logo
Иванов А

9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога

Актуальность реализации социально-педагогической поддер­жки инновационной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня профессионализма, развитием способности противостоять многочисленным трудностям, встающим перед со­циальным педагогом, находить выход из кризисных ситуаций, спо­собностью предлагать нестандартные решения, постоянно осуще­ствлять контроль за своей деятельностью и поведением.

Социальный педагог выступает как субъект своего соб­ственного формирования и развития в процессе создания, вне­дрения и распространения новшеств, в то же время он нужда­ется в социально-психологической поддержке своих начинаний. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятель­ности социального педагога рассматривается как специально организованная деятельность сотрудников образовательного учреждения, направленная на оказание помощи и решения про­блем личности, преодоления психологических барьеров, возни­кающих на разных этапах инновационного процесса.

Социально-педагогическая поддержка инновационной де­ятельности социального педагога отражает количественное и качественное состояние услуг, ресурсов, возможностей, предо­ставляемых специалистом, педагогическим коллективом от­дельному педагогу или инновационной группе, оказавшихся в затрудненной ситуации. Объектом социально-педагогической поддержки может быть ситуация, обязательно несущая в сво­ем содержании какую-либо угрозу эмоциональному состоянию, статусу, процессу деятельности или взаимоотношениям участ­ников инновационной деятельности. В связи с глубокими пре­образованиями, происходящими в общественной жизни, обо­стряется проблема выявления факторов, определяющих способ­ность противостоять как непредвиденным ситуациям, обуслов­ленным случайными событиями, так и кризисам самоактуали­зации, связанным с выполнением дополнительных профессио­нальных обязанностей социальным педагогом.

Одной из задач психолого-педагогических наук является изучение внутреннего, в том числе эмоционального, мира учас­тников инновационного процесса. Нервное напряжение социаль­ного педагога в процессе создания и внедрения социальных про­ектов, в общении с коллегами, родителями, детьми и админист­рацией, конфликты, собственные переживания внутреннего порядка — эти и другие проблемы являются объектами соци­ально-педагогической поддержки. В процессе создания иннова­ционных проектов часто возникают трудности, ошибки, напря­женные психические состояния, возникающие при взаимодей­ствии участников педагогического процесса.

Успешность инновационной деятельности социального пе­дагога определяется его способностью учитывать и контроли­ровать особенности межличностных отношений в коллективе.

Социально-педагогическая поддержка инновационной де­ятельности социального педагога имеет сложную операциональ­ную структуру. Это и форма деятельности социального педаго­га по овладению методологией инновационной деятельности; это и процесс установления контакта с участниками инновацион­ного процесса, это и саморегуляция субъектов, это и способность использовать свои внутренние ресурсы по реализации социаль­но-педагогической деятельности. И поэтому социально-педаго­гическая поддержка может рассматриваться и как специаль­ная деятельность, и как посредническая система.

Среди факторов, от которых зависит уровень и успех дея­тельности социального педагога в напряженных ситуациях ин­новационной деятельности, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных пре­пятствий.

Проблема прогнозирования поведения педагога в напря­женных ситуациях профессиональной деятельности, а также оценка вероятности сохранения их здоровья и работоспособно­сти после воздействия таких ситуаций является одной из акту­альных. По нашему мнению, решение задач по подготовке со­циальных педагогов к прогнозированию своего профессиональ­ного "затрудненного" будущего целесообразно осуществлять в рамках социально-педагогической поддержки. Затруднения должны быть осознаны, чтобы на основе этого можно было со­здать новый опыт отношения к различным трудностям в сфере инновационной деятельности. Существенным для нас является то, что трансформация личностно-профессиональных затруд­нений выступает в качестве ресурса развития личности. Ресурс определяет шанс, возможность, средства, запасы чего-нибудь, к которым обращаются в случае необходимости.

Социально-педагогическая поддержка социального педаго­га как деятельность во многом зависит от факторов, определя­ющих успешность планирования, организации и осуществления инновационной деятельности в условиях вариативности совре­менного российского образования. Так, внутри одного типа об­разовательного учреждения имеется несколько ее видов. Напри­мер, к видам общеобразовательной школы-интерната относят: школа-интернат начального общего образования, школа-интер­нат среднего общего образования, школа-интернат среднего об­щего образования с углубленным изучением отдельных пред­метов, гимназия-интернат, лицей-интернат, санаторная школа-интернат, кадетская школа-интернат и др.

В связи с этим необходимо рассмотреть особенности типов ориентации инновационных образовательных учреждений. В школах проектной ориентации педагоги проводят свои иссле­дования автономно, локально и разворачивают их на собствен­ном предметном материале. Эти исследования проводятся на разных возрастных группах учащихся. Такие исследования ча­сто не связаны с другими и входят в общий проект образова­тельного учреждения.

В школах-лабораториях педагоги осуществляют помимо локальных рамочные исследования, направленные на решение некоторой общей проблемы независимо от того, в какой возрас­тной группе и на каком предметном материале они осуществ­ляются. Исследования разных педагогов обязательно связаны между собой.

Рассматривая особенности социально-педагогической под­держки реализации инновационных социальных программ в деятельности социального педагога, необходимо выделить че­тыре основных направления инноваций, включающих измене­ния: в организации образовательного процесса, в содержании образования, в технологии, в управлении теми или иными со­циальными проектами. В деятельности социального педагога большое значение имеют такие направления как: организация внеучебной познавательной и культурно-досуговой деятельно­сти учащихся, моделирование взаимоотношений ребенка с мик­росоциумом, педагогическая поддержка семьи, работа с учени­ческим самоуправлением, социально-психологическая помощь детям-мигрантам, организация социально-педагогического вза­имодействия в работе с учащимися "группы риска" и др.

Необходимо подчеркнуть также значение ориентации соци­альных педагогов на развитие инновационного мышления, что предполагает подготовку специалиста-эксперта, который должен уметь не только решать типовые задачи, но уметь выделять пе­дагогические проблемы и мыслить комплексно — в охвате раз­ных концептуальных подходов к полю возможных решений про­блем. Комплексный и междисциплинарные подходы — современ­ная методологическая перспектива инноваций в науке. Осуще­ствление социально-педагогической поддержки инновационной деятельности позволит приблизить профессиональную деятель­ность к реализации инноваций в социальной сфере.

Основные задачи по обеспечению психолого-педагогического сопровождения реализации инновационных социально-педагоги­ческой поддержки направлены на изучение основных проблем развития инновационных процессов в образовании, экспертизы и мониторинга уровня развития составляющих инновационного об­разования (среда, педагог, воспитанники), оценки коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки, опре­деления их эффективности; формирование умений применять полученные знания к различным областям инновационной дея­тельности: кадровые и социально-педагогические процессы, инно­вационное поведение, общение, межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде; выбор адекватных методов диагностики уровня личностного и познавательного развития де­тей и учащихся дошкольных, средних и высших учебных заведе­ний, включенных в систему инновационного образования; готов­ность социального педагога к осуществлению инновационной дея­тельности; овладение методиками диагностики профессионально важных качеств педагога-инноватора, социальной зрелости педа­гога, проектировщика и социальной группы как субъектов инно­вационного процесса; методологию разработки инновационного проекта, управления инновационными процессами в образовании, формами индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в системе инновационного образования.

Основные методы решения задач социально-педагогичес­кой поддержки реализации инновационных социальных про­грамм связаны с теоретическим анализом и разработкой инно­вационной программы и проведением психолого-педагогическо­го анализа ее эффективности в образовательном учреждении, а также разработкой тренинговых процедур различной направ­ленности, предназначенных для повышения продуктивности инновационной деятельности социального педагога.

В самоанализе результатов инновационной деятельности социальный педагог может отразить следующие результаты работы:

- тему и цель инновационной, экспериментальной работы;

- наличие авторской программы по одному или нескольким основным направлениям социально-педагогической деятельно­сти в образовательном учреждении, микросоциуме (социально-педагогическая профилактика или преодоление социально-не­гативных явлений в среде воспитанников, в семейной среде, в микросоциуме);

- использование современных технологий в организации социально-педагогической деятельности на уровне использова­ния методических приемов, отдельных компонентов системы или целостной системы;

- положительную динамику решения социально-педагоги­ческих задач через соотнесение имеющихся социально-педаго­гических проблем и результатов их решения: результаты по­зитивного изменения социального развития, положения подо­печных (детей, семей, состоящих на учете у социального педа­гога);

- результативность включенности детей и взрослых в со­циально ценные виды деятельности;

- технологии, методики и методы активизации, использо­вания воспитательного потенциала социальной среды (семьи, об­разовательного учреждения, микросоциума);

- развитие социальных инициатив детей и взрослых, по­явление и успешную деятельность общественных объединений;

- динамику — результативность изменений в отношении участников процесса социально-педагогической деятельности (образовательного процесса) к базовым социальным ценностям;

- динамику в социально-педагогических условиях обеспе­чения жизнедеятельности коллектива учреждения, в том чис­ле — организацию продуктивного взаимодействия во внутри-школьном социуме (с классными руководителями, с психологом и другими специалистами ОУ, с детскими объединениями, с ро­дителями воспитанников/учащихся);

- результативность позитивного изменения социально-пси­хологической обстановки в социальной среде ОУ, в том числе комфортности микроклимата;

- данные по обобщению и распространению собственного социально-педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне: открытые мероприятия, мастер-классы, семинары, авторские презентации, участие в конференциях и т. д.;

- участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах, научно-практических конферен­циях, проектах;

- наличие и результативность системы мониторинга; мно­гообразие методов диагностики и социальной адаптации и реа­билитации детей;

- наличие и степень реализации индивидуальных программ социального развития обучающихся;

- разработку рекомендаций для педагогов (учителей, класс­ных руководителей) и специалистов по результатам социаль­но-педагогической диагностики, мониторинга;

- широту охвата проблем, решаемых за счет социальных связей с государственными и общественными структурами: сло­жившаяся система социального партнерства (взаимодействия) со специалистами, учреждениями для решения социально-пе­дагогических задач;

- авторские методические материалы, которые социальный педагог использует в педагогическом процессе.

Таким образом, проблема социально-педагогической под­держки реализации инновационных программ в деятельности социального педагога является одной из актуальных в теории и практике образования. Ее разработка определяет перспективы развития различных аспектов инновационной компетентности, актуализацию интеллектуально-личностного потенциала соци­альных педагогов, заведомо принимающих решения в услови­ях неопределенности, ориентация на подготовку педагога-про­фессионала, который будет выступать экспертом в области ин­новаций.