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог явля­ется субъектом (носителем) социально-педагогической дея­тельности, объектом которой является двусторонний соци­ально-педагогический процесс: процесс социального станов­ления личности и процесс создания педагогически целесооб­разной среды. Назначение социального педагога определяет­ся ведущими профессиональными функциями: исследова­тельской, профилактической, защитно-охранной, организа­ционной и образовательно-воспитательной и др.

Социальный педагог, решая задачи социализации личнос­ти ребенка (социальной адаптации, социальной автономизации, социальной интеграции), формулирует проблему социальной жизни ребенка, прогнозирует вероятность ее решения, спосо­бы и средства социального воспитания ребенка, его перевоспи­тания. На первом этапе социально-педагогической деятельнос­ти он осуществляет диагностирование состояния социального развития ребенка. Результаты, полученные в ходе диагности­ки, позволяют спрогнозировать возможный процесс его соци­ального развития. Его успешность зависит от наличия объек­тивной информации о ребенке, его окружении, его проблеме, а также от уровня профессионального мышления, опыта и инту­иции социального педагога. Затем социальный педагог модели­рует свои конкретные профессиональные шаги: цели и задачи деятельности, выбор оптимального варианта социально-педа­гогической технологии (или ее разработку) и способы ее реали­зации. Второй этап представляет собой непосредственную реа­лизацию отобранной технологии по решению проблемы ребен­ка с применением той или иной совокупности методов, средств, приемов социально-педагогической деятельности. Он начинает­ся с апробации выбранной технологии, а затем ее корректиров­ки, в зависимости от индивидуальных особенностей социально­го развития ребенка. Основной задачей данного этапа является включение ребенка в процесс решения проблемы социальной жизни, включения его в процесс саморазвития, самовоспитания. Его сложность обусловлена тем, что включение детей, в процесс разрешения проблемы в социальном развитии,, требует от со-1-циального педагога гибкости мышления, умения видеть свои просчеты, умения искать новые, более эффективные, методы и приемы деятельности. Третий этап процесса — это заключи­тельный, результативный этап. На данном этапе имеет место анализ и оценка результативности, используемой технологии, выявляются ее позитивные и негативные аспекты, анализиру­ется собственная деятельность ребенка, профессиональная ком­петентность социального педагога, вносятся коррективы и оп­ределяются дальнейшие перспективы в работе.

Субъект социально-педагогической деятельности многоме­рен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

- ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защи­ты детей и подростков, органы государственной власти);

- сопутствующие (учреждения, организации и специалис­ты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);

- оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущи­ми учреждениями, организациями и специалистами, задач со­циальной помощи детям и подросткам (финансово-экономичес­кие организации, учреждения пищевой и легкой промышлен­ности и т.д.).

Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогичес­кой деятельности является социальный педагог, но без актив­ного участия самого ребенка в социально-педагогическом про­цессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие невозможно.

Социальный педагог способствует саморазвитию личности, созданию благоприятных условий, психологического комфор­та, консолидации возможностей общества по отношению к кон­кретному ребенку, формированию его активности как субъекта социальной жизни.

Социальный педагог играет важную роль в структуре об­разовательно-воспитательного процесса, его деятельность ос­нована на посредничестве между формирующейся личностью и различными общественными институтами (семья, школа и другие организации) в процессе ее социализации в сложных со­временных условиях. Социальный педагог является сотрудни­ком социально-педагогической и психологической службы об­разовательного учреждения. Он должен ориентироваться в по­литической, экономической и социальной обстановке, знать тре­бования, предъявляемые обществом к личности учащегося, и уметь влиять на его социальное становление.

Социальный педагог внимательно изучает условия жизни воспитанников, которые зачастую препятствуют развитию их индивидуальности. В его задачу входит своевременное оказа­ние помощи таким детям, разрешение различных конфликтных ситуаций и нахождение наиболее благоприятной среды для ре­ализации интересов и потребностей ребенка. Он может подска­зать учителю и родителям, как лучше вести себя с трудным ре­бенком, как заинтересовать его каким-либо видом творчества. Он включает своих подопечных в социально значимые дела, и эта деятельность может стать сферой сотрудничества с други­ми людьми. Социальный педагог особое внимание уделяет про-фориентационным видам занятий, так как они, выполняя соци­ально-интеграционные функции, могут стать хорошей старто­вой площадкой для учащихся.

Профессия "социальный педагог" многогранна. Соци­альный педагог с разными субъектами профессионально-лич­ностного взаимодействия (учащимися, коллегами, администра­цией, представителями других организаций, с которыми сотруд­ничает при выполнении своих функциональных обязанностей и др.) выступает в различных профессиональных ролях.

