8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
Стратегия сотрудничества социального педагога с другими специалистами образовательного учреждения и вне его определяется прежде всего спецификой учреждения, особенностями социума и характером проблем детей.
Социальный педагог (социально-педагогическая служба) должен владеть искусством управления социально-педагогическим взаимодействием, умением определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем, которые можно решить в совместной деятельности специалистов.
Социально-педагогическое взаимодействие — это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон.
В.Д. Семенов писал, что наука о воспитательных явлениях выстраивается на научном принципе взаимодействия, что "ядром" теоретической концепции социальной педагогики является социально-педагогическое взаимодействие сторон. Исследуя взаимодействие в педагогике как "научный принцип", В.Д. Семенов предложил свою классификацию сторон, включенных в педагогическое взаимодействие:
- взаимодействие воспитателя и воспитанника; процесс, создающий виды деятельности (познание, игру, труд, обучение);
- процесс, в котором, с одной стороны, развивается и формируется личность воспитанника, с другой — совершенствуется личность воспитателя (при руководящей роли воспитателя);
- сложнейший "организм", состоящий из многих "блоков", самые крупные из которых: дидактический, воспитательный, социально-педагогический.
Основу взаимодействия в социальной педагогике, по мнению А.В. Мудрика, составляет личностный подход, который является базовой ценностной ориентацией педагога, определяющей как ведущую его ориентацию на развитие личности воспитанника, а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
Рассматривая социально-педагогическое взаимодействие как сложную полифункциональную и регулируемую систему, в его структуре можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:
а) специфика отношений участников педагогического взаимодействия;
б) стиль их общения;
в) особенности построения совместной деятельности; "Чг) направленность взаимодействия.
Социально-педагогическое взаимодействие рассматривается как индивидуальный подход, который позволяет рассматривать социально-педагогический процесс с целью решения социально-педагогических проблем у ребенка, он направлен на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Социально-педагогический процесс реализует цели образования в условиях социально-педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему социально-педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников.
Социально-педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов: дидактических, воспитательных и социальных, присутствует во всех видах деятельности — познавательной, трудовой, творческой. В основе социально-педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества.
Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность.
Усиление акцента на использовании воспитательных возможностей внешкольной среды в современных условиях чрезвычайно важно. Необходимо искать новые формы и методы работы с детьми по месту жительства. В связи с этим возникают и новые функции по воспитанию в микрорайоне. Это и изучение особенностей микрорайона и семьи, разработка единого плана воспитательной работы в микрорайоне, поиск новых методов работы классных руководителей и учителей-предметников в содружестве с социальными педагогами.
Успех воспитательной работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей. Основное внимание сегодня школа призвана уделять той среде, где дети и подростки проводят большую часть свободного времени. Задача же социального педагога и учителя заключается в том, чтобы педагогизировать эту среду, способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и самоутверждения личности.
Для эффективной работы необходимо выстроить как внутреннюю схему взаимодействия, так и внешнюю (рис. 3).
Одним из организационных подразделений школы является коллектив, который возглавляет социальный педагог. Успешное взаимодействие социального педагога и учащихся, их родителей, специалистов, заинтересованных в процессе воспитания и развития личности ребенка, создает условия для реализации образовательных целей, направленных на развитие и саморазвитие личности школьника. Поэтому социальный педагог сегодня является еще и организатором деятельности заинтересованных взрослых и специалистов в оказании помощи ребенку в его развитии с целью:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников: только здоровый человек способен и готов к активной творческой
Рис. 3. Система внешкольного и внутришкольного социально-педагогического взаимодействия
деятельности, решению всех психологических проблем, возникающих в жизни;
- создания благоприятного нравственно-психологического климата, позитивных межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена;
- успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников;
- оказания помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;
- психолого-педагогического просвещения воспитанников, обучения их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучения приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни;
- воспитания (развития) чувств, привития оптимистического мировосприятия, обучения радостному проживанию жизни, каждой ее минуты.
Функция менеджера реализуется через внутриорганизацион-ною деятельность и организацию деятельности во внешней среде.
