logo
Иванов А

8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба

Стратегия сотрудничества социального педагога с другими специалистами образовательного учреждения и вне его опре­деляется прежде всего спецификой учреждения, особенностя­ми социума и характером проблем детей.

Социальный педагог (социально-педагогическая служба) должен владеть искусством управления социально-педагогичес­ким взаимодействием, умением определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем, которые можно ре­шить в совместной деятельности специалистов.

Социально-педагогическое взаимодействие — это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоци­ональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педаго­гическое взаимодействие означает четкое распределение фун­кций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязаннос­тей взаимодействующих сторон.

В.Д. Семенов писал, что наука о воспитательных явлениях выстраивается на научном принципе взаимодействия, что "яд­ром" теоретической концепции социальной педагогики являет­ся социально-педагогическое взаимодействие сторон. Исследуя взаимодействие в педагогике как "научный принцип", В.Д. Се­менов предложил свою классификацию сторон, включенных в педагогическое взаимодействие:

- взаимодействие воспитателя и воспитанника; процесс, со­здающий виды деятельности (познание, игру, труд, обучение);

- процесс, в котором, с одной стороны, развивается и фор­мируется личность воспитанника, с другой — совершенствует­ся личность воспитателя (при руководящей роли воспитателя);

- сложнейший "организм", состоящий из многих "блоков", самые крупные из которых: дидактический, воспитательный, социально-педагогический.

Основу взаимодействия в социальной педагогике, по мнению А.В. Мудрика, составляет личностный подход, который является базовой ценностной ориентацией педагога, определяющей как ве­дущую его ориентацию на развитие личности воспитанника, а так­же стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в вос­питательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Рассматривая социально-педагогическое взаимодействие как сложную полифункциональную и регулируемую систему, в его структуре можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:

а) специфика отношений участников педагогического вза­имодействия;

б) стиль их общения;

в) особенности построения совместной деятельности; "Чг) направленность взаимодействия.

Социально-педагогическое взаимодействие рассматривает­ся как индивидуальный подход, который позволяет рассматри­вать социально-педагогический процесс с целью решения соци­ально-педагогических проблем у ребенка, он направлен на удов­летворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Социально-педагогический процесс реализует цели обра­зования в условиях социально-педагогических систем, в кото­рых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и кон­тролирует систему социально-педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников.

Социально-педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов: дидактических, вос­питательных и социальных, присутствует во всех видах дея­тельности — познавательной, трудовой, творческой. В основе социально-педагогического взаимодействия лежит сотрудниче­ство, которое является началом социальной жизни человечества.

Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости про­цесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность.

Усиление акцента на использовании воспитательных воз­можностей внешкольной среды в современных условиях чрез­вычайно важно. Необходимо искать новые формы и методы ра­боты с детьми по месту жительства. В связи с этим возникают и новые функции по воспитанию в микрорайоне. Это и изучение особенностей микрорайона и семьи, разработка единого плана воспитательной работы в микрорайоне, поиск новых методов работы классных руководителей и учителей-предметников в содружестве с социальными педагогами.

Успех воспитательной работы школы в значительной сте­пени определяется тем, насколько эффективно школа взаимо­действует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей. Основное вни­мание сегодня школа призвана уделять той среде, где дети и подростки проводят большую часть свободного времени. Зада­ча же социального педагога и учителя заключается в том, что­бы педагогизировать эту среду, способствовать созданию наи­более благоприятных условий для развития и самоутвержде­ния личности.

Для эффективной работы необходимо выстроить как внут­реннюю схему взаимодействия, так и внешнюю (рис. 3).

Одним из организационных подразделений школы являет­ся коллектив, который возглавляет социальный педагог. Успеш­ное взаимодействие социального педагога и учащихся, их роди­телей, специалистов, заинтересованных в процессе воспитания и развития личности ребенка, создает условия для реализации образовательных целей, направленных на развитие и самораз­витие личности школьника. Поэтому социальный педагог сегод­ня является еще и организатором деятельности заинтересован­ных взрослых и специалистов в оказании помощи ребенку в его развитии с целью:

- сохранения и укрепления здоровья воспитанников: толь­ко здоровый человек способен и готов к активной творческой

Рис. 3. Система внешкольного и внутришкольного социально-педагогического взаимодействия

деятельности, решению всех психологических проблем, возни­кающих в жизни;

- создания благоприятного нравственно-психологического климата, позитивных межличностных отношений в коллекти­ве, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже са­мого слабого его члена;

- успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого со­циального статуса в среде сверстников;

- оказания помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;

- психолого-педагогического просвещения воспитанников, обучения их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучения приемам самопознания, саморегуляции, са­моуправления и самовоспитания как основополагающим уме­ниям для благополучной социализации и самореализации че­ловека в грядущей взрослой жизни;

- воспитания (развития) чувств, привития оптимистичес­кого мировосприятия, обучения радостному проживанию жиз­ни, каждой ее минуты.

Функция менеджера реализуется через внутриорганизацион-ною деятельность и организацию деятельности во внешней среде.

Внутриорганизационная деятельность социального педа­гога включает в себя:

- проведение изучения межличностных взаимоотношений в коллективе, выявление лидеров, "изгоев", референтных мик­рогрупп учащихся, проблем взаимоотношений мальчиков и де­вочек, отношения к "отличникам" и "двоечникам", к моде, внеш­нему виду подростков;

- проведение анализа результатов развития ученического коллектива, организационной культуры школьников, измене­ний во взаимоотношениях ребят, построение путей дальнейше­го развития организационных способностей, корпоративной (коллективной) культуры учащихся;

- управление детским коллективом по выполнению плано­вых заданий, уставных требований школы: распорядка, правил, дисциплины, участия в обязательных мероприятиях школы (са­мообслуживании, трудовых акциях, дежурствах по школе), об­щешкольных мероприятиях, имеющих государственную, граж­данскую, культурную значимость;

- координацию организационной деятельности коллекти­ва, развитие ученического самоуправления, коллегиальных ме­тодов управления, помощь в подборе и расстановке кадров, обу­чение организационным умениям учащихся, поощрение за вы­полненную работу, создание условий для приобретения само­стоятельного опыта организации и управления, развитие орга­низационной культуры школьников.

Коллектив школы, находится в постоянном взаимодействие с непосредственной внешней средой: другими коллективами школ, родителями, внешкольными организациями дополнитель­ного образования, социальными учреждениями, окружающей социальной средой, а также обществом в целом.

Общество в целом непосредственно не связано с коллекти­вом, однако оказывает влияние на развитие мировоззрения школьников, их взаимоотношения, ценностные ориентации, приоритеты в сфере интересов ребят.

Контакты с непосредственным внешним окружением свя­заны с решением сложнейших задач, прежде всего адаптацией коллектива к внешнему окружению, установлением широких связей с другими, внешкольными организациями и объедине­ниями, уходом от " закукливания" и в тоже время сохранением эмоциональной, душевной и деловой целостности коллектива.

В связи с этим социальному педагогу необходимо:

- развивать у школьников коммуникативные способности, способность к толерантности, готовность к изменениям;

- способствовать развитию направлений по связи с други­ми коллективами, общешкольным самоуправлением, внешколь­ными организациями и объединениями, со взрослыми (родите­лями, учителями, администрацией, специалистами сферы до­полнительного образования и т. д.);

- обеспечивать школьников своевременной информацией и советами о внешнем окружении, способах взаимодействия с ним;

- воспитывать у учащихся аналитическое отношение к ин­струкциям, приказам, распоряжениям, принятым руководством школы, школьным ученическим самоуправлением; критическое отношение к форматизированным, стандартизированным зада­чам, сопротивлению к изменениям, командному типу руковод­ства и контроля.

Социальный педагог как организатор обеспечивает выпол­нение коллективом учащихся целей и задач своей организации, направленных на создание условий для развития и саморазви­тия индивидуальности каждого школьника и способности к вза­имодействию (сотрудничеству, сотворчеству и управлению) в коллективе на основе гуманистических ценностей. В связи с этим он осуществляет следующие виды деятельности:

- мотивирует учащихся к развитию ученического коллек­тива как средства развития каждого путем организации взаи­модействия на основе позитивных интересов школьников;

- проектирует и развивает взаимодействие между члена­ми ученического коллектива;

- разрабатывает стратегию развития коллектива, коорди­нирует усилия учащихся в определении ближайших целей и содержания деятельности коллектива;

- способствует развитию ученического самоуправления как средства развития организационных способностей школьников;

- является основным информационным источником в свя­зи коллектива с внешним окружением;

- несет ответственность перед администрацией школы и родителями за результаты своей деятельности;

- организует дело, опираясь на следующие стадии: плани­рование, организация, проведение, анализ, построение перспек­тив;

- является гарантом обеспечения правовой защиты и со­циально-педагогической поддержки ребенка в развитии и ре­шении личностных проблем школьников как внутри коллекти­ва, так и во внешней среде;

- осуществляет связь с внешней средой по следующим на­правлениям: "Здоровье" — со школьными медиками, родите­лями, врачами во время диспансеризации, специалистами до­полнительного образования в сфере спорта, туризма (органи­зация консультаций, классных часов, встреч, практикумов по релаксации, самомассажу, рациональному питанию, диагности­ки); "Общение" — с психологом, родителями, школьным учени­ческим самоуправлением (тренинги общения, организация кол­лективных дел, организация работы ученического самоуправ­ления и т. д.); "Учение" — с учителями-предметниками, роди­телями, заместителем директора по УВР по вопросам развития интеллектуальных способностей учащихся, ученическим Науч­ным обществом и его руководителем (организация индивиду­альных консультаций, факультативов, участие в интеллекту­альных играх и олимпиадах, научно-исследовательской рабо­те); "Досуг" — заместителем директора по BP, специалистами сферы дополнительного образования, ученическим самоуправ­лением школы, родителями, представителями досуговых орга­низаций (театров, музеев, экскурсионных и туристических фирм и т. п.) — организация коллективной творческой деятель­ности, экскурсий, подбор досуговых кружков и секций и т. д.; "Образ жизни" — с представителями профориентационных организаций, предприятий, научных и образовательных учреж­дений, родителями (организация встреч, бесед, экскурсий).

Для осуществления менеджерской функции социальному педагогу необходимо:

- обладать организационной культурой, т.е. умением органи­зовать дело, привлечь других для его осуществления, путем ис­пользования метода включенного интереса учащегося как автора (собственника идеи осуществляемого дела) и как его исполнителя,

- планировать и анализировать, корректировать как свою, так и коллективную деятельность,

- пользоваться авторитетом и уважением со стороны уча­щихся, родителей, педагогов и иных взрослых, участвующих в процессе образования и развития культуры школьников,

- быть готовым к выполнению функции организатора и ра­боте с ученическим коллективом,

- развивать в себе такие качества, как уверенность, уме­ние отстаивать собственное мнение, быть независимым в суж­дениях, сила воли, мужество, детоцентризм, быть успешным в какой-либо сфере (хорошо играть на гитаре, в теннис, рисовать, лепить, разбираться в вопросах современной музыки и т. д.).

Одним из направлений в деятельности социального педа­гога (по согласованию с администрацией и согласия социально­го педагога) может быть работа с ученическим самоуправлени­ем как превентивным средством социально-педагогической под­держки детей в процессе их социализации и самореализации, решении в связи с этими процессами проблем.

Развитие ученического самоуправления в современной школе, группе определяется целями образования и воспитания личности. Это означает поиск новых творческих подходов к про­цессу воспитания детей, повышение базовой культуры школь­ника: духовно-нравственной, интеллектуальной, коммуника­тивной, организаторской культуры, создание условий для са­моопределения и саморазвития ребенка.

Задачей социального педагога сегодня является развитие у школьников нравственных и организационных способностей, как средств формирования личности, способной к организации как собственной, так и коллективной жизнедеятельности. Какими же качествами и способностями должен обладать современный организатор и управленец? Это:

- нравственные качества, направленные на успешное раз­витие их организации (духовное, интеллектуальное, материаль­ное), оказание помощи или услуг, востребованных людьми, при­носящих пользу обществу, в котором проживаешь;

- организаторская интуиция, которая предполагает виде­ние перспектив развития сообщества и окружающей среды и регулирующих ее параметров (времени, пространства, механиз­мов осуществления, видов и форм деятельности, отношений);

- любознательность, стремление к саморазвитию и само­совершенствованию;

- самокритичность, умение признавать свои ошибки;

- толерантность. Это значит: знать свои достоинства и недо­статки (Я-реальное и Я-идеальное у толерантной личности не совпадают), чувствовать себя защищенным, психологически ус­тойчивой личностью, нести ответственность за свою собственную жизнь, не перекладывая проблем на других, обладать способно­стью к самоопределению, принимать мир в его многообразии (раз­ные религии, нации, расы, социальное положение и т.д.), быть эмпатийной личностью, оптимистом, обладать чувством юмора, поддерживать демократические нормы и ценности жизни;

- организаторские способности (организация дела и дости­жение результатов, анализ и прогнозирование дальнейших пу­тей развития).

Условиями успешного развития организаторских способно­стей школьников является уровень сплоченности и подготовлен­ности ученического коллектива к организации коллективных дел.

Самоуправление предполагает, что учащиеся могут само­стоятельно осуществлять деятельность, включая постановку цели, планирование, организацию, согласование, анализ, пост­роение перспектив. Однако эта деятельность должна носить об­щественно значимый, воспитывающий и развивающий харак­тер. Необходимо, чтобы ребята-организаторы почувствовали, что их деятельность нужна другим школьникам, школе, социу­му, при этом осознавали ответственность за ее выполнение. Для этого необходима помощь взрослого: вожатого, заместителя ди­ректора по воспитательной работе, социального педагога, роди­телей. Их роль заключается в том, чтобы создать условия для развития творческой инициативы ребят в обсуждении насущ­ных проблем и перспектив жизнедеятельности ученического коллектива; проявления желаний самим подготовить творчес­кие дела, значимые как для них самих, так и других, организо­вать ребят к выполнению поручений.

Организация самоуправления — это не одноактное действие, а динамический процесс постепенного перехода от организации деятельности детского коллектива взрослыми к самодеятельно­сти. В этом процессе можно выделить несколько этапов.

Первый этап характеризуется вовлечением школьников в творческую деятельность. Уже в начальной школе социальный педагог готовит вместе с учениками праздники. Его задачей яв­ляется не только распределение обязанностей, но и объяснение своих организационных шагов. Следующим шагом будет распре­деление временных поручений между школьниками, фиксация их выполнения, совместный анализ успехов и неудач при выпол­нении заданий. Таким образом, уже в начальной школе ребята могут быть подготовлены к организации само-деятельности.

Второй этап развития самоуправления осуществляется под контролем социального педагога в 5-8-х классах. Педагог помо­гает уже выборному ученическому активу во главе, например, со старостой подготовить планирование мероприятий, помочьактиву во время подготовки и проведения дела , при его ана­лизе. На этой ступени, несмотря на то что социальный педагог продолжает "вмешиваться" в деятельность ученического само­управления, предоставляет больше полномочий учащимся, чаще работает с активом, а не со всем классом, чтобы не "сбить" инициативу ребят. Важным компонентом в работе является про­ведение учебы актива. Лучше, если это проходит в неформаль­ной обстановке, во время чаепития или в процессе специально организованных ролевых и творческих игр.

В процессе развития коллектива могут формироваться но­вые секции, клубы по интересам, расширяться их возможности и полномочия. Например, центры "Здоровье", "Учение", "Досуг", "Пресс-центр". "Труд", "Спорт" могут быть дополнены клубом общения, клубом любителей детективов и приключений, науч­ной секцией, секцией настольного тенниса и т.д. На третьем эта­пе (9-11-й классы) социальный педагог выступает в роли кон­сультанта и координатора в самодеятельности учеников, тре­тейским судьей в разрешении возникших конфликтов среди ребят.

Главной задачей социального педагога в развитии учени­ческого самоуправления является духовно-нравственное, граж­данское воспитание учащихся, развития организаторской куль­туры школьников, сплочение ученического коллектива с целью создания комфортной, безопасной обстановки, необходимой для решения проблем ребенка, развития и саморазвития школьни­ка. При этом социальный педагог стремится к тому, чтобы, по­степенно передавая полномочия ученическому самоуправле­нию, создавать и поддерживать необходимые условия для его успешного функционирования.

Ключевой фигурой образовательного учреждения по осу­ществлению социально-педагогической поддержки является школьный психолог.

Он оказывается бессильным помочь ребенку, если не будет эффективно взаимодействовать с учителями, социальным пе­дагогом, родителями, администрацией и внешкольными меди­ко-психолого-педагогическими организациями.

Школьный психолог — специалист, деятельность которого направлена на оказание помощи ребенку, их родителям и учи­телям в решении личностных и профессиональных проблем. Как и у социального педагога, объем функциональных обязанностей психолога, предусмотренный квалификационной характеристи­кой, огромен.

В положении о психологической службе подчеркнута ос­новная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомо­гательный характер работы с администрацией, педагогами, ро­дителями.

Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями.

Какой же психолог нужен современной школе?

На основе личностного опросника Р. Кэттела была состав­лена эталонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога. Характеристика идеального психолога представле­на следующими моментами:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные спо­собности, быть проницательным, рассудительным, свободомыс­лящим, скрупулезным аналитиком.

2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию, любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к лю­дям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы лич­ности групповым интересам, совестливый, добросовестный, име­ет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, ав­торитетный.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, в выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, дол­жна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие на­правления его деятельности (психотерапевтическая, коррекци-онная, консультативная, тренинг) требуют создания специфи­ческих условий. Для нормальной работы психолога как мини­мум нужен совмещенный кабинет на 12—15 мест, оборудован­ный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хране­ния психодиагностических методик и результатов исследова­ний. Можно представить оптимальные условия для работы пси­холога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физио­логических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппа­ратура, автоматизированное рабочее место психолога с посто­янно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключение психологической экспертизы.

Психолог образовательного учреждения является ведущим специалистом по социально-педагогической поддержке ребен­ка и может быть научным руководителем социальной службы школы.

Социальная служба школы включает несколько направле­ний: социально-психологическое, нормативно-правовое, соци­ально-педагогического сопровождения, социальной помощи, образовательно-воспитательное.

1. Социально-психологическое направление включает:

1) мониторинг психологического здоровья:

- психологическое тестирование будущих первоклассников;

- отслеживание интеллектуального развития и личностного роста школьников;

2) работа с одаренными детьми:

- диагностика способностей;

- выявление и коррекция индивидуальных факторов, пре­пятствующих развитию одаренности;

3) психологическое просвещение:

- проведение занятий со старшеклассниками по програм­ме курса "Введение в психологию";

- участие в работе педсоветов;

- проведение тематических родительских собраний;

4) диагностика и коррекция психического развития:

- индивидуальная и групповая диагностика уровня разви­тия интеллекта, творческих способностей, эмоционального со­стояния;

- индивидуальная и групповая коррекция внимания, памя­ти, мыслительных процессов; развитие навыков нешаблонного мышления; развитие навыков общения;

5) психологическое консультирование:

- школьников (конфликты с учителями, конфликты с ро­дителями, общение со сверстниками);

- учителей (рекомендации по работе с отдельными класса­ми и учениками);

- родителей (проблемы взаимоотношений в семье);

6) разрешение конфликтных ситуаций:

- между школьниками;

- между школой и родителями;

- в педагогическом коллективе;

- в семье;

7) проведение психологических тренингов:

- тренинги общения;

- тренинги личностного роста;

- тренинги навыков профессионального мастерства педа­гогов;

Данное направление реализуется совместно психологами и социальными педагогами школы.

2. Нормативно-правовое направление:

1) организация нормотворчества:

- в классах;

- в школе;

2) правовое просвещение:

- проведение занятий по правовым аспектам государства, общества, школы;

- участие в работе педсоветов;

- проведение тематических родительских собраний;

3) мониторинг развития правового сознания школьников;

4) правовое консультирование:

- школьников (защита прав ребенка);

- учителей (права и обязанности педагогов);

- родителей (семейное право);

5) правовая защита. Представление интересов ребенка в го­сударственных и общественных организациях и учреждениях;

6) проведение занятий:

- правовых игр;

- тренингов по этикету;

- организация клубов и кружков по правовому воспитанию.

Осуществляется социальнымпедагогом совместно с инспек­цией по делам несовершеннолетних (ИДН), социальными работ­никами, специалистами социальных центров помощи семье и детям и др.

3. Педагогическое сопровождение детей с девиантным и деликвентным поведением осуществляется социальным педа­гогом совместно с ИДН, социальными работниками, специалис­тами социальных центров помощи семье и детям и др.

4. Направление социальной помощи:

- организация питания для соответствующих категорий детей;

- организация материальной помощи малоимущим семьям;

- охрана здоровья детей школе (контроль за состоянием ка­бинетов, рекреаций, мест общего пользования, за качеством питания).

Осуществляется социальным педагогом совместно с замес­тителем по социальной работе, муниципальными службами

5. Образовательно- воспитательное направление включает помощь в организации и проведении разнообразных мероприя­тий, праздников, игр. Осуществляется социальным педагогом совместно со специалистами учреждений дополнительного об­разования, учителями-предметниками, классными руководите­лями, родителями и др.

Алгоритм индивидуальной работы социального педагога, опирающегося на концепцию социально-педагогической поддер­жки ребенка, можно представить следующим образом:

1. Диагностический этап.

1) анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение ее достоверности;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживаемости и осознанности проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;

е) определение готовности или неготовности ребенка к ре­шению проблемы;

2) постановка задач педагогической защиты;

3) определение своей компетенции в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать.

2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании про­блемы и ее причин или создание условий для актуализации про­блемы для ребенка.

3. Построение гипотезы решения трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической поддер­жки (прямой, превентивной)

5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения про­блемы или создание условий для поиска им самим указанных способов.

6. Анализ результатов выхода из проблемы.

7. Оценка собственной деятельности.

8. Актуализация логики поиска самостоятельного решения проблемы для ребенка.

9. Осуществление контроля за состоянием ребенка, его развитием.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4