Социальный педагог — организатор внеучебной работы. Это специалист по работе с классом или с параллелями. Он разраба­тывает и внедряет социально-педагогические программы по ра­боте со школьниками, организации досуга, привлечению родите­лей к внеучебной работе с детьми, взаимодействию с различны­ми молодежными организациями, с местными органами власти.

Социальный педагог — организатор досуга. Сферой его де­ятельности является организация досуговой деятельности школьников (постановка вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий, художе­ственная самодеятельность, кукольный театр, краеведение, организация досуга учителей, взаимодействие с районными культурными досуговыми центрами, помощь учителю в прове­дении классного мероприятия и др.)

Объект деятельности — учащиеся определенной группы класса, отдельные группы учащихся по интересам.

Социальный педагог — психолог (при условии прохожде­ния дополнительного обучения по психологии). Выполнение функций психолога и социального педагога по работе с учащи­мися, имеющих трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Объект деятельности — трудновоспитуемый проблемный школьник, классный коллектив, имеющий различные соци­альные проблемы, учитель, имеющий проблемы на работе с уче­ником, родителями; учительский коллектив; родители, имею­щие проблемы во взаимоотношениях у ребенком или учителем; родительский коллектив.

Содержание деятельности:

- первичное выявление психических отклонений в личнос­ти школьника и их влияние на учебу и поведение;

- направление учащегося на диагностику в медицинские, пси­холого-социальные учреждения для углубленной диагностики;

- взаимодействие с медицинскими социальными центрами по обеспечению коррекционной работы с отдельными учащи­мися, имеющими различные отклонения;

- направленная социально-педагогическая работа с отдель­ными учащимися и группами;

- взаимодействие с различными центрами по работе с деть­ми с отклонением в поведении для координации совместных вос­питательных усилий;

- психолого-педагогическое консультирование учащихся, родителей, учителей;

- социально-педагогическая помощь учителю по работе с учащимся.

Социальный педагог — социолог. В основе его деятельности лежит изучение и выявление социально-педагогических, про­блем в школьных и классных коллективах.

Объект деятельности — школьный коллектив по возрастам, классный коллектив, школьники из неблагополучных семей, учительский и родительский коллектив.

Социальный педагог — социальный работник. Защита прав ребенка, решение социальных проблем (пособия и другие льготы).

Социальный педагог — методист. Педагог с реальным пре­подавательским опытом, пользующийся авторитетом по возра­сту, опытом и действенностью работы. В данной роли выполня­ет следующие направления в своей деятельности:

- помощь учителю в работе с классом для достижения учеб­ных целей;

- проведение методических семинаров по проблемам соци­ально-педагогической работы, обучению и воспитанию детей;

- организация и проведение лекций для родителей;

- консультации для родителей;

- организация обучения и консультирования актива клас­са по проблемам самоуправления.

Выше названные позиции (профессиональные роли) соци­ального педагога представляют его социально-педагогическую работу, которая ориентирована на облегчение процесса социа­лизации личности ребенка, воспитанника в современных соци­ально-экономических условиях и в рамках многонационально­го государства и являются отражением нормативного профес­сионально-эталонного комплекса знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций социального педагога.

Работа социального педагога в учреждении образования основывается на принципах, которые обеспечивают эффектив­ное профессиональное взаимодействие специалиста и ребенка.

1. Принцип профессионализма. Заключается во владении приемами и методами работы социального педагога в соответ­ствии с тарифно-квалификационными характеристиками и дол­жностными инструкциями. Предполагает наличие профессио­нально важных качеств (эмпатия, коммуникабельность, откры­тость, естественность, деликатность, доброжелательность и т. д.), знаний и умений по профилактике различного рода девиаций у учащихся, оказанию помощи педагогам и родителям в выборе путей и методов воспитания, молодежи — в достижении успеш­ного взаимодействия в окружающем социокультурном про­странстве и будущем профессиональном самоопределении.

2. Принцип взаимодействия. Заключается в целенаправ­ленном тесном сотрудничестве социального педагога с другими работникам учреждения образования по разрешению социаль­но-педагогических проблем, конфликтных ситуаций и созданию педагогически ориентированной среды, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными института­ми, занимающимися вопросами социализации учащейся моло­дежи.

3. Принцип личностно ориентированного подхода. В цен­тре внимания интересы и особенности личности, а также гуман­ное отношение к личности, уважение прав и свобод как учаще­гося, так и педагога; оказание содействия в саморазвитии и социализации личности, ее творческой самореализации.

4. Принцип ориентации на положительные стороны лич­ности. Означает поиск в каждой личности положительных ка­честв, опираясь на которые возможно формирование других, более значимых свойств личности. Основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности, подразумевает подготовленность и устойчивость учащихся к негативным про­явлениям социума.

5. Принцип целесообразности. Предполагает выбор техно­логий, методов и форм социально-педагогической деятельнос­ти по принципу целесообразности и разумности вмешательства педагогов в личную жизнь учащихся.

6. Принцип культуросообразности. Необходимость в со­временных условиях воспитывать культуру межнационально­го общения, основанной на принципе этнической толерантнос­ти, расширение культурного пространства микросоциума, ко­торое осваивает ребенок с помощью различных методик.

7. Принцип конфиденциальности. Предусматривает уста­новление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тай­ны. Предполагает сохранение тайны в отношениях между со­циальным педагогом и учащимися, педагогами, родителями.

Направления деятельности социального педагога по созда­нию эффективной социально-педагогической системы учрежде­ния образования: социально-педагогическое исследование с це­лью выявления социальных и личностных проблем учащихся учреждения образования, социально-педагогическая защита уча­щихся, повышение уровня педагогической культуры педагогов и родителей, социально-педагогическая работа с родителями, со­циальная работа с малообеспеченными и многодетными семья­ми, социально-педагогическое консультирование, социально-пе­дагогическая профилактика и коррекция, обеспечение социаль­но-педагогической поддержки семьи в развитии личности уча­щегося, организационно-методическая деятельность, работа по созданию педагогически ориентированной культурной среды, профориентационная работа с учащимися, организация социаль­ной ценной деятельности учащихся (волонтерство).

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся учреждения об­разования предполагает:

- изучение культурно-бытовых отношений учащихся в се­мье и в условиях общежития с целью их оптимизации. Акцен­тирование внимания руководства и педагогов учреждения об­разования на проблемах и потребностях учащихся, педагогов и родителей при планировании и организации социально-педа­гогической деятельности, образовательно-воспитательного про­цесса;

- определение морально-психологического климата учреж­дения образования с целью выявления его воздействия на лич­ность и совершенствования. Содействие укреплению взаимопо­нимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями;

- определение центров социально-культурных влияний на учащихся в микрорайоне образовательного учреждения с це­лью изучения их социализирующего потенциала и организации взаимодействия.

Социально-педагогическая защита учащихся включает следующие направления работы:

- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в со­циальной защите, опеке и попечительстве;

- защита прав и интересов учащихся, оказавшихся в соци­ально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, в различных инстанциях (педагогический совет, комиссия по де­лам несовершеннолетних и т. д.);

- выявление учащихся, подвергшихся агрессии и физичес­кому или психологическому насилию со стороны взрослых, свер­стников, и оказание им помощи;

- индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися агрессии и насилию со стороны сверстников и взрослых;

- осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, развитию, социальной защите личности школьника;

- оказание учащимся своевременной социальной помощи и поддержки.

Повышение уровня педагогической культуры педагогов и родителей предполагает:

- содействие повышению уровня педагогической культу­ры педагогов и родителей (родительские клубы, семинары, де­ловые игры);

- ознакомление педагогического коллектива с законода­тельными актами, нормативными документами по проблемам защиты прав и интересов учащихся и порядком их применения в практической деятельности;

- пропаганду и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учи­телями, учащимися и родителями.

Социально-педагогическое консультирование основано:

- на организации и проведении индивидуальных консуль­таций учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- консультировании педагогов, руководителей, родителей по социально-педагогическим проблемам;

- помощи семье в проблемах, связанных с учебой, воспита­нием, присмотром за ребенком;

- индивидуальном и групповом консультировании детей, родителей и педагогов, администрации по вопросам разреше­ния проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспи­тания детей в семье и т. п.

Социально-педагогическая профилактика и коррекция включает в себя:

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на внутри школьном уче­те, а также КДН и ИДН;

- выявление фактов асоциального поведения учащихся, ра­бот по его предупреждению, организацию превентивно-профи­лактической работы;

- пропаганду здорового образа жизни;

- повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.

Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося предполагает:

- выявление семьей, оказавшихся в социально опасном по­ложении, семей с детьми, имеющими особенности психофизи­ческого развития, нуждающимися в помощи и поддержке;

- оказание социально-педагогической помощи учащимся и родителям из таких семей;

- организацию круглых столов, семинаров, встреч для ро­дителей педагогов, учащихся по социально-педагогическим про­блемам;

- содействие вовлечению родителей в учебно-воспитатель­ный процесс;

- выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении учащихся;

- изучение психолого-педагогических особенностей учени­ков и условий их жизни;

- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организацией.

Организационно-методическая деятельность включает в себя:

- анализ и обобщение социально-педагогической работы, разработку рекомендаций по ее совершенствованию;

- участие в методических секциях, семинарах-практику­мах, конференциях различного уровня по проблемам воспита­ния и социализации учащейся молодежи;

- накопление банка данных результатов педагогических исследований, подбор специальной литературы по социальной педагогике;

- проектирование, разработку планов и программ по раз­личным направлениям деятельности образовательного учреж­дения.

Работа по созданию педагогически ориентированной куль­турной среды — это:

- организация сбора и накопления информации о социаль­ной среде учащихся школы;

- анализ полученной информации о социальной среде уча­щихся школы;

- привлечение внимания руководства и педагогов учреж­дения образования к проблемам и потребностям учащихся и ро­дителей при планировании и организации воспитательного про­цесса;

- укрепление взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями.

- помощь в установлении гуманных, нравственно здоровых отношений в школе;

- содействие созданию обстановки психологического ком­форта и безопасности учащихся в школе;

- оказание помощи ребенку в устранении причин, негатив­но влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;

- решение практических вопросов обеспечения учебно-вос­питательной работы за пределами расписания учебных заня­тий;

- помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и опреде­лении мер их преодоления;

- привлечение детей, родителей, общественности к орга­низации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций.

Профориентационная работа с учащимися предполагает:

- помощь подростку в определении будущей профессии, выработке индивидуальной линии саморазвития;

- организацию экскурсий для расширения представлений о современном мире профессий;

- взаимодействие с центром "Перспектива" с целью про­ведения диагностики и трудоустройства.

Организация социальной ценной деятельности учащих­ся (волонтерство) включает в себя:

- благотворительные мероприятия для сверстников и по­жилых людей;

- благоустройство города (озеленение, уборка прилегающей территории и т. п.);

- охрану природы и памятников культуры;

- организацию деятельности детско-молодежных обще­ственных объединений через регулярно организуемые сборы;

- решение вопросов занятости детей и молодежи, оказа­ние помощи в трудоустройстве;

- помощь в самостоятельной организации досуга и развле­чений.

Отдельно необходимо выделить работу с малообеспеченны­ми и многодетными семьями, а также работу с родителями.

Социальная работа с малообеспеченными и многодетны­ми семьями — это:

- изучение контингента образовательного учреждения на наличие малообеспеченных, многодетных, неполных, неблаго­получных семей;

- изучение условий, в которых проживают дети из мало­обеспеченных семей, с целью оказания им материальной и иной помощи;

- взаимодействие с органами по социальной защите насе­ления.

Социально-педагогическая работа с родителями предпо­лагает:

- правовое воспитание родителей;

- просветительскую работу, организацию встреч со специ­алистами различного профиля по интересующим вопросам;

- создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности образовательного уч­реждения, организация родительского клуба.

Какой бы ни была разнообразной по направлениям деятель­ность социального педагога, она проходит через определенные этапы.

1. Подготовительный: знакомство с контингентом учащих­ся и их семьями; установление профессиональных контактов с коллегами; первичная диагностика микрорайона, проблем, ко­торые возникают у учащихся, родителей и педагогического кол­лектива; определение форм сотрудничества с различными орга­низациями по разрешению возникающих в результате работы вопросов.

2. Организационный: сбор и анализ профессионально-зна­чимой информации и определение приоритетов в создании сис­темы работы; определение социально-педагогического потенци­ала образовательного учреждения и окружающего микросоци­ума; ведение необходимой документации; составление перспек­тивного плана работы на основе результатов предшествующего этапа.

3. Развивающий: совершенствование в профессиональной деятельности; активное участие в работе методического объе­динения социальных педагогов округа; изучение и анализ опы­та коллег; повышение квалификации.

Критерии оценки успешности деятельности социального педагога.

1. Улучшение физического и психического здоровья детей, уменьшение уровня агрессивности, невротизма.

2. Позитивные изменения отношения к учебе.

3. Повышение культуры общения, гуманных отношений между детьми.

4. Использование индивидуального подхода к личности ре­бенка как основного средства воспитания.

5. Способность коллектива к организованной творческой деятельности в учебное и внеучебное время.

6. Достижение взаимопонимания и сотрудничества с роди­телями.

Основой организации деятельности социального педагога в учреждении образования, является процесс планирования его работы. Этот процесс, с одной стороны, требует от специалиста креативного подхода, педагогической интуиции и активного включения в жизнедеятельность учреждения образования, а с другой — ограничен определенными рамками должностных обя­занностей.

Режим работы социального педагога. Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методи­ческих объединений.

Социальному педагогу выделяется отдельное помещение, оборудованное оргтехникой, шкафами для хранения личных дел учащихся и картотек, обеспечивается канцелярскими издели­ями и средствами на транспортные расходы.

Учитывая специфический характер социально-педагоги­ческой деятельности, режим работы социального педагога, со­ответствуя 36-часовой рабочей недели, должен быть гибким, вариативным, обеспечивая эффективность использования ра­бочего времени. График работы согласовывается и утвержда­ется руководителем образовательного учреждения.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты реша­ются в соответствии с действующими законоположениями для учреждения образования.

Деятельность социального педагога осуществляется в со­ответствии с циклограммой (табл. 2).

Документация социального педагога образовательного учреждения. Обязательной документацией для социального педагога является:

1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.

2. Социального-педагогическая характеристика учрежде­ния образования.

3. Социально-педагогические характеристики классов.

4. Медико-психолого-педагогические характеристики кли­ентов. (Данные документы относятся к числу документов кон-феденциального характера.)

5. Картотека социального педагога, содержащая социальные паспорта по разным категориям воспитанников (многодетные и

Таблица 2

Примерная циклограмма деятельности социального педагога

Частота выполнения работы

Выполняемая работа

Ежедневно

1. Индивидуальная работа с учащимися и их родителями.

2. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

3. Работа с учителями-предметниками

Еженедельно

1. Работа с психологом образовательного учреждения.

2. Посещение девиантных учащихся на дому.

3. Работа с журналами.

4. Взаимодействие с различными организациями.

5. Дежурство по школе

Каждый месяц

1. Посещение уроков.

2. Участие в работе педагогического консилиума.

3. Совещание по планированию работы.

4. Участие в рейде социально-педагогического патруля

Раз в четверть

1. Учеба социальных педагогов.

2. Анализ выполнения плана на четверть, коррекция плана на следующую четверть.

3. Участие в родительском собрании

Раз в год

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Составление социальных паспортов (микросоциума, обра­зовательного учреждения, класса, учащегося, семьи и т. д.).

3. Анализ и составление плана работы на год.

4. Составление статистики по различным категориям и группам

малообеспеченные семьи, учащиеся, находящиеся на внутри-школьном контроле, акты обследования жилищных условий и т. п.).

6. Перспективный план работы на год, утвержденный ди­ректором школы, план работы на месяц.

7. Журнал тематических групповых консультаций, журнал индивидуальных консультаций для отдельных групп населения; журнал социального педагога (запись каждодневной деятель­ности).

8. Программы на школу по отдельным направлениям соци­ально-педагогической работы (программа по профилактике пра­вонарушений и безнадзорности несовершеннолетних средней общеобразовательной школы на год и т. д.).

9. Отчеты и аналитические материалы по реализации про­грамм социально-педагогической поддержки; планы оказания помощи конкретным категориям обучающихся.

10. Документация: по учету правонарушений, по внутри-школьному учету детей и семей "группы риска"; по освоению образовательной программы детьми, стоящими на внутри-школьном контроле; по контролю движения учащихся.

11. Документация по вопросам опеки и попечительства, ре­гистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах.

12. Журнал учета обращений родителей, учителей, учащих­ся и разрешение поставленных ими проблем.

13. Данные по изучению социального состава семей, соци­ального портрета ученика, класса, школы, социальных ожида­ний родителей, учащихся, педагогов как субъектов образова­тельного процесса.

14. Методические рекомендации для родителей.

15. Методические рекомендации для классных руководи­телей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.

16. Систематизированная информация по городским и рай­онным службам для родителей и детей о возможных путях ре­шения их проблем.

17. Информация по трудоустройству подростков в канику­лярное время.

18. Перечень диагностических (социально-педагогических и педагогических) методик, используемых в работе.

Для эффективной организации деятельности социальному педагогу необходимо иметь:

- законодательные акты и нормативные документы, опре­деляющие его деятельность;

- пакет методик, анкет, применяемых на практике;

- методическую литературу по вопросам социально-педа­гогической работы и воспитания.