Внутриорганизационная деятельность социального педагога включает в себя:
- проведение изучения межличностных взаимоотношений в коллективе, выявление лидеров, "изгоев", референтных микрогрупп учащихся, проблем взаимоотношений мальчиков и девочек, отношения к "отличникам" и "двоечникам", к моде, внешнему виду подростков;
- проведение анализа результатов развития ученического коллектива, организационной культуры школьников, изменений во взаимоотношениях ребят, построение путей дальнейшего развития организационных способностей, корпоративной (коллективной) культуры учащихся;
- управление детским коллективом по выполнению плановых заданий, уставных требований школы: распорядка, правил, дисциплины, участия в обязательных мероприятиях школы (самообслуживании, трудовых акциях, дежурствах по школе), общешкольных мероприятиях, имеющих государственную, гражданскую, культурную значимость;
- координацию организационной деятельности коллектива, развитие ученического самоуправления, коллегиальных методов управления, помощь в подборе и расстановке кадров, обучение организационным умениям учащихся, поощрение за выполненную работу, создание условий для приобретения самостоятельного опыта организации и управления, развитие организационной культуры школьников.
Коллектив школы, находится в постоянном взаимодействие с непосредственной внешней средой: другими коллективами школ, родителями, внешкольными организациями дополнительного образования, социальными учреждениями, окружающей социальной средой, а также обществом в целом.
Общество в целом непосредственно не связано с коллективом, однако оказывает влияние на развитие мировоззрения школьников, их взаимоотношения, ценностные ориентации, приоритеты в сфере интересов ребят.
Контакты с непосредственным внешним окружением связаны с решением сложнейших задач, прежде всего адаптацией коллектива к внешнему окружению, установлением широких связей с другими, внешкольными организациями и объединениями, уходом от " закукливания" и в тоже время сохранением эмоциональной, душевной и деловой целостности коллектива.
В связи с этим социальному педагогу необходимо:
- развивать у школьников коммуникативные способности, способность к толерантности, готовность к изменениям;
- способствовать развитию направлений по связи с другими коллективами, общешкольным самоуправлением, внешкольными организациями и объединениями, со взрослыми (родителями, учителями, администрацией, специалистами сферы дополнительного образования и т. д.);
- обеспечивать школьников своевременной информацией и советами о внешнем окружении, способах взаимодействия с ним;
- воспитывать у учащихся аналитическое отношение к инструкциям, приказам, распоряжениям, принятым руководством школы, школьным ученическим самоуправлением; критическое отношение к форматизированным, стандартизированным задачам, сопротивлению к изменениям, командному типу руководства и контроля.
Социальный педагог как организатор обеспечивает выполнение коллективом учащихся целей и задач своей организации, направленных на создание условий для развития и саморазвития индивидуальности каждого школьника и способности к взаимодействию (сотрудничеству, сотворчеству и управлению) в коллективе на основе гуманистических ценностей. В связи с этим он осуществляет следующие виды деятельности:
- мотивирует учащихся к развитию ученического коллектива как средства развития каждого путем организации взаимодействия на основе позитивных интересов школьников;
- проектирует и развивает взаимодействие между членами ученического коллектива;
- разрабатывает стратегию развития коллектива, координирует усилия учащихся в определении ближайших целей и содержания деятельности коллектива;
- способствует развитию ученического самоуправления как средства развития организационных способностей школьников;
- является основным информационным источником в связи коллектива с внешним окружением;
- несет ответственность перед администрацией школы и родителями за результаты своей деятельности;
- организует дело, опираясь на следующие стадии: планирование, организация, проведение, анализ, построение перспектив;
- является гарантом обеспечения правовой защиты и социально-педагогической поддержки ребенка в развитии и решении личностных проблем школьников как внутри коллектива, так и во внешней среде;
- осуществляет связь с внешней средой по следующим направлениям: "Здоровье" — со школьными медиками, родителями, врачами во время диспансеризации, специалистами дополнительного образования в сфере спорта, туризма (организация консультаций, классных часов, встреч, практикумов по релаксации, самомассажу, рациональному питанию, диагностики); "Общение" — с психологом, родителями, школьным ученическим самоуправлением (тренинги общения, организация коллективных дел, организация работы ученического самоуправления и т. д.); "Учение" — с учителями-предметниками, родителями, заместителем директора по УВР по вопросам развития интеллектуальных способностей учащихся, ученическим Научным обществом и его руководителем (организация индивидуальных консультаций, факультативов, участие в интеллектуальных играх и олимпиадах, научно-исследовательской работе); "Досуг" — заместителем директора по BP, специалистами сферы дополнительного образования, ученическим самоуправлением школы, родителями, представителями досуговых организаций (театров, музеев, экскурсионных и туристических фирм и т. п.) — организация коллективной творческой деятельности, экскурсий, подбор досуговых кружков и секций и т. д.; "Образ жизни" — с представителями профориентационных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений, родителями (организация встреч, бесед, экскурсий).
