8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Квалификационная характеристика социального педагога была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г. Характеристика состоит из трех частей: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Квалификационные требования". В первой части характеристики определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку; во второй части представлена совокупность теоретических знаний и умений, необходимых для качественной профессиональной деятельности социального педагога; третья часть "Квалификационные требования" включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются педагогу для получения определенной категории.
Квалификационная характеристика социального педагога по ГОСу 2000 г.:
Специфика деятельности: осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и социальной защите личности; изучать особенности личности и социума; выявлять интересы и проблемы личности; выступать посредником между личностью и семьей, школой, социальными службами, ведомствами и административными органами.
Подготовлен к выполнению следующих обязанностей: формированию общей культуры личности и ее социализации; использованию разнообразных приемов и методов обучения и воспитания; осознанию необходимости соблюдения прав учащихся; выполнению норм и правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защите; обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Должен знать: нормативные документы по образованию и правам ребенка; общую и социальную педагогику; основы общетеоретических дисциплин, педагогику, педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы валеологии и социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Должен уметь выполнять следующие виды деятельности: научно-методическую, социально-педагогическую; воспитательную; культурно-просветительскую; коррекционно-разви-вающую; управленческую.
В своей деятельности социальный педагог руководствуется Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ "Об образовании", основами социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; Региональной образовательной программой; при условии работы в образовательном учреждении — Уставом школы, Программой развития образовательного учреждения, "Образовательной программой школы".
Социальный педагог должен иметь педагогическое образование: высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу педагогической работы (педагогические курсы для специалистов с высшим непедагогическим образованием).
Деятельность социального педагога можно рассматривать как особый вид взаимодействия ребенка и взрослого. По мнению С.А. Расчетиной, особенность цели деятельности социального педагога заключается в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но и как эмоциональное переживание проблемности ситуации социального развития ребенка. Эмоции сопереживания ребенку предвосхищают цель, формируя потребность заботы, защиты, помощи. Как известно, цель — это идеальный образ будущего результата деятельности. Она формируется на двух уровнях:
1) как цель-идеал (стратегическая цель). Стратегической целью деятельности социального педагога является социально-педагогическая поддержка в самореализации, физическом и духовном развитии ребенка и разрешении проблем его социальной жизни;
2) как цель — ожидаемый результат деятельности (тактическая цель). Тактической целью деятельности социального педагога является помощь ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, в распознании, формулировании и совместном разрешении проблемы его социальной жизни. Причем цель как ожидаемый результат деятельности по отношению к цели-идеалу может выступать в качестве задачи деятельности. Цель может быть конкретизирована как по "вертикали" (исходные, промежуточные и конечные цели), так и по "горизонтали" (в зависимости от места работы социального педагога, его специализации и характера профессиональных проблем).
Примерные задачи деятельности социального педагога:
1. Изучать и анализировать условия социального окружения ребенка (школа, семья, улица).
2. Анализировать причины социальной дезадаптации учащихся через изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей.
3. Способствовать созданию педагогически целесообразной среды, создавать условия для развития положительного социального опыта.
4. Привлекать к разрешению возникших проблем как специалистов, так и самих детей.
5. Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям, привлекая их в союзники в воспитании детей.
6. Способствовать изменению отношения взрослых к процессу социального взросления детей.
Работа социального педагога — это не только и не столько профессия, но и потребность души, особое призвание, требующее определенных личностных качеств. Он добровольно принимает моральную ответственность за улучшение качества жизни ребенка, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии. Обязательные личностные качества этого специалиста — гуманность, эмпатийность, деликатность и тактичность, социальная зрелость, терпимость к иным взглядам, нравам, привычкам. Социальный педагог должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью, коммуникативными и организаторскими способностями, высокой нравственной и общей культурой, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав ребенка на достойную жизнь. (В.Г. Бочарова).
Профессиональный уровень социально-педагогической деятельности заявляет особые требования к людям, ее избравшим, так как она базируется на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи ребенку. В июле 1994 г. в г. Коломбо (Шри-Ланка) состоялся съезд Международной федерации социальных работников, который принял документ "Этика социальной работы: принципы и стандарты". Представители разных стран, входящих в эту организацию, с различными религиозными и политическими взглядами, культурными традициями, провозгласили единые этические принципы и стандарты социальной работы. Руководствуясь положениями данного международного документа, был разработан этический кодекс социального педагога. (Кодекс от лат. codex — совокупность правил, норм, убеждений.)
Социальный педагог должен:
1. Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.
2. Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.
3. Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.
4. Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.
5. Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.
6. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему.
7. Соблюдать нравственные нормы поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.
8. Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.
9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.
10. Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость.
Своеобразие функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, высокой образованности и компетентности. Этим во многом объясняется; сложность применения единого подхода к оценке эффективности профессиональной деятельности социальных педагогов.
В основе деятельности социального педагога лежит выпил нение функциональных обязанностей, которые определяются спецификой жизнедеятельности образовательного учрежде! сил Должность социального педагога введена в штатное расписа i [ие шести типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.
Функциональные обязанности социального педагога в конкретном учреждении определяются индивидуально с учетом особенностей данного учреждения и социально-педагогической ситуацией.
Образовательно-воспитательная. В нее включается проведение лекций и семинаров по профессиональной ориентации с учащимися; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса; проведение социально-педагогической работы с родителями, руководство взаимодействием родителей, педагогов и воспитанников; проведение консультаций, лекций и практических занятий для педагогов и родителей по вопросам социальной педагогики.
Диагностическая. Изучение медико-психологических и возрастных особенностей и способностей учащегося; вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявление позитивных и негативных влияний, проблем; изучение условий жизни ребенка, особенностей его семьи, микросреды; выявление детей, требующих особого социально-педагогического внимания, составление диагностических карт на учащихся и их родителей, разработка различных документов для работы с родителями; определение интересов, запросов и потребностей детей и подростков, проблемных ситуаций на разных стадиях развития с целью предотвращения девиаций; изучение психолого-медико-педагогических особенностей несовершеннолетних в пределах своей компетентности, диагностика социальных отклонений; организация диагностической работы по вопросам социальной педагогики и анализ документов, материалов по работе с родителями и результатов диагностических исследований; анализ востребованности досуговых объединений в среде несовершеннолетних микрорайона; установление продуктивных отношений с другими образовательными учреждениями; обеспечение информацией родителей учащихся по вопросам воспитания; оказание эмоциональной поддержки детям; оказание посреднических услуг детям и членам их семей в воспитании.
Организаторская. Данная функция заключается в организации разносторонней социально значимой культурно-досуго-вой деятельности детей и подростков в образовательном учреждении, организация клубной работы; активизирует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе.
Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социально-педагогического развития конкретного образовательного учреждения с учетом специфических особенностей, деятельности различных институтов, занимающихся социально-педагогической деятельностью.
Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Приведение в действие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и ■преодоления негативных влияний на ребенка окружающей среды; организует оказание социально-терапевтической помощи нуждающимся детям, обеспечивает защиту их прав и интересов; проведение профилактической работы по предотвращению отклонений от норм социального развития детей и подростков, различных негативных явлений в социуме (профилактика безнадзорности несовершеннолетних в микрорайоне, учреждениях дополнительного образования и др.); социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений в образовательном учреждении; осуществление мер по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей и подростков.
Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями; обеспечивает взаимодействие различных специалистов образовательных, медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе; привлекает добровольных помощников и координирует их участия в социально-педагогических проектах; проводит педагогическую работу по взаимодействию различных культур, выявлению основных сходств и различий между религиями и конфессиями, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, формированию основ этнотолерантности.
Охранно-защитная. Используя имеющийся арсенал правовых норм, защищает права и интересы личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога; проводит правовое воспитание несовершеннолетних; обеспечивает информацией родителей воспитанников и лиц, их заменяющих, по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки.
Методическая. Большое значение в деятельности социального педагога отводится разработке материалов по проблемам воспитания; документов, обеспечивающих реализацию образовательных программ, с учетом современных требований социальной педагогики. Совместно с администрацией школы участвует в создании документов, влияющих на реализацию образовательно-воспитательных программ. Проводит образовательные мероприятия среди учителей и администрации школы по социально-педагогическим проблемам, возникающими в деятельности образовательного учреждения.
Специфика деятельности социального педагога направлена на социализацию ребенка в обществе и оказание ему помощи, если у него возникают какие-либо проблемы.
Общественная миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного ОУ, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных ролях: в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и прав ребенка; в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем социального развития детей. Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы ОУ, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды. Назначение социального педагога определяется ведущими профессиональными функциями: исследовательской, профилактической, защитно-охранной, организационной и образовательно-воспитательной и др.
Социальный педагог, решая задачи социализации личности ребенка (социальной адаптации, социальной автономизации, социальной интеграции), формулирует проблему социальной жизни ребенка, прогнозирует вероятность ее решения, способы и средства социального воспитания ребенка, его перевоспитания. На первом этапе социально-педагогической деятельности он осуществляет диагностирование состояния социального развития ребенка. Результаты, полученные в ходе диагностики, позволяют спрогнозировать возможный процесс его социального развития. Его успешность зависит от наличия объективной информации о ребенке, его окружении, его проблеме, а также от уровня профессионального мышления, опыта и интуиции социального педагога. Затем социальный педагог моделирует свои конкретные профессиональные шаги: цели и задачи деятельности, выбор оптимального варианта социально-педагогической технологии (или ее разработку) и способы ее реализации. Второй этап представляет собой непосредственную реализацию отобранной технологии по решению проблемы ребенка с применением той или иной совокупности методов, средств, приемов социально-педагогической деятельности. Он начинается с апробации выбранной технологии, а затем ее корректировки, в зависимости от индивидуальных особенностей социального развития ребенка. Основной задачей данного этапа является включение ребенка в процесс решения проблемы социальной жизни, включения его в процесс саморазвития, самовоспитания. Его сложность обусловлена тем, что включение детей, в процесс разрешения проблемы в социальном развитии,, требует от со-1-циального педагога гибкости мышления, умения видеть свои просчеты, умения искать новые, более эффективные, методы и приемы деятельности. Третий этап процесса — это заключительный, результативный этап. На данном этапе имеет место анализ и оценка результативности, используемой технологии, выявляются ее позитивные и негативные аспекты, анализируется собственная деятельность ребенка, профессиональная компетентность социального педагога, вносятся коррективы и определяются дальнейшие перспективы в работе.
Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:
- ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);
- сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);
- оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.).
Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие невозможно.
Социальный педагог способствует саморазвитию личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, консолидации возможностей общества по отношению к конкретному ребенку, формированию его активности как субъекта социальной жизни.
Социальный педагог играет важную роль в структуре образовательно-воспитательного процесса, его деятельность основана на посредничестве между формирующейся личностью и различными общественными институтами (семья, школа и другие организации) в процессе ее социализации в сложных современных условиях. Социальный педагог является сотрудником социально-педагогической и психологической службы образовательного учреждения. Он должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом к личности учащегося, и уметь влиять на его социальное становление.
Социальный педагог внимательно изучает условия жизни воспитанников, которые зачастую препятствуют развитию их индивидуальности. В его задачу входит своевременное оказание помощи таким детям, разрешение различных конфликтных ситуаций и нахождение наиболее благоприятной среды для реализации интересов и потребностей ребенка. Он может подсказать учителю и родителям, как лучше вести себя с трудным ребенком, как заинтересовать его каким-либо видом творчества. Он включает своих подопечных в социально значимые дела, и эта деятельность может стать сферой сотрудничества с другими людьми. Социальный педагог особое внимание уделяет про-фориентационным видам занятий, так как они, выполняя социально-интеграционные функции, могут стать хорошей стартовой площадкой для учащихся.
Профессия "социальный педагог" многогранна. Социальный педагог с разными субъектами профессионально-личностного взаимодействия (учащимися, коллегами, администрацией, представителями других организаций, с которыми сотрудничает при выполнении своих функциональных обязанностей и др.) выступает в различных профессиональных ролях.
Социальный педагог — организатор внеучебной работы. Это специалист по работе с классом или с параллелями. Он разрабатывает и внедряет социально-педагогические программы по работе со школьниками, организации досуга, привлечению родителей к внеучебной работе с детьми, взаимодействию с различными молодежными организациями, с местными органами власти.
Социальный педагог — организатор досуга. Сферой его деятельности является организация досуговой деятельности школьников (постановка вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий, художественная самодеятельность, кукольный театр, краеведение, организация досуга учителей, взаимодействие с районными культурными досуговыми центрами, помощь учителю в проведении классного мероприятия и др.)
Объект деятельности — учащиеся определенной группы класса, отдельные группы учащихся по интересам.
Социальный педагог — психолог (при условии прохождения дополнительного обучения по психологии). Выполнение функций психолога и социального педагога по работе с учащимися, имеющих трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Объект деятельности — трудновоспитуемый проблемный школьник, классный коллектив, имеющий различные социальные проблемы, учитель, имеющий проблемы на работе с учеником, родителями; учительский коллектив; родители, имеющие проблемы во взаимоотношениях у ребенком или учителем; родительский коллектив.
Содержание деятельности:
- первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияние на учебу и поведение;
- направление учащегося на диагностику в медицинские, психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;
- взаимодействие с медицинскими социальными центрами по обеспечению коррекционной работы с отдельными учащимися, имеющими различные отклонения;
- направленная социально-педагогическая работа с отдельными учащимися и группами;
- взаимодействие с различными центрами по работе с детьми с отклонением в поведении для координации совместных воспитательных усилий;
- психолого-педагогическое консультирование учащихся, родителей, учителей;
- социально-педагогическая помощь учителю по работе с учащимся.
Социальный педагог — социолог. В основе его деятельности лежит изучение и выявление социально-педагогических, проблем в школьных и классных коллективах.
Объект деятельности — школьный коллектив по возрастам, классный коллектив, школьники из неблагополучных семей, учительский и родительский коллектив.
Социальный педагог — социальный работник. Защита прав ребенка, решение социальных проблем (пособия и другие льготы).
Социальный педагог — методист. Педагог с реальным преподавательским опытом, пользующийся авторитетом по возрасту, опытом и действенностью работы. В данной роли выполняет следующие направления в своей деятельности:
- помощь учителю в работе с классом для достижения учебных целей;
- проведение методических семинаров по проблемам социально-педагогической работы, обучению и воспитанию детей;
- организация и проведение лекций для родителей;
- консультации для родителей;
- организация обучения и консультирования актива класса по проблемам самоуправления.
Выше названные позиции (профессиональные роли) социального педагога представляют его социально-педагогическую работу, которая ориентирована на облегчение процесса социализации личности ребенка, воспитанника в современных социально-экономических условиях и в рамках многонационального государства и являются отражением нормативного профессионально-эталонного комплекса знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций социального педагога.
Работа социального педагога в учреждении образования основывается на принципах, которые обеспечивают эффективное профессиональное взаимодействие специалиста и ребенка.
1. Принцип профессионализма. Заключается во владении приемами и методами работы социального педагога в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. Предполагает наличие профессионально важных качеств (эмпатия, коммуникабельность, открытость, естественность, деликатность, доброжелательность и т. д.), знаний и умений по профилактике различного рода девиаций у учащихся, оказанию помощи педагогам и родителям в выборе путей и методов воспитания, молодежи — в достижении успешного взаимодействия в окружающем социокультурном пространстве и будущем профессиональном самоопределении.
2. Принцип взаимодействия. Заключается в целенаправленном тесном сотрудничестве социального педагога с другими работникам учреждения образования по разрешению социально-педагогических проблем, конфликтных ситуаций и созданию педагогически ориентированной среды, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи.
3. Принцип личностно ориентированного подхода. В центре внимания интересы и особенности личности, а также гуманное отношение к личности, уважение прав и свобод как учащегося, так и педагога; оказание содействия в саморазвитии и социализации личности, ее творческой самореализации.
4. Принцип ориентации на положительные стороны личности. Означает поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других, более значимых свойств личности. Основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности, подразумевает подготовленность и устойчивость учащихся к негативным проявлениям социума.
5. Принцип целесообразности. Предполагает выбор технологий, методов и форм социально-педагогической деятельности по принципу целесообразности и разумности вмешательства педагогов в личную жизнь учащихся.
6. Принцип культуросообразности. Необходимость в современных условиях воспитывать культуру межнационального общения, основанной на принципе этнической толерантности, расширение культурного пространства микросоциума, которое осваивает ребенок с помощью различных методик.
7. Принцип конфиденциальности. Предусматривает установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны. Предполагает сохранение тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, педагогами, родителями.
Направления деятельности социального педагога по созданию эффективной социально-педагогической системы учреждения образования: социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся учреждения образования, социально-педагогическая защита учащихся, повышение уровня педагогической культуры педагогов и родителей, социально-педагогическая работа с родителями, социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическая профилактика и коррекция, обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося, организационно-методическая деятельность, работа по созданию педагогически ориентированной культурной среды, профориентационная работа с учащимися, организация социальной ценной деятельности учащихся (волонтерство).
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся учреждения образования предполагает:
- изучение культурно-бытовых отношений учащихся в семье и в условиях общежития с целью их оптимизации. Акцентирование внимания руководства и педагогов учреждения образования на проблемах и потребностях учащихся, педагогов и родителей при планировании и организации социально-педагогической деятельности, образовательно-воспитательного процесса;
- определение морально-психологического климата учреждения образования с целью выявления его воздействия на личность и совершенствования. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями;
- определение центров социально-культурных влияний на учащихся в микрорайоне образовательного учреждения с целью изучения их социализирующего потенциала и организации взаимодействия.
Социально-педагогическая защита учащихся включает следующие направления работы:
- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;
- защита прав и интересов учащихся, оказавшихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, в различных инстанциях (педагогический совет, комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.);
- выявление учащихся, подвергшихся агрессии и физическому или психологическому насилию со стороны взрослых, сверстников, и оказание им помощи;
- индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися агрессии и насилию со стороны сверстников и взрослых;
- осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, развитию, социальной защите личности школьника;
- оказание учащимся своевременной социальной помощи и поддержки.
Повышение уровня педагогической культуры педагогов и родителей предполагает:
- содействие повышению уровня педагогической культуры педагогов и родителей (родительские клубы, семинары, деловые игры);
- ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами по проблемам защиты прав и интересов учащихся и порядком их применения в практической деятельности;
- пропаганду и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;
- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.
Социально-педагогическое консультирование основано:
- на организации и проведении индивидуальных консультаций учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- консультировании педагогов, руководителей, родителей по социально-педагогическим проблемам;
- помощи семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
- индивидуальном и групповом консультировании детей, родителей и педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т. п.
Социально-педагогическая профилактика и коррекция включает в себя:
- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на внутри школьном учете, а также КДН и ИДН;
- выявление фактов асоциального поведения учащихся, работ по его предупреждению, организацию превентивно-профилактической работы;
- пропаганду здорового образа жизни;
- повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося предполагает:
- выявление семьей, оказавшихся в социально опасном положении, семей с детьми, имеющими особенности психофизического развития, нуждающимися в помощи и поддержке;
- оказание социально-педагогической помощи учащимся и родителям из таких семей;
- организацию круглых столов, семинаров, встреч для родителей педагогов, учащихся по социально-педагогическим проблемам;
- содействие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс;
- выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении учащихся;
- изучение психолого-педагогических особенностей учеников и условий их жизни;
- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организацией.
Организационно-методическая деятельность включает в себя:
- анализ и обобщение социально-педагогической работы, разработку рекомендаций по ее совершенствованию;
- участие в методических секциях, семинарах-практикумах, конференциях различного уровня по проблемам воспитания и социализации учащейся молодежи;
- накопление банка данных результатов педагогических исследований, подбор специальной литературы по социальной педагогике;
- проектирование, разработку планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения.
Работа по созданию педагогически ориентированной культурной среды — это:
- организация сбора и накопления информации о социальной среде учащихся школы;
- анализ полученной информации о социальной среде учащихся школы;
- привлечение внимания руководства и педагогов учреждения образования к проблемам и потребностям учащихся и родителей при планировании и организации воспитательного процесса;
- укрепление взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями.
- помощь в установлении гуманных, нравственно здоровых отношений в школе;
- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в школе;
- оказание помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
- решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий;
- помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;
- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций.
Профориентационная работа с учащимися предполагает:
- помощь подростку в определении будущей профессии, выработке индивидуальной линии саморазвития;
- организацию экскурсий для расширения представлений о современном мире профессий;
- взаимодействие с центром "Перспектива" с целью проведения диагностики и трудоустройства.
Организация социальной ценной деятельности учащихся (волонтерство) включает в себя:
- благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;
- благоустройство города (озеленение, уборка прилегающей территории и т. п.);
- охрану природы и памятников культуры;
- организацию деятельности детско-молодежных общественных объединений через регулярно организуемые сборы;
- решение вопросов занятости детей и молодежи, оказание помощи в трудоустройстве;
- помощь в самостоятельной организации досуга и развлечений.
Отдельно необходимо выделить работу с малообеспеченными и многодетными семьями, а также работу с родителями.
Социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями — это:
- изучение контингента образовательного учреждения на наличие малообеспеченных, многодетных, неполных, неблагополучных семей;
- изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных семей, с целью оказания им материальной и иной помощи;
- взаимодействие с органами по социальной защите населения.
Социально-педагогическая работа с родителями предполагает:
- правовое воспитание родителей;
- просветительскую работу, организацию встреч со специалистами различного профиля по интересующим вопросам;
- создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности образовательного учреждения, организация родительского клуба.
Какой бы ни была разнообразной по направлениям деятельность социального педагога, она проходит через определенные этапы.
1. Подготовительный: знакомство с контингентом учащихся и их семьями; установление профессиональных контактов с коллегами; первичная диагностика микрорайона, проблем, которые возникают у учащихся, родителей и педагогического коллектива; определение форм сотрудничества с различными организациями по разрешению возникающих в результате работы вопросов.
2. Организационный: сбор и анализ профессионально-значимой информации и определение приоритетов в создании системы работы; определение социально-педагогического потенциала образовательного учреждения и окружающего микросоциума; ведение необходимой документации; составление перспективного плана работы на основе результатов предшествующего этапа.
3. Развивающий: совершенствование в профессиональной деятельности; активное участие в работе методического объединения социальных педагогов округа; изучение и анализ опыта коллег; повышение квалификации.
Критерии оценки успешности деятельности социального педагога.
1. Улучшение физического и психического здоровья детей, уменьшение уровня агрессивности, невротизма.
2. Позитивные изменения отношения к учебе.
3. Повышение культуры общения, гуманных отношений между детьми.
4. Использование индивидуального подхода к личности ребенка как основного средства воспитания.
5. Способность коллектива к организованной творческой деятельности в учебное и внеучебное время.
6. Достижение взаимопонимания и сотрудничества с родителями.
Основой организации деятельности социального педагога в учреждении образования, является процесс планирования его работы. Этот процесс, с одной стороны, требует от специалиста креативного подхода, педагогической интуиции и активного включения в жизнедеятельность учреждения образования, а с другой — ограничен определенными рамками должностных обязанностей.
Режим работы социального педагога. Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.
Социальному педагогу выделяется отдельное помещение, оборудованное оргтехникой, шкафами для хранения личных дел учащихся и картотек, обеспечивается канцелярскими изделиями и средствами на транспортные расходы.
Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога, соответствуя 36-часовой рабочей недели, должен быть гибким, вариативным, обеспечивая эффективность использования рабочего времени. График работы согласовывается и утверждается руководителем образовательного учреждения.
Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты решаются в соответствии с действующими законоположениями для учреждения образования.
Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с циклограммой (табл. 2).
Документация социального педагога образовательного учреждения. Обязательной документацией для социального педагога является:
1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.
2. Социального-педагогическая характеристика учреждения образования.
3. Социально-педагогические характеристики классов.
4. Медико-психолого-педагогические характеристики клиентов. (Данные документы относятся к числу документов кон-феденциального характера.)
5. Картотека социального педагога, содержащая социальные паспорта по разным категориям воспитанников (многодетные и
Таблица 2
Примерная циклограмма деятельности социального педагога
Частота выполнения работы | Выполняемая работа |
Ежедневно | 1. Индивидуальная работа с учащимися и их родителями. 2. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся. 3. Работа с учителями-предметниками |
Еженедельно | 1. Работа с психологом образовательного учреждения. 2. Посещение девиантных учащихся на дому. 3. Работа с журналами. 4. Взаимодействие с различными организациями. 5. Дежурство по школе |
Каждый месяц | 1. Посещение уроков. 2. Участие в работе педагогического консилиума. 3. Совещание по планированию работы. 4. Участие в рейде социально-педагогического патруля |
Раз в четверть | 1. Учеба социальных педагогов. 2. Анализ выполнения плана на четверть, коррекция плана на следующую четверть. 3. Участие в родительском собрании |
Раз в год | 1. Проведение открытого мероприятия. 2. Составление социальных паспортов (микросоциума, образовательного учреждения, класса, учащегося, семьи и т. д.). 3. Анализ и составление плана работы на год. 4. Составление статистики по различным категориям и группам |
малообеспеченные семьи, учащиеся, находящиеся на внутри-школьном контроле, акты обследования жилищных условий и т. п.).
6. Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы, план работы на месяц.
7. Журнал тематических групповых консультаций, журнал индивидуальных консультаций для отдельных групп населения; журнал социального педагога (запись каждодневной деятельности).
8. Программы на школу по отдельным направлениям социально-педагогической работы (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних средней общеобразовательной школы на год и т. д.).
9. Отчеты и аналитические материалы по реализации программ социально-педагогической поддержки; планы оказания помощи конкретным категориям обучающихся.
10. Документация: по учету правонарушений, по внутри-школьному учету детей и семей "группы риска"; по освоению образовательной программы детьми, стоящими на внутри-школьном контроле; по контролю движения учащихся.
11. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах.
12. Журнал учета обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем.
13. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов как субъектов образовательного процесса.
14. Методические рекомендации для родителей.
15. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
16. Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
17. Информация по трудоустройству подростков в каникулярное время.
18. Перечень диагностических (социально-педагогических и педагогических) методик, используемых в работе.
Для эффективной организации деятельности социальному педагогу необходимо иметь:
- законодательные акты и нормативные документы, определяющие его деятельность;
- пакет методик, анкет, применяемых на практике;
- методическую литературу по вопросам социально-педагогической работы и воспитания.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога