9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
Актуальность реализации социально-педагогической поддержки инновационной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня профессионализма, развитием способности противостоять многочисленным трудностям, встающим перед социальным педагогом, находить выход из кризисных ситуаций, способностью предлагать нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.
Социальный педагог выступает как субъект своего собственного формирования и развития в процессе создания, внедрения и распространения новшеств, в то же время он нуждается в социально-психологической поддержке своих начинаний. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога рассматривается как специально организованная деятельность сотрудников образовательного учреждения, направленная на оказание помощи и решения проблем личности, преодоления психологических барьеров, возникающих на разных этапах инновационного процесса.
Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога отражает количественное и качественное состояние услуг, ресурсов, возможностей, предоставляемых специалистом, педагогическим коллективом отдельному педагогу или инновационной группе, оказавшихся в затрудненной ситуации. Объектом социально-педагогической поддержки может быть ситуация, обязательно несущая в своем содержании какую-либо угрозу эмоциональному состоянию, статусу, процессу деятельности или взаимоотношениям участников инновационной деятельности. В связи с глубокими преобразованиями, происходящими в общественной жизни, обостряется проблема выявления факторов, определяющих способность противостоять как непредвиденным ситуациям, обусловленным случайными событиями, так и кризисам самоактуализации, связанным с выполнением дополнительных профессиональных обязанностей социальным педагогом.
Одной из задач психолого-педагогических наук является изучение внутреннего, в том числе эмоционального, мира участников инновационного процесса. Нервное напряжение социального педагога в процессе создания и внедрения социальных проектов, в общении с коллегами, родителями, детьми и администрацией, конфликты, собственные переживания внутреннего порядка — эти и другие проблемы являются объектами социально-педагогической поддержки. В процессе создания инновационных проектов часто возникают трудности, ошибки, напряженные психические состояния, возникающие при взаимодействии участников педагогического процесса.
Успешность инновационной деятельности социального педагога определяется его способностью учитывать и контролировать особенности межличностных отношений в коллективе.
Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога имеет сложную операциональную структуру. Это и форма деятельности социального педагога по овладению методологией инновационной деятельности; это и процесс установления контакта с участниками инновационного процесса, это и саморегуляция субъектов, это и способность использовать свои внутренние ресурсы по реализации социально-педагогической деятельности. И поэтому социально-педагогическая поддержка может рассматриваться и как специальная деятельность, и как посредническая система.
Среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности социального педагога в напряженных ситуациях инновационной деятельности, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий.
Проблема прогнозирования поведения педагога в напряженных ситуациях профессиональной деятельности, а также оценка вероятности сохранения их здоровья и работоспособности после воздействия таких ситуаций является одной из актуальных. По нашему мнению, решение задач по подготовке социальных педагогов к прогнозированию своего профессионального "затрудненного" будущего целесообразно осуществлять в рамках социально-педагогической поддержки. Затруднения должны быть осознаны, чтобы на основе этого можно было создать новый опыт отношения к различным трудностям в сфере инновационной деятельности. Существенным для нас является то, что трансформация личностно-профессиональных затруднений выступает в качестве ресурса развития личности. Ресурс определяет шанс, возможность, средства, запасы чего-нибудь, к которым обращаются в случае необходимости.
Социально-педагогическая поддержка социального педагога как деятельность во многом зависит от факторов, определяющих успешность планирования, организации и осуществления инновационной деятельности в условиях вариативности современного российского образования. Так, внутри одного типа образовательного учреждения имеется несколько ее видов. Например, к видам общеобразовательной школы-интерната относят: школа-интернат начального общего образования, школа-интернат среднего общего образования, школа-интернат среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия-интернат, лицей-интернат, санаторная школа-интернат, кадетская школа-интернат и др.
В связи с этим необходимо рассмотреть особенности типов ориентации инновационных образовательных учреждений. В школах проектной ориентации педагоги проводят свои исследования автономно, локально и разворачивают их на собственном предметном материале. Эти исследования проводятся на разных возрастных группах учащихся. Такие исследования часто не связаны с другими и входят в общий проект образовательного учреждения.
В школах-лабораториях педагоги осуществляют помимо локальных рамочные исследования, направленные на решение некоторой общей проблемы независимо от того, в какой возрастной группе и на каком предметном материале они осуществляются. Исследования разных педагогов обязательно связаны между собой.
Рассматривая особенности социально-педагогической поддержки реализации инновационных социальных программ в деятельности социального педагога, необходимо выделить четыре основных направления инноваций, включающих изменения: в организации образовательного процесса, в содержании образования, в технологии, в управлении теми или иными социальными проектами. В деятельности социального педагога большое значение имеют такие направления как: организация внеучебной познавательной и культурно-досуговой деятельности учащихся, моделирование взаимоотношений ребенка с микросоциумом, педагогическая поддержка семьи, работа с ученическим самоуправлением, социально-психологическая помощь детям-мигрантам, организация социально-педагогического взаимодействия в работе с учащимися "группы риска" и др.
Необходимо подчеркнуть также значение ориентации социальных педагогов на развитие инновационного мышления, что предполагает подготовку специалиста-эксперта, который должен уметь не только решать типовые задачи, но уметь выделять педагогические проблемы и мыслить комплексно — в охвате разных концептуальных подходов к полю возможных решений проблем. Комплексный и междисциплинарные подходы — современная методологическая перспектива инноваций в науке. Осуществление социально-педагогической поддержки инновационной деятельности позволит приблизить профессиональную деятельность к реализации инноваций в социальной сфере.
Основные задачи по обеспечению психолого-педагогического сопровождения реализации инновационных социально-педагогической поддержки направлены на изучение основных проблем развития инновационных процессов в образовании, экспертизы и мониторинга уровня развития составляющих инновационного образования (среда, педагог, воспитанники), оценки коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки, определения их эффективности; формирование умений применять полученные знания к различным областям инновационной деятельности: кадровые и социально-педагогические процессы, инновационное поведение, общение, межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде; выбор адекватных методов диагностики уровня личностного и познавательного развития детей и учащихся дошкольных, средних и высших учебных заведений, включенных в систему инновационного образования; готовность социального педагога к осуществлению инновационной деятельности; овладение методиками диагностики профессионально важных качеств педагога-инноватора, социальной зрелости педагога, проектировщика и социальной группы как субъектов инновационного процесса; методологию разработки инновационного проекта, управления инновационными процессами в образовании, формами индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в системе инновационного образования.
Основные методы решения задач социально-педагогической поддержки реализации инновационных социальных программ связаны с теоретическим анализом и разработкой инновационной программы и проведением психолого-педагогического анализа ее эффективности в образовательном учреждении, а также разработкой тренинговых процедур различной направленности, предназначенных для повышения продуктивности инновационной деятельности социального педагога.
В самоанализе результатов инновационной деятельности социальный педагог может отразить следующие результаты работы:
- тему и цель инновационной, экспериментальной работы;
- наличие авторской программы по одному или нескольким основным направлениям социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении, микросоциуме (социально-педагогическая профилактика или преодоление социально-негативных явлений в среде воспитанников, в семейной среде, в микросоциуме);
- использование современных технологий в организации социально-педагогической деятельности на уровне использования методических приемов, отдельных компонентов системы или целостной системы;
- положительную динамику решения социально-педагогических задач через соотнесение имеющихся социально-педагогических проблем и результатов их решения: результаты позитивного изменения социального развития, положения подопечных (детей, семей, состоящих на учете у социального педагога);
- результативность включенности детей и взрослых в социально ценные виды деятельности;
- технологии, методики и методы активизации, использования воспитательного потенциала социальной среды (семьи, образовательного учреждения, микросоциума);
- развитие социальных инициатив детей и взрослых, появление и успешную деятельность общественных объединений;
- динамику — результативность изменений в отношении участников процесса социально-педагогической деятельности (образовательного процесса) к базовым социальным ценностям;
- динамику в социально-педагогических условиях обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения, в том числе — организацию продуктивного взаимодействия во внутри-школьном социуме (с классными руководителями, с психологом и другими специалистами ОУ, с детскими объединениями, с родителями воспитанников/учащихся);
- результативность позитивного изменения социально-психологической обстановки в социальной среде ОУ, в том числе комфортности микроклимата;
- данные по обобщению и распространению собственного социально-педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне: открытые мероприятия, мастер-классы, семинары, авторские презентации, участие в конференциях и т. д.;
- участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, проектах;
- наличие и результативность системы мониторинга; многообразие методов диагностики и социальной адаптации и реабилитации детей;
- наличие и степень реализации индивидуальных программ социального развития обучающихся;
- разработку рекомендаций для педагогов (учителей, классных руководителей) и специалистов по результатам социально-педагогической диагностики, мониторинга;
- широту охвата проблем, решаемых за счет социальных связей с государственными и общественными структурами: сложившаяся система социального партнерства (взаимодействия) со специалистами, учреждениями для решения социально-педагогических задач;
- авторские методические материалы, которые социальный педагог использует в педагогическом процессе.
Таким образом, проблема социально-педагогической поддержки реализации инновационных программ в деятельности социального педагога является одной из актуальных в теории и практике образования. Ее разработка определяет перспективы развития различных аспектов инновационной компетентности, актуализацию интеллектуально-личностного потенциала социальных педагогов, заведомо принимающих решения в условиях неопределенности, ориентация на подготовку педагога-профессионала, который будет выступать экспертом в области инноваций.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики
- 1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории
- 1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке
- 1.3. Основные концепции социальной педагогики
- 1.3.2. Концепции социальной среды.
- 1.4. Методология социально-педагогических исследований
- 1.4.1. Научные основы методологии социально-педагогических исследований.
- 1.4.2. Методы социально-педагогического исследования.
- 1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
- Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности
- 2.3.2. Воспитание и социальное воспитание.
- Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях
- 3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки
- 3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки
- 3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.4.1. Методы поддержки здоровья.
- 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.
- 3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации
- 3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка
- 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними в образовательных учреждениях
- 5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов
- 5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением
- 5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами
- Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.1. Сущность семьи как социального института
- 6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
- 6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
- 6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
- Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа
- 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
- 7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
- Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении
- 8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении
- 8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба
- 8.3. Педагогическая культура социального педагога
- Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога
- 9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога
- 9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога
- 9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания
- 9.4. Инновационная культура социального педагога