Для осуществления менеджерской функции социальному педагогу необходимо:
- обладать организационной культурой, т.е. умением организовать дело, привлечь других для его осуществления, путем использования метода включенного интереса учащегося как автора (собственника идеи осуществляемого дела) и как его исполнителя,
- планировать и анализировать, корректировать как свою, так и коллективную деятельность,
- пользоваться авторитетом и уважением со стороны учащихся, родителей, педагогов и иных взрослых, участвующих в процессе образования и развития культуры школьников,
- быть готовым к выполнению функции организатора и работе с ученическим коллективом,
- развивать в себе такие качества, как уверенность, умение отстаивать собственное мнение, быть независимым в суждениях, сила воли, мужество, детоцентризм, быть успешным в какой-либо сфере (хорошо играть на гитаре, в теннис, рисовать, лепить, разбираться в вопросах современной музыки и т. д.).
Одним из направлений в деятельности социального педагога (по согласованию с администрацией и согласия социального педагога) может быть работа с ученическим самоуправлением как превентивным средством социально-педагогической поддержки детей в процессе их социализации и самореализации, решении в связи с этими процессами проблем.
Развитие ученического самоуправления в современной школе, группе определяется целями образования и воспитания личности. Это означает поиск новых творческих подходов к процессу воспитания детей, повышение базовой культуры школьника: духовно-нравственной, интеллектуальной, коммуникативной, организаторской культуры, создание условий для самоопределения и саморазвития ребенка.
Задачей социального педагога сегодня является развитие у школьников нравственных и организационных способностей, как средств формирования личности, способной к организации как собственной, так и коллективной жизнедеятельности. Какими же качествами и способностями должен обладать современный организатор и управленец? Это:
- нравственные качества, направленные на успешное развитие их организации (духовное, интеллектуальное, материальное), оказание помощи или услуг, востребованных людьми, приносящих пользу обществу, в котором проживаешь;
- организаторская интуиция, которая предполагает видение перспектив развития сообщества и окружающей среды и регулирующих ее параметров (времени, пространства, механизмов осуществления, видов и форм деятельности, отношений);
- любознательность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
- самокритичность, умение признавать свои ошибки;
- толерантность. Это значит: знать свои достоинства и недостатки (Я-реальное и Я-идеальное у толерантной личности не совпадают), чувствовать себя защищенным, психологически устойчивой личностью, нести ответственность за свою собственную жизнь, не перекладывая проблем на других, обладать способностью к самоопределению, принимать мир в его многообразии (разные религии, нации, расы, социальное положение и т.д.), быть эмпатийной личностью, оптимистом, обладать чувством юмора, поддерживать демократические нормы и ценности жизни;
- организаторские способности (организация дела и достижение результатов, анализ и прогнозирование дальнейших путей развития).
Условиями успешного развития организаторских способностей школьников является уровень сплоченности и подготовленности ученического коллектива к организации коллективных дел.
Самоуправление предполагает, что учащиеся могут самостоятельно осуществлять деятельность, включая постановку цели, планирование, организацию, согласование, анализ, построение перспектив. Однако эта деятельность должна носить общественно значимый, воспитывающий и развивающий характер. Необходимо, чтобы ребята-организаторы почувствовали, что их деятельность нужна другим школьникам, школе, социуму, при этом осознавали ответственность за ее выполнение. Для этого необходима помощь взрослого: вожатого, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, родителей. Их роль заключается в том, чтобы создать условия для развития творческой инициативы ребят в обсуждении насущных проблем и перспектив жизнедеятельности ученического коллектива; проявления желаний самим подготовить творческие дела, значимые как для них самих, так и других, организовать ребят к выполнению поручений.
Организация самоуправления — это не одноактное действие, а динамический процесс постепенного перехода от организации деятельности детского коллектива взрослыми к самодеятельности. В этом процессе можно выделить несколько этапов.
Первый этап характеризуется вовлечением школьников в творческую деятельность. Уже в начальной школе социальный педагог готовит вместе с учениками праздники. Его задачей является не только распределение обязанностей, но и объяснение своих организационных шагов. Следующим шагом будет распределение временных поручений между школьниками, фиксация их выполнения, совместный анализ успехов и неудач при выполнении заданий. Таким образом, уже в начальной школе ребята могут быть подготовлены к организации само-деятельности.
Второй этап развития самоуправления осуществляется под контролем социального педагога в 5-8-х классах. Педагог помогает уже выборному ученическому активу во главе, например, со старостой подготовить планирование мероприятий, помочьактиву во время подготовки и проведения дела , при его анализе. На этой ступени, несмотря на то что социальный педагог продолжает "вмешиваться" в деятельность ученического самоуправления, предоставляет больше полномочий учащимся, чаще работает с активом, а не со всем классом, чтобы не "сбить" инициативу ребят. Важным компонентом в работе является проведение учебы актива. Лучше, если это проходит в неформальной обстановке, во время чаепития или в процессе специально организованных ролевых и творческих игр.
В процессе развития коллектива могут формироваться новые секции, клубы по интересам, расширяться их возможности и полномочия. Например, центры "Здоровье", "Учение", "Досуг", "Пресс-центр". "Труд", "Спорт" могут быть дополнены клубом общения, клубом любителей детективов и приключений, научной секцией, секцией настольного тенниса и т.д. На третьем этапе (9-11-й классы) социальный педагог выступает в роли консультанта и координатора в самодеятельности учеников, третейским судьей в разрешении возникших конфликтов среди ребят.
Главной задачей социального педагога в развитии ученического самоуправления является духовно-нравственное, гражданское воспитание учащихся, развития организаторской культуры школьников, сплочение ученического коллектива с целью создания комфортной, безопасной обстановки, необходимой для решения проблем ребенка, развития и саморазвития школьника. При этом социальный педагог стремится к тому, чтобы, постепенно передавая полномочия ученическому самоуправлению, создавать и поддерживать необходимые условия для его успешного функционирования.
Ключевой фигурой образовательного учреждения по осуществлению социально-педагогической поддержки является школьный психолог.
Он оказывается бессильным помочь ребенку, если не будет эффективно взаимодействовать с учителями, социальным педагогом, родителями, администрацией и внешкольными медико-психолого-педагогическими организациями.
Школьный психолог — специалист, деятельность которого направлена на оказание помощи ребенку, их родителям и учителям в решении личностных и профессиональных проблем. Как и у социального педагога, объем функциональных обязанностей психолога, предусмотренный квалификационной характеристикой, огромен.
В положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями.
Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями.
Какой же психолог нужен современной школе?
На основе личностного опросника Р. Кэттела была составлена эталонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога. Характеристика идеального психолога представлена следующими моментами:
1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком.
2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию, любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.
3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, авторитетный.
4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, в выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекци-онная, консультативная, тренинг) требуют создания специфических условий. Для нормальной работы психолога как минимум нужен совмещенный кабинет на 12—15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключение психологической экспертизы.
Психолог образовательного учреждения является ведущим специалистом по социально-педагогической поддержке ребенка и может быть научным руководителем социальной службы школы.
Социальная служба школы включает несколько направлений: социально-психологическое, нормативно-правовое, социально-педагогического сопровождения, социальной помощи, образовательно-воспитательное.
1. Социально-психологическое направление включает:
1) мониторинг психологического здоровья:
- психологическое тестирование будущих первоклассников;
- отслеживание интеллектуального развития и личностного роста школьников;
2) работа с одаренными детьми:
- диагностика способностей;
- выявление и коррекция индивидуальных факторов, препятствующих развитию одаренности;
3) психологическое просвещение:
- проведение занятий со старшеклассниками по программе курса "Введение в психологию";
- участие в работе педсоветов;
- проведение тематических родительских собраний;
4) диагностика и коррекция психического развития:
- индивидуальная и групповая диагностика уровня развития интеллекта, творческих способностей, эмоционального состояния;
- индивидуальная и групповая коррекция внимания, памяти, мыслительных процессов; развитие навыков нешаблонного мышления; развитие навыков общения;
5) психологическое консультирование:
- школьников (конфликты с учителями, конфликты с родителями, общение со сверстниками);
- учителей (рекомендации по работе с отдельными классами и учениками);
- родителей (проблемы взаимоотношений в семье);
6) разрешение конфликтных ситуаций:
- между школьниками;
- между школой и родителями;
- в педагогическом коллективе;
- в семье;
7) проведение психологических тренингов:
- тренинги общения;
- тренинги личностного роста;
- тренинги навыков профессионального мастерства педагогов;
Данное направление реализуется совместно психологами и социальными педагогами школы.
2. Нормативно-правовое направление:
1) организация нормотворчества:
- в классах;
- в школе;
2) правовое просвещение:
- проведение занятий по правовым аспектам государства, общества, школы;
- участие в работе педсоветов;
- проведение тематических родительских собраний;
3) мониторинг развития правового сознания школьников;
4) правовое консультирование:
- школьников (защита прав ребенка);
- учителей (права и обязанности педагогов);
- родителей (семейное право);
5) правовая защита. Представление интересов ребенка в государственных и общественных организациях и учреждениях;
6) проведение занятий:
- правовых игр;
- тренингов по этикету;
- организация клубов и кружков по правовому воспитанию.
Осуществляется социальнымпедагогом совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних (ИДН), социальными работниками, специалистами социальных центров помощи семье и детям и др.
3. Педагогическое сопровождение детей с девиантным и деликвентным поведением осуществляется социальным педагогом совместно с ИДН, социальными работниками, специалистами социальных центров помощи семье и детям и др.
4. Направление социальной помощи:
- организация питания для соответствующих категорий детей;
- организация материальной помощи малоимущим семьям;
- охрана здоровья детей школе (контроль за состоянием кабинетов, рекреаций, мест общего пользования, за качеством питания).
Осуществляется социальным педагогом совместно с заместителем по социальной работе, муниципальными службами
5. Образовательно- воспитательное направление включает помощь в организации и проведении разнообразных мероприятий, праздников, игр. Осуществляется социальным педагогом совместно со специалистами учреждений дополнительного образования, учителями-предметниками, классными руководителями, родителями и др.
Алгоритм индивидуальной работы социального педагога, опирающегося на концепцию социально-педагогической поддержки ребенка, можно представить следующим образом:
1. Диагностический этап.
1) анализ исходной ситуации:
а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;
б) определение ее достоверности;
в) выявление причин, ее породивших;
г) постановка проблемы;
д) определение степени переживаемости и осознанности проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;
е) определение готовности или неготовности ребенка к решению проблемы;
2) постановка задач педагогической защиты;
3) определение своей компетенции в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать.
2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.
3. Построение гипотезы решения трудной ситуации.
4. Определение способов социально-педагогической поддержки (прямой, превентивной)
5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им самим указанных способов.
6. Анализ результатов выхода из проблемы.
7. Оценка собственной деятельности.
8. Актуализация логики поиска самостоятельного решения проблемы для ребенка.
9. Осуществление контроля за состоянием ребенка, его развитием